Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Статистика товародвижения и товарооборота




 

Товар — предмет (материально-вещественный и интеллектуаль­ный продукт) или действие (т. е. услуга), обладающие полезны­ми потребительскими свойствами (потребительской ценно­стью) и предназначенные для продажи. Товародвижение — это перемещение товара в пространстве (географическом и экономическом). Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного вла­дельца к другому. Звенность товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) — число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность — число перевозок товара из одного склада в другой. Звенность товародвижения зависит от маркетинговой стратегии выбора предприятием-поставщиком канала товародвижения. Канал товародвижения — совокупность фирм и частных лиц, осуществляющих доведение товара от производителя до по­требителя, а также последовательность, в которой они участ­вуют в этом процессе.

В маркетинге существует следующая классификация каналов товародвижения: прямые, косвенные, двух- и более уровневые каналы.

Торговый посредник — фирма или частное лицо, осуществляющие покупку и последующую перепродажу товара или оказывающие помощь в доведении товара до потребителя. К торговым посредникам относятся: дистрибьюторы, дилеры, джобберы.

Между понятиями товародвижения и товарооборота существу­ет неразрывная связь, они невозможны друг без друга. Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент.

Предметом статистики товародвижения и товарооборота яв­ляются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.

Функциональные задачи статистики товародвижения и това­рооборота:

- сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уров­не предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; общем объеме товаро­оборота и продаже отдельных продуктов и услуг;

- оценки и анализ отдельных этапов товародвижения, его звен­ности, уровней и длины каналов товародвижения, форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, формирования и ис­пользования товарных ресурсов;

- анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассор­тимента;

- анализ динамики товарооборота;

- анализ товарооборота на душу населения и процесса удовле­творения покупательского спроса;

- региональный анализ товарооборота.

Товародвижение и товарооборот характеризуются общей систе­мой показателей, это отражает неразрывную связь этих процес­сов.

1. Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Он характеризует покупательский спрос, его структуру, материальное благосостояние, культурный уровень народа. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в нату­ральном выражении.

С процессом товародвижения непосредственно связан показа­тель характеризующий участие в рыночном процессе торговых по­средников, который называется валовым товарооборотом. Сумма всех продаж товара на пути движения от производи­теля к потребителю образует валовой товарооборот.

Чистый товарооборот — товарооборот, освобожденный от по­вторного счета, равный конечной продаже товара.

Оптовым товарооборотом называется продажа товаров круп­ными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последу­ющей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям.

В оптовой торговле средствами производства и предметами по­требления в качестве синонима оптовой продажи используется по­казатель поставка. В сбыте товаров их отпуск покупателю назы­вается отгрузкой.

Оптовая продажа товара (поставка) через канал нулевого уров­ня непосредственно оптовому потребителю или через одноуровне­вый канал— с участием одного посредника (обычно розничного) называется транзитом, или транзитным товарооборотом. Когда, в поставке такого рода участвуют посредники, не принимающие на себя прав собственности, а только способствующие процессу про­дажи товара (иногда в форме финансового участия), такая форма оптовой продажи называется организуемым транзитом, или тран­зитом с участием в расчетах. Поставка товара через двух- или бо­лее уровневый канал, через посредство дистрибьютора, называет­ся складским товарооборотом.

Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления.

Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным. Это продажа товаров массовым потребителям или тор­говым посредникам, а также отдельным лицам сравнительно небольшими по сравнению с оптовыми партиями.

2. Показатель числа перепродаж товара, или коэффициент звенности (коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому.

3. Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборо­та выделяется продажа услуг. Продажа потребительских услуг — процесс оказания услуг в обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребите­лей и заключается в действиях, направленных на удовлетво­рение соответствующих потребностей населения. К потребительским услугам относятся: бытовые услуги; жилищно-коммунальные услуги; услуги транспортам связи; медицин­ские услуги; услуги спортивно-оздоровительных учреждений; юри­дические услуги и др.

4. Товарооборот на душу населения рассчитывается как отноше­ние товарооборота к средней за период (обычно за год) численно­сти населения.

5. Самостоятельной позицией в системе показателей товарообо­рота выделяется покупка товаров домашними хозяйствами (семь­ями), что обеспечивает возможность характеристики распределе­ния покупателей по социально-экономическим группам (в первую очередь по признаку дохода, а также по социально-демографиче­ским признакам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.