Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени




Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Философия Эпохи Возрождения.

Развитие мануфактурного производства, становление капиталистических отношений. Расширение сферы технических открытий. Время великих географических открытий. Укрепление национальных государств. Экономическое развитие городов.

Философия приобретает светский характер и стремится избавиться от схоластики. Возрождается интерес к античности. Перерабатывается философское античное наследие.

1 период – гуманистический этап развития. 1 ½ XV в. Представители: Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Т. Мор, Монтень. Формируется новое понимание человека, его место в мире – гуманистический антропоцентризм. Ценность человеческой земной жизни, необходимость реализовать его творческий потенциал, любовь к человеку.

Неоплатонический период. 2 ½ XV в. Представители: Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Джованни Мирандола. Возрождение к философии неоплатоников, ее реинтерпретация – единство человека и мира.

Натурфилософский (естественнонаучный) период. XVI в. Представители: да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер, Бруно и др. Особый интерес к природе, развивается философский пантеизм – отождествление Бога и мира, Бога и природы. Лишение статуса сакральности. Закладывается активная установка на творчество. Человек – творец.

Коперник впервые обосновал научный метод: научный эксперимент и теоретическая обработка. Открыл гелиоцентрическую солнечную систему. Джордано Бруно. Вокруг Солнца вертится не только Земля.

Эпоха Возрождения – художественно-эстетическая эпоха, выдвигающая на первый план идеал прекрасного. Символ эпохи – человек-творец.

Принципы философии эпохи возрождения:

û антропоцентризм

û гуманизм

û антисхоластицизм

û антиклерикализм

û натурализм

û пантеизм (растворенность Бога в природе)

û установка на активное творческое начало в человеке.

В XVI в. возникает феномен Реформации. Распространение протестантской этики – этика личной инициативы и ответственности. Ведет к переосмыслению социального устройства. Это породило социально-критические идеи эпохи Возрождения в лице Мора, Кампанеллы, Макиавелли.

1. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени.

2. Основные идеи и достижения философии эпохи Просвещения.

3. Концепция общественного договора в англо-французском Просвещении (Гоббс, Локк, Руссо).

21.09.2012

Нидерланды 1609 год.

Развитие науки и техники. Отличительная особенность философии Нового времени – наукоцентризм. В XVII в. происходит открытие первых Академий Наук. Ослабляется диктатура церкви, усиливается изучение природы. Философская проблематика поворачивается от онтологии к гносеологии.

Перед философией ставились практические задачи.

Специфические черты:

· обоснование нового, буржуазного строя

· тесная связь философии с наукой

· критика схоластики и догматизма. Возникает деизм – признание принципа креационизма, но отказ от провиденциализма

· идея Разума как основы мира и человека

· гносеологическая проблематика: 1) поиск универсального метода познания; 2) спор об источниках познания.

Метод познания -> спор об источниках познания -> эмпиризм (чувственный опыт), рационализм (Разум).

Эмпиризм: объективно-материалистический эмпиризм, субъективно-идеалистический эмпиризм.

Объективно-материалистический эмпиризм. Бэкон, Локк, Гоббс.

Субъективно-идеалистический эмпиризм. Беркли, Юм.

Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Эмпиризм – направление в гносеологии, основанное на признании чувственного опыта единственным источником знания. Опыт может быть внешний и внутренний.

Рационализм – направление в философии, основанное на признании главенства Разума во всем.

Бэкон. Основатель методологии опытной науки. Знание – сила. Мы можем столько, сколько знаем. Источник познания – единичные ощущения. Далее Разум их только обобщает и классифицирует. Есть деление Бэкона на три различных метода. Он критикует крайних рационалистов («метод паука»), крайних сенсуалистов («метод муравья») и противопоставляет им индуктивный «метод пчелы». Разуму свойственно в процессе обработки ощущений впадать в предрассудки – ошибаться. Учение об идолах познания:

- рода – в природе человека.

- пещеры – заблуждения отдельного человека

- площади – неправильное употребление языка

- театра – догматизм, слепая вера в авторитеты, в устаревшие теории и т.д.

Бэкон предлагает научный эксперимент – опытный метод.

Гоббс. Представитель сенсуализма (умеренного). Разуму отводится минимальная роль. Родоначальник механицизма в философии.

Локк. Разум функционирует на основе ощущений. Человек до опыта – чистая доска – tabula rassa. Выделяет три уровня познания: сенситивное (внешний облик предметов), демонстративное (скрытая связь между предметами), интуитивное (отношение между предметами).

Беркли. Чувственный опыт возникает благодаря активности внутреннего опыта субъекта. Понятия – фикции ума. Существующие вещи – это комбинация наших ощущений. Существовать – значит быть воспринимаемым. Залог объективного существования мира в субъективном восприятии.

Юм. Не ставит вопрос о существовании объективного мира, т.к. этот мир непознаваем – агностицизм.

Декарт. Основатель рационализма. Классификация наук. Все знание – дерево.

Из метафизики растет физика. Ветви – механика, этика, медицина.

Основа знания – непосредственная достоверность сознания. Cogito ergo sum.

Метод познания у Декарта – рационально-дедуктивный метод. Движение познания от наиболее общих положений, которые лежат в основе Разума, к честным выводам. Cogito существует не в чистом виде, в нем есть врожденные идеи, некое общее знание.

28.09.2012

 

 

Декарт. Метод – это такие точные, простые правила, строгое соблюдение которых будет препятствовать принятию ложного за истинное. Все люди наделены одинаково способностью мыслить.

Мы можем познавать вещи двумя путями: путь опыта и путь дедукции. Опыт – это прекрасно, но он может вводить нас в заблуждение. Опыт – второстепенный источник знания. Эксперимент просто поможет нам не изобретать гипотезу. Дедукция – основной метод.

4 основных правила:

1) истинно только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью. То, что смутно и неотчетливо, – неистинно. Опирается на понятие интеллектуальной интуиции и методологического сомнения. Интеллектуальная интуиция – божественная способность Разума усматривать божественные идеи, вложенные Богом в ум человека. Для того, чтобы достичь истины нужно хотя раз в жизни поставить все под сомнение. Нельзя усомниться в нас, мыслящих. Cogito ergo sum.

2) требование делить каждую из рассматриваемых проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы ее решить.

3) принцип дедукции. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная, с вещей простейших, легко познаваемых, восходить постепенно к познанию сложных.

4) принцип энумерации. Контроль над полнотой анализа.

Метод: достоверность, простота, механистичность, продуктивность, полнота.

Принцип радикального сомнения. Мышление – это необходимый, неотъемлемый компонент «Я». Дух + душа = мышление. В философии возникает познающий субъект.

Философия – абстрактная теоретическая наука о всеобъемлющем уме и мудрости.

Я – cogito – Бог – мир. Декарт.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. 1646-1716. Немецкий философ, логик, математик. Изобрел двоичную систему счисления. Комбинаторная математика.

Философия – будущая универсальная всеобщая наука, которая научит способу открытия и доказательства всех других знаний. Философия должна быть выведена только из знания. Человечество сможет оптимизировать свою деятельность и достичь счастья и благоденствия.

Картина мира Лейбница. Динамическая картина. Субстанция должна быть простой и неделимой и обладать свободой действия. Монады – простые и неделимые элементы вещей. Вечны и неуничтожимы. Бесконечно малы и бесконечно содержательны. Монады способны воспринимать. Иерархия монад.

Просты (голые). Обладают смутными восприятиями. Снят без сновидений.

Развитые монады – души, восприятие отчетливо, но лишены самосознания.

Монады-духи. Ясное восприятие и самосознание.

Бог – высшая монада, которая единая, всеобщая, необходимая.

Идеи системности мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.