Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы развития античной философии




Специфика Древнекитайской философии. Основные школы и понятия.

Основные черты:

- анимизм – культ духов

- манизм – культ предков

- культ неба

- категория поднебесного – государство

- практическая направленность философии (прагматичный, утилитарный характер философии)

- слабо развита логика и наука

- антропоцентризм, направленность на житейскую мудрость

- полисемантичность

- жесткая иерархичность китайского общества

Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго – золотой век Китайской философии (VI – V вв. до н.э.). Основана на знаменитом китайском Пятикнижии – У–Цзин. Книга песен, книга истории, книга перемен, книга обрядов, летопись Чунь-Цсу.

Всего выделяют 6 философских школ.

Конфуцианство. Основатель – Кун Фу цзы. Кун – учитель, цзы – мудрец. Фу – имя. Школа: этико-политическое учение, центральное место в котором занимают проблемы духовности человека, а также проблемы управления государством. Конфуций собрал и систематизировал традиции древних китайцев в летопись «Весна-осень». Учил правилам поведения, традициями. Пытался найти способ правильно управлять поднебесной. Ученики собрали сборник «Лунь-юй» – цитаты Конфуция. Конфуций не признает существование богов. Во II в. Конфуцианство признается официальной идеологией. И до 1912 г. Конфуцианство остается идеологией.

Основные философские категории Конфуцианства:

ü Жень-чжи. Принцип добродетели, принцип человеколюбия, серебряное правило Конфуция.

ü Ли. Норма, моральный закон, чувство меры, почитание старших.

ü Цьзюнь-цзы. Жень-чжи + Ли. Благородный муж.

Легизм. Школа законников Фацзя.VI – III вв. до н.э. В центре философии не традиции, а писанный закон. Следовать закону любой ценой. Политика не совместима с моралью.

Даосизм. VI в. до н.э. Основатель – Лао-Цзы. Его основной трактат «Дао-дэ-Цзин». Даосизм – учение о великом Дао, всеобщем законе, всеобщей судьбе, фаталистическое и мистическое по своей сути учение.

Основные категории:

û Дао. Судьба, рок, вечный закон развития неба, путь, по которому все следует исходя из этого закона.

û Дэ. Состояние Дао. Дао все породил, Дэ все вскармливает.

û У-вэй. Состояние недеяния, невмешательства в Дао. Смирение.

Моизм. Основатель – Мо-цзы. IV в. до н.э. Рационализм.

Пересмотр традиций, критика фатализма и развитие логического аппарата.

Школа Инь-Ян. Ян – небесное начало, Инь – земное начало. Мир – борьба стихий, противоположностей. Первые диалектики.

Школа имен. IV в. до н.э. Учение о понятиях и свойствах вещей. Софисты.

Специфика античной культуры:

· экономический базис – классическое рабовладение.

· уникальное место – морская островная держава. Из Египта и Вавилонии Греция черпала протонаучное знание.

· автономия умственного труда (досуг, созерцание).

· агонистика – дух соревнований, культ первенства, культ героя-победителя.

· авторский характер культуры.

· демократическое устройство полиса.

· эстетизм и гармония древнегреческой культуры. Мир представлялся как гармония, каждый пытался реализовать гармонию.

12.09.2012

Специфические черты античной философии:

- космоцентризм. Весь мир представляется как космос: абсолютный, гармоничный, вечный, самотождественный. Это некое единство, некий мировой порядок. Космос функционирует на основе Logos – закон, Logos основан на Nomos – правило.

- доминирование объективного над субъективным. Объективное начало.

- стремление к рациональной теоретической интерпретации космоса.

- диалогизм. Столкновение различных философских позиций, мнений, доказательств. В поиске истины. Равноправие всех агентов спора.

- онтологизм. Преобладание проблематики о бытии. Поиск начала, первооснов Космоса – архэ.

- идеал логической строгости и непротиворечивости знания.

- светский рационализм – автономия философского знания. Высокий статус мудреца-философа в обществе, специфические отношения учитель-ученик.

В развитии античной философии выделяют три периода:

1. доклассический / натурфилософский / досократический. VII – V вв. до н.э. Включается в себя три учения.

Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Развивала натурфилософское учение о материальных стихиях, архэ. Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон. Философия носит наивный, созерцательный характер и подчинена проблеме фюсис (природа).

Пифагорейская школа. Учение о структурном единстве Космоса. Архэ – число. Все многообразие Космоса – это сочетание чисел.

Гераклит. 540 г. до н.э. – родоначальник стихийной диалектики. Архэ – огонь. Родоначальник стихийной диалектики. Источник развития – огонь. Гераклит вводит категорию Logos.

2. Ранняя классика.

Элейская школа: на смену наивно-реалистической интерпретации Космоса приходит рационально-теоретическое осмысление. Представители: Парменид, Зенон, Ксенофан. Согласно учению первых двух, Космос – нечто единое и неделимое. Поднимается проблематика бытия. Тождество бытия и мышления.

Зенон в форме апорий (парадоксальных доказательств) доказывал учения Парменида.

Атомистическая школа: Левкипп, Демокрит. В основе Космоса множество мельчайших неделимых частиц – атомов. Атомы вечны, различны по форме, величине, порядку, вкусу и др. Они существуют в пустоте, а пустота – это небытие.

Хаотическое движение и сплетение атомов являются залогом многообразия мира. Характерен детерминизм.

3. Зрелая классика. Сер. V – IV вв. до н.э.

Начинается с софистов. Протогор, Горгий. Учителя красноречия. Развивают негативную диалектику. Отрицают существование истины, добродетели. Культивируют принцип субъективизма. Вводят в философию проблему человека.

Сократ. 470 – 399 (397) гг. Начинается положительная диалектика. В центре философии Сократа человек, его поступки, его отношение к Космосу. Таким образом, позиция Сократа – рационалистическая этика. Центральная идея – идея блага. Благо необходимо познать. Знание – добродетель – счастье. Диалектический метод. Ирония и майевтика. Начиная с Сократа, в античности знание становится основой добродетели.

Платон. 427-347 гг. до н.э.

15.09.2012

Является родоначальником объективного идеализма во всей мировой философской традиции. Основатель академии, первого социально организованного института по философии. 36 произведений (Государство, Апология Сократа, Пир). Учение можно поделить на 3 условные части: учение об идеях, о душе и о государстве. Платон делит мир на мир идей (объективное существование) и мир вещей. Идея – это идеальный образ вещи. Материя подражает идее.

Пирамида:

· Идея блага

· Чувств

· Человеческих отношений

· Свойств

· Вещей

Чтобы что-то возникло, оно должно существовать в мире идей.

Учение об идее – антология Платона. Из антологии Платон выводит гносеологию. Мир вещей познается благодаря органам чувств, а мир идей познанию не дан.

Платон признавал душу человека как частичку мировой души, которая находится в мире вещей. Платон выделял 3 части души: разумная, аффективная и вожделеющая.

Идеальное государство Душа человека Добродетель
Философ. Разум Мудрость
Воины Воля Мужество
Ремесл. И т.д. чувства Умеренность

 

 

17.09.2012

Аристотель.

Правильная форма правления – монархия, неправильная – тирания.

Этап. Эпоха эллинизма. IV в. до н.э. – начало VI в. н.э.

Интеллектуальный центр – Александрия. Цель философии – не поиск истины, и поиск безмятежного существования.

Основные школы.

Кинизм. Диоген и Антисфен. Развивали учение о внутренней свободе человека независимо от внешних обстоятельств. Постулировали простоту жизни, презирали условности, социальные нормы, учили о том, что нужно уметь за себя постоять.

Скептицизм. Пиррон и Секст Эмпирик. Сепсис – исследующий. Основана на учении Демокрита. Скептики высказывают сомнения в познаваемости мира. Отрицают объективное существование добра и зла, истины и лжи. Воздержание от суждений, плюрализм мнений.

Эпикуреизм. Эпикур и Лукреций. Основана на учении Демокрита. Душа состоит из атомов, поэтому задача ее – получать удовольствие. Цель человеческой жизни – это наслаждение. Механизм получения наслаждения – атараксия (безмятежность, невозмутимость духа). Атараксия достигается путем избавления от страха перед смертью. В учении и свободе присутствует случайность.

Стоицизм. Зенон, Сенека, Эпиктет. Основана на смягчении философии киников, включает в себя логику, этику и физику. Основные идеи: фатализм, систематизация философии, построение идеального государства – Космополиса, идея полезности человека для общества и государства.

Неоплатонизм. VI в. Потом перерождается в религиозно-мистическую школу. Плотин, Прокл, Ямвлих. Религиозно-мистический характер, развитие учения о едином. В вершине мира идей – единое.

529 г. указ Юстиниана закрывает все философские школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.