КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современный этап развития таможенного права (с 1991 г.)Таможенное право в советский период (1917-1991) Становление таможенного права в Киевской и Московской Руси в X-XVII вв. Возникновение и развитие таможенной службы и таможенного права в России Вопрос 3. Специальная часть Особенная часть Общая часть Классификация системы таможенного права Система таможенного права Вопрос 2. 1. В системе таможенного права выделяют три составные части: ü общую; ü особенную; ü специальную. 2. Общая часть включает такие базовые таможенно-правовые институты, как: ü методы, принципы таможенного права; ü правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; ü ответственность в таможенном праве. 3. Особенная часть включает процедурные таможнно-правовые институты: ü таможенные тарифы; ü таможенное оформление; ü таможенные процедуры; ü таможенный контроль; ü таможенные платежи. 4. Специальная часть включает тамоено-правовые институты в сфере международного сотрудничества: ü международное таможенное права; ü сотрудничество Российской Федерации с государствами – участниками СНГ по таможенным вопросам; ü международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам. 2. Таможенное право XVII – XVIII вв. Влияние реформ Петра I, Елизаветы I и Екатерины II на таможенное дело 3. Таможенное право в XIX – начале XX вв. 1. Таможенное дело на Руси появляется в X в. К этому времени относятся упоминания о торговых пошлинах, которыми были обложены товары в древнерусском государстве на пути их следования (не только при пересечении границы, но и внутри страны). Самая древняя из пошлин – мыт – упоминаетсяв Русской правде Ярослава Мудрого (XIв.). Мыт взимался с купцом, проезжающий с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Сбор пошлины на заставах осуществлялся «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта – предшественники таможенников, а заставы – таможен. В середине XIII в. монголо-татары вводят на Руси пошлину – тамгу. Тамга (с тюрского) – это знак собственности клеймо или печать. Вначале тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князя или наместника. Со временем тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Название тамга переходит на все сборы. Слово «тамга» постепенно русифицировалось и легло в основу русского понятия «таможня». 2. В середине XVII в. принимаются: ü Торговый устав (25 октября 1653 г.); ü Уставная таможенная грамота (1654 г.); ü Новоторговый устав (1667 г.). С принятием этих документов (1650-1660-е гг.) начинается становление российской архаичной таможенной системы. В XVII в. таможнями управляли: ü таможенные головы; ü их помощники-целовальники; ü дьяки; ü подьячие. В обязанности дьяков входила запись в таможенные книги данных о товаре и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Таможенному голове и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. При Петре I, когда в стране было налажено производство различных товаров, ввоз аналогичных иностранных товаров в целях защиты национального рынка (политика «протекционизма») стал облагался большими пошлинами. Так, например, пошлины на ввозимое железо и шелк составляли 75% от цены, бархат – 50, оружие – 25%. При Петре I изменилось название руководителей таможни: ü с 1700 г. они называются таможенными бурмистрами; ü с 1720 г. – оберцольнерами («досмотрщик», «надзиратель»). В 1753-1757 гг. происходит новая таможенная реформа. Начало реформы положил Манифест Елизаветы I от 20 декабря 1753 г., в котором провозглашалась отмена: ü 17 видов таможенных сборов; ü внутренних сборов. В результате данной реформы: ü Россия официально стала единой таможенной территорией, без внутренних барьеров, окончательно были уничтожены пережитки феодализма; ü облегчался ввоз иностранных товаров. «В 1758 г. все таможни, кроме остзейских и расположенных по азиатской границе, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами сроком на 6 лет. В 1763 г. Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякин был отдан под суд, а 24 августа 1762 г. Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение» [1]. Для надзора над таможнями учредили Главную над таможенными сборами канцелярию. В 1789 г. надзор над таможнями возлагают на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 г. восстановлена Коммерц-колеггия, все таможни переподчинили ей. Глава Коммерц-коллегии стал руководителем всех таможенных учреждений России. 3. В начале XIX в. в России происходит смена коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 г. Министерство коммерции ликвидируется. Управление таможней передается в Департамент внешней торговли. В 1802 г. Департамент внешней торговли входит в состав Министерства финансов. В 1819 г. принимается первый в истории России Таможенный устав. Вводится понятие контрабанды. Второй таможенный устав принимают в 1857 г. В нем были определены права и обязанности таможенных чиновников. С 1865 г. функции по правлению таможенными учреждениями переданы Департаменту таможенных сборов. Третий Таможенный устав принимают в 1892 г. Устав ввел: ü таможенную охрану на море; ü в прибрежных водах. Четвертый Таможенный устав принимают в 1904 г. Уставом были учреждены: ü Департамент таможенных сборов; ü окружные и участковые таможенные управления; ü таможни; ü заставы; ü посты» ü пункты. 4. После прихода к власти большевиков в 1917 г. в таможенной службе и в таможенном праве происходит принципиальные изменения. Происходит национализация внешней торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14.11.17 вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости. 22 февраля 1918 г. учрежден Таможенно-тарифный комитет. Таможенно-тарифный комитет в рамках своей компетенции принимал постановления, имеющие юридическую силу после их утверждения Совнаркомом. В начале 1921 г. политика «военного коммунизма» сменилась «новой экономической политикой». В период нэпа наблюдается объективные условия для развития контрабанды: ü товарный голод в стране; ü дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства; ü низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе. В декабре 1921 г. был принят Закон о борьбе с контрабандой. В соответствии с данным Законом при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно работали таможенные органы. В 1924 г. был принят первый Таможенный устав СССР. Главная задача таможенных органов по Уставу – это контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли. На рубеже 20-30-х гг. происходит: ü усиление командно-бюрократического метода управления экономикой; ü укрепление государственной монополии на внешнеторговую деятельность; ü сокращается число участников внешнеторговых связей; ü таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Новый Таможенный кодекс принимают в 1964 г. Таможня подчиняется Министерству внешней торговли СССР. Решением Совета Министров в 1968 г. на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР. 5. Следующие крупные изменения в таможенном праве произошли после 1991 г. Они были связаны с крахом коммунистической системы, распадом СССР и становлением России как самостоятельного государства. Фактически России пришлось обустраивать новую границу и создавать свою собственную таможенную систему. Кроме того, на российскую таможню, в отличие от советской, легла новая нагрузка: ü упростился порядок въезда и выезда; ü резко (особенно в первой половине 90-х гг.) усилился ввоз в Россию иностранных товаров (в т.ч. подержанных и второсортных) и вывоз из России металлургической продукции, сырья и природных ресурсов; ü таможенная граница стала местом множества всевозможных финансовых махинаций и экономических преступлений. Указом Президента РФ от 25.10.91 №161 был образован Государственный таможенный комитет – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России. В 1993 г. были приняты 3 ключевых нормативных акта в области таможенного права: ü Конституция РФ от 12.12.93 (с последними изменениями от 14.10.2005); ü Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 №5221-1 (ред. от 22.07.2005) – действовал в 1993-2004 гг., утратил силу с 1 января 2004 г., кроме гл.12, действующей до принятия отдельного закона о свободной таможенной зоне; ü Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 №5003-1 (ред. от 20.12.2005). Хозяйственная и внешнеэкономическая деятельность в новой России развивалась быстрыми темпами. Начиная с конца 90-х гг. положения Кодекса стали существенно тормозить развитие внешнеэкономической деятельности в России. Кроме того, ряд положений ТК 1993 г. не соответствовали стандартам Всемирной Торговой Организации (ВТО) и были препятствием для вступления в данную организацию России. Поэтому возникла необходимость разработки и принятия нового Таможенного кодекса, работа над которым продолжалась около 5 лет. После длительных дискуссий, переговоров с зарубежными партнерами в рамках ВТО в 2003 г. был принят новый Таможенный кодекс РФ, соответствующий современному этапу экономического развития России, ее международным торговым обязательствам. Таможенный кодекс РФ от 21.05.2003 №61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004г. С 2004 г. функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом, возложены на Федеральную таможенную службу (ФТС) России.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |