КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота
6а удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота (продажи услуг). 6б соотношение продажи двух товаров (товарных групп).
Анализ выполнения договорных обязательств. Контракт (договор) — это документ, определяющий права и обязанности сторон, вступивших в отношения купли-продажи. Оценка уровня выполнения договора (контракта) поставки товаров, достаточно однородных, узкоассортиментных, измеряемых в натуральных величинах, характеризуется следующими показателями: а) уровень (степень) выполнения договорных обязательств. б) абсолютный размер отклонения поставки от условий договора (недопоставки или лишней поставки). Могут быть использованы различные методы выявления и характеристики ассортиментных отклонений поставки от условий контракта (договора): расчет линейных отклонений поставки от условий договора по каждой ассортиментной позиции; определение степени структурных различий; выявление процесса влияния ассортиментных сдвигов поставки на показатель отклонения фактической стоимости поставки от договорной. Равномерность поставки — это поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Ритмичность поставки — это соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом с учетом сезонных и цикличных особенностей производства, продажи или потребления. Оба эти явления оказывают сильное влияние на экономическую и социальную эффективность торговли. Показатель ритмичности был предложен проф. В. Е. Адамовым: где Пд и Пф — поставка (в натуральных или стоимостных един цах) соответственно по условиям договора и фактически за i-й промежуток времени (период); n — число периодов поставки. Чем ближе коэффициент аритмичности к 0, тем ритмичнее ставка, и, наоборот, чем он удаленнее от 0, тем существенне аритмичность. Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. К задачам изучения динамики товарооборота относятся. -оценка и анализ изменения и тенденций общего объема товарооборота в целом по географическому и экономическому пространству, а также дифференцированно — в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально-экономическим группам потребителей; -оценка и анализ изменения продажи отдельных продуктов и услуг; -выделение отдельных элементов (факторов) динамики товарооборота (количественного, ценностного, демографического, структурного и т. д.), построение факторных индексных моделей динамики товарооборота; -выявление и моделирование закономерностей динамического развития товарооборота и его прогнозирование. Индекс товарооборота — относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен. Индексный анализ динамики товарооборота преследует две главные цели: первая — показать относительное и абсолютное изменение товарооборота; вторая — построить мультипликативную и аддитивную индексные модели, которые позволят разложить показатель изменения товарооборота по факторам. Товарная структура, или состав купли-продажи, — абсолютный размер продажи отдельных товаров и соотношение между ними — представляет собой исключительно важный показатель статистики рынка и статистики товарооборота. Товарная структура товарооборота складывается под воздействием четырех основных факторов: структуры потребностей (производственных, общественных и личных); структуры производства; уровня и структуры денежных средств (покупательных фондов и кредита); уровня и соотношении цен, а также инфляционного процесса. Существенным фактором, влияющим на товарную и ассортиментную структуру розничного товарооборота, является комплекс демографических условий (половозрастной состав населения; размер и состав семей; социально-культурные различия; уровень урбанизации; жилищные условия; национально-географические особенности потребления и т. п.). Определенное воздействие на структуру покупок имеют психографические и поведенческие факторы. Товарная группа — это совокупность товаров и их видов, сгруппированных по сочетанию экономических, социальных и технологических признаков, важнейшими из которых являются потребительские свойства, назначение товара, характер сырья, отраслевое происхождение товара и т. д. Перечень товаров и товарных групп (товарная номенклатура) приводится в алфавитном порядке в сборнике, который носит название Товарного словаря. В ходе анализа можно укрупнять и, наоборот, разукрупнять товарные группы, осуществлять перегруппировку, объединять отдельные товары в потребительские комплексы и т. п. Статистическое изучение товарной структуры товарооборота преследует следующие задачи: определение размера продажи отдельных товаров; характеристика места отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объёме реализованной товарной массы; оценка и анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте; анализ и моделирование социальногэкономических и региональных различий товарной структуры товарооборота. Обобщающую оценку изменения товарной структуры товарооборота можно дать с помощью среднего линейного отклонения относительных показателей структуры базисного и текущего периодов — коэффициента структурных сдвигов. Региональный анализ товарооборота — это изучение состояния и развития товарооборота каждого отдельного региона (субъекта федерации, административно-экономического района, муниципального округа, отдельного города и т. д.); характеристика межрегиональных товарных связей; исследование межрегиональных различий объема, уровня, структуры и динамики товарооборота. Отсюда вытекают следующие задачи регионального анализа товарооборота: оценка объема, структуры, уровня и динамики товарооборота каждого отдельного региона; выявление зависимости развития товарооборота от состояния и развития экономики и социально-демографических условий региона; оценка территориального распределения товарооборота и характеристика места каждого региона на федеральном рынке (т. е. доли в общем объеме товарооборота); выявление рыночного потенциала региона и формирований межрегиональных товарных связей; анализ региональных различий товарооборота (территориальной вариации товарооборота на душу населения, структуры и динамики товарооборота); выявление и моделирование факторов, обусловивших эту территориальную колеблемость; выявление и анализ различий городского и сельского товарооборота. Товарооборот региона складывается под воздействием совокупности факторов: производственных, финансово-экономических, социально-демографических; природно-климатических. Определенную роль играет и уровень развития торгово-сбытовой инфраструктуры.
Тема 3 СТАТИСТИКА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ
Постоянное наличие на рынке некоторой товарной массы обеспечивает непрерывность процесса производства и воспроизводства. Эта масса товаров составляет запас, который может принимать различные формы. Непрерывность процесса товарного обращения как часть процесса воспроизводства определяет необходимость товарного запаса. Конечная цель товарного запаса — быть проданным, т. е. обмененным на деньги. Выделим ряд объективных и субъективных причин существования товарного запаса, обусловливающих соответственно нормальный и аномальный процессы его формирования. Товарный запас призван обеспечить непрерывность процесса обращения товаров. Также на его формирование оказывает влияние и рыночная конъюнктура. Совокупность оборотов товаров определяет кругооборот товарной массы. Товарооборачиваемостъ является осредняющим понятием, способным дать определенную характеристику кругообороту товаров за какой-то период времени. Рассмотрим ряд факторов, обусловливающих то или иное поведение процесса товарооборачиваемости. 1. Соотношение между спросом и предложением. 2. Потребительские свойства товаров. 3. Сложность ассортимента товаров. 4. Организация завоза товаров. 5. Географические особенности местности и условия транспортировки товаров. Резюмируя, следует отметить, что товарные запасы как явление и товарооборачиваемость как процесс в рыночных условиях выполняют две важные функции: во-первых, служат индикатором рыночной конъюнктуры, чутко реагируя на любые изменения, происходящие в рыночных пропорциях, во-вторых, они являются регулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например распродаж, приводить в соответствие пропорции рынка. И товарные запасы, и процесс товарооборачиваемости поддаются количественной оценке, и поэтому они являются предметом статистики Общий объем товарных запасов является синтетическим показателем, складывающимся из объемов товарных запасов отдельных товаров и товарных групп. Товарные запасы можно изучать в разрезе территорий, субрынков по формам сбытовой и торговой деятельности, по типам и видам предприятий, где они хранятся. С точки зрения оборачиваемости товарных запасов: Состояние и изменение товарных запасов (их оборачиваемость) являются составной частью рыночного процесса. Товарные запасы — значительная часть оборотных средств сбыта и торговли, они оказывают существенно влияние на коммерческие результаты рыночной деятельности. Товарные запасы — элемент национального богатства страны. Статистика должна установить размер и состав товарных запасов, их оптимальный уровень, выявить закономерности их формирования, определить, в какой мере они соответствуют рыночной ситуации, рассчитать оптимальный уровень состояния товарных запасов. По формам сбытовой и торговой деятельности: готовые товарные запасы; товарные запасы, товарные запасы гарантийные. В зависимости от местонахождения товарных запасов: товарные запасы в сфере производства, товары в пути, товарные запасы в оптовой торговле и товарные запасы в розничной торговле. Назначение произведенных и находящихся в каналах рынка товаров: продовольственные и непродовольственные товары. Регулярность обновления товарной массы: товарные запасы текущего или нормального возобновления, товарные запасы сезонного поступления, товарные запасы сезонного расходования, товарные запасы, возобновляемые периодически. Соответствие фактических товарных запасов нормативу: товарные запасы, соответствующие нормативу или находящиеся в его пределах и не соответствующие нормативу. Соответствие потребительскому спросу на соответствующие и не соответствующие ему товары. Задачи статистики товарных запасов и товарооборачиваемости: 1. учет товарных запасов в целом, а также в потоварном разрезе и в разрезе товарных групп, по различным субрынкам, фирмам и предприятиям; 2. разработка оптимального размера товарных запасов и оптимума товарооборачиваемости, использования их в качестве норматива, а также оценка отклонения фактических запасов от норматива, выявление причин этого отклонения; 3. расчет и анализ объема, уровня и структуры товарных запасов; 4. изучение динамики и оценка поведения товарных запасов, выявление тенденций и анализ поведения в условиях сезонности; 5. расчет и анализ показателей товарооборачиваемости, оценка их состояния и соотношений в потоварном разрезе, в разрезе отдельных субрынков и предприятий; 6. выявление тенденций и закономерностей процесса товарооборачиваемости, его влияние на эффективность торгово-сбытовой деятельности; 7. изучение социально-экономических последствий распродаж товаров. Система показателей статистики товарных запасов и товарооборачиваемости должна соответствовать целям и задачам исследования. Рассматриваемая система показателей представляется в следующем виде. I. Объем товарных запасов (в натуральном и стоимостном выражении) как в целом, так и по предприятиям, фирмам и т. д., регионам. II. Структура товарных запасов. Эта группа характеризуется показателями запасов отдельных товаров, товарных групп и комплексов в натуральном и стоимостном измерении, в процентах к общему итогу, по отношению друг к другу.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |