Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Просвещения.




Просвещение – это культурно-идеологическое и философское движение эпохи буржуазных революций и зарождения капиталистических отношений.

1688 г., 1789 г. – революции в Англии и Франции.

Цель – соединить науку и социальный прогресс, создать рациональную программу преобразования общества. Просвещение имеет сильный критический акцент.

Небо и земля.

Черты Просвещения:

· демократизм, связанный с необходимостью приобщения народа к культуре и знаниям.

· рационализм. Вера в неограниченные возможности человеческого Разума.

· исторический оптимизм. Вера в прогресс науки и общества.

Франция. Энциклопедисты. Одной рукой расшатывали трон, другой – алтарь.

Немецкое Просвещение. Вольф и др. Немцы умеренно относились к религии.

Англия. Мондевиль, Гартли, Пристли.

Русское Просвещение. 19 век. Радищев, Ломоносов, Новиков, декабристы. Идеи отмены крепостного права, создания представительных органов.

Североамериканское Просвещение. Джеферсон, Франклин.

Вывод. Достижения эпохи Просвещения. Теория общественного договора. Государство – результат добровольного соглашения людей, заключенный для защиты их прав. Идея разделения властей. Принципы правового государства. Идея общественного прогресса. Учение о стадиях всемирной истории. Идея естественно-исторического происхождения языка и культуры.

29.09.2012

Немецкая классическая философия.

Это завершающий этап развития классической европейской философии. 2 ½ XVII – 1 ½ XIX вв. Представляет собой преемственный ряд философских систем идеализма (И. Кант, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шеллинг) и материализма (Л. Фейербах?)

Основные характеристики НКФ:

· системность, высокая степень обобщенности и абстрагированности;

· ориентация на создание целостной диалектической системы (впервые в философии);

· интерес к социально-исторической проблематике, обоснование закономерности исторического процесса;

· понимание особой роли и статуса философии.

Предпосылки:

- буржуазные революции

- раздробленность Германии

- революция в духовной жизни общества

Литература: развивается немецкий романтизм. Музыка. Наука. Линней (систематизация биологической наука).

Основоположник НКФ – И. Кант. 1724 – 1804.

Два периода развития Канта: докритический период (до 1770 г.), критический период. Докритический период: интересы Канта в сфере философии природы и космологии.

Работы критического периода: «Критика чистого разума» - гносеология, «Критика практического разума» - этика, «Критика способности суждения» - эстетика.

Кант в своей философии смещает интерес с того, что познается с объектом, на то, как и с помощью чего познается мир (познавательные способности субъекта). Интересует не объект, а процесс.

Философия Канта начитается с трансцедентального субъекта. Трансцендентальная сфера – это сфера между верой и опытом – имеет всеобщий характер.

Трансцендентный мир – мир веры, имманентный мир – сфера опыта. До Канта философия анализировала либо один мир, либо другой. А наука должна носить всеобщий характер. Значит, где-то между мирами есть сфера, в которой содержится всеобщее знание. Это трансцендентальная (ментальная, мыслимая) сфера. Именно в ней находится наука и философия.

Кант последовательно отвечает на три вопроса:

1) что я могу знать?

2) что я должен знать?

3) на что я могу надеяться?

Ответив на эти три вопроса, Кант отвечает на вопрос «Что есть человек?»

Задача выяснить, что трансцендентальный субъект (ТС) может знать. Сознание проходит три основные стадии:

ü чувственное созерцание. На этом этапе благодаря органам чувств ему доступен лишь хаос ощущений.

ü рассудок. Призван систематизировать ощущения, упорядочить их. В рассудке есть априорные формы чувственности (пространство, время, причинность). Именно в этих формах упорядочиваются ощущения. На втором этапе мы получаем знание о явлениях – «вещь-для-себя», феномен.

ü Разум. Теоретический и практический. Цель теоретического Разума – постичь сущность мира. Антиномии чистого разума. В результате мы не имеем знания о сущности, мы имеем «вещь-в-себе», ноумен. Чистому разуму трансцендентальный мир не дан – агностицизм.

Антиномии – это два одинаково доказуемых, противоречащих друг другу утверждение. Мир конечен/бесконечен. Мир делим/неделим. Свободы/необходимости. Бога как первопричины.

Что я должен знать – практический Разум. Практический Разум отвечает за сферу поступков человека. Поступки Кант делит на безнравственные, нравственные и моральные.

Существует высший моральный закон. КИН.

05.10.2012

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Таким образом, Кант переходит из сферы гносеологии к сфере этики.

На что я могу надеяться?

Гарантом действия КИН является вера. Мы можем надеяться, что мы можем верить. Вера трактуется максимально хорошо. Религия как форма культуры выводится Кантом из морали. Впервые за все существование философии.

Основные категории Канта:

1. Чувствительность – рассудок – Разум – познавательные способности человека.

2. Пространство + время – понятие (категории) – априорные идеи (Бог, мир, человек) – априорные формы знания.

3. Математика – естествознание (физика) – философия (метафизика) – виды знания.

«Вещь в себе», ноумен составляет основу, сущность феномена. Постигается Разумом. «Вещь для себя» - явление, данное в опыте, постигается рассудком.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Философия Канта – завершенная, целостная система.

Г.В.Ф. Гегель. 1770-1831 гг. Является завершающей точкой НКФ и завершающей точкой всей классической философии.

Гегель максимально абстрагировал философию. Разработал теорию диалектики на основе абсолютного объективного идеализма. Попытался соединить диалектический метод и принцип (систему) идеализма. Начало и сущность мира для Гегеля – это абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), которая находится в непрерывном процессе саморазвития и самопознания.

Идеи в своем развитии проходят три уровня: 1) идеи сами по себе – изучает логика; 2) идеи в природе – философия природы (физика); 3) идеи в духе – философия духа.

Основной принцип философии – тождество бытия и мышления. “Все действительное разумно, все разумное действительно”.

Процесс развития триедин. Тезис – антитезис – синтез.

Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Механизм развития. Закон двойного отрицания.

Основное противоречие Гегелевской философии. Доминирование системы объективного идеализма над диалектическим методом. По диалектики развитие должно быть бесконечно, а по Гегелю развитие имеет конец – идея в духе.

Фейербах. Основатель антропологического материализма. Критиковал Гегелевскую диалектическую абстрагированную философию за ее оторванность от реальности и др. Начиная с Фейербаха осуществляется антропологический поворот философской мысли. “Критика философии Гегеля”, “Основа философии будущего”, “Критика религии”.

Основные стратегии развития постклассической философии.

1. Типологические особенности классики.

2. Основные направления постклассики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.