Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Этапы и факторы антропогенеза

 

Существуют разные точки зрения о происхождении человека: теологическая гипотеза базируется на креационизме Ветхого завета; деятельно–трудовая гипотеза обоснована работами Ч.Дарвина, К.Маркса, Ф.Энгельса; психоаналитическая гипотеза вытекает из воззрений З.Фрейда; символическая гипотеза создана Э.Кассирером; биолого–психологическая гипотеза разработана Б.Поршневым и Б.Диденко. Символическая гипотеза подчеркивает роль символов как способа общения человека с миром. Деятельно–трудовая гипотеза дает комплексность антропосоциогенеза, но не снимает противоречия первичности сознания и труда и как они образовались в своем замкнутом круге. Психоаналитическая гипотеза выводит сознание из бессознательного, куда культура загоняет биологическое. Биолого–психологическая гипотеза не указывает происхождения хищничества и совести. Есть гипотеза генно–инженерного скрещивания разумных космических пришельцев с обезьяноподобными земными предками человека; происхождения человека от водноживущих обезьян. Эти гипотеза отодвигакет антропогенез на 3 млн лет назад; говорится о гигантах в 6 раз выше современного человека; при этом закрывается вопрос о происхождении человека или его предшественников, поскольку сводится процесс к генетической инженерии инопланетян со своим и аборигенным генетическим материалом. Еще одна гипотеза указывает на инволюцию – происхождение от человека всех остальных живых форм по нисходящей.

Религиозные верования указывают на сотворение человека Богом из праха земного по образу и подобию своему с вложением в тело бессмертной божественной души. Ветхий завет (Бытие, 2:7) описывает это так: Создал из праха земного и вдунул в лицо дыхание жизни и стал человек душою живою. Подобные изложения есть в других верованиях. Человек создан Богом, является микрокосмом, в нем разгадка макрокосма. По Т.Шардену, эволюция – это восхождение к сознанию. В различных религиозных воззрениях и мифах еесть подобные гипотезы.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА. Палеонтология — это наука о развитии жизни на Земле, документированная в ископаемых остатках, необходимая для понимания антропогенеза. Элементарные эволюционные факторы микроэволюции включают: а) изменение генотипического состава популяции вследствии комбинативной изменчивости, мутаций (и для макроэволюции —транспозиций); б) популяционные волны — изменения численности популяций; в) изоляцию популяций для изменений частоты скрещивания с иными популяциями данного вида; г) естественный отбор. Моноцентризм — теория эволюции (в том числе человека) от общего предка, полицентризм — от разных предков. В пользу полицентризма указывают транспозиции — перенос вирусами генов от любого организма (чаще бактерий) к любому другому. В пользу моноцентризма указывает то, что митохондриальная ДНК (16569 нуклеотидов передается только от матери с яйцеклеткой, но не сперматозоидом) почти у всех людей одинакова, то есть происходит от одной предковой молекулы женщины (“Евы”), жившей до разделения человека на расы. Ева жила в Африке 140—290 тыс. лет назад. Мужчины передают детям только хромосомы, в том числе сыновьям У–хромосому, возникшую у самцов предков млекопитающихся животных более 250 млн. лет назад, поэтому возможен прародитель “Адам”, живший, однако, гораздо позже Евы.

Узконосые обезьяны Старого света дали парапитека, из последнего возникли две ветви: проплиопитек, давший гиббонов и орангутанов (в том числе и рамапитеков), и дриопитек, давший шимпанзе, гориллу и австралопитека. Расхождение проплиопитеков и дриопитеков, этих мало специализированных и адаптированных видов, произошло 13—16 млн. лет назад. По–видимому, зинджантропы, неандертальцы относятся к боковым ветвям вымерших гоминид. Дриопитеки жили на деревьях и передвигались в относительно вертикальном положении по ветвям, держась за них передними конечностями, освобождение передних конечностей давало возможность защищаться палками от хищников. Затем начался выход их из лесов и приспособление жизни на открытом пространстве (рис. 2). Затем, в связи с влажным климатом Африки эти обезьяны перешли к полуводному способу жизни, что потребовало ряда изменений. Во–первых, это прямохождение в воде; во–вторых, освобождение руки для удержания добычи; в–третьих, как у всех водных млекопитающих, у обезьянних предков челоека исчезает волосяной покров; в–четвертых, как и других водных млекопитающихся увеличивается количество клеток подкожной жировой клетчатки. Предполагается, что обезьяньи предки человека были трупоядными и могли спариваться вне периода течки, чтобы самцы приносили корм ей и детенышу. Теплый климат способствовал этому.

Австралопитеки — обитатели открытых пространств, имели массу 20–65 кг, 100–150 см роста, массу мозга 450–550 г, использовали камни и палки, возможно охотились, повреждения левой части черепа себе подобных и павианов указывают на каннибализм и праворукость. Питекантропы или обезьянолюди отличаются от синантропов массивностью нижней челюсти и наличием подбородного выступа, неотведенностью первого пальца стопы. Найдены в поселениях человека умелого обработанные камни для добывания мозга. Продолжительность существования типов предков человека — австралопитеков, питекантропов, синантропов сокращается в этом ряду. Австралопитек (живший 1—6 млн.. лет назад в Африке, двуногоходячий) дал 2 млн. лет назад первый вид человека умелого (Homo habilis) в Восточной Африке, способного производить и использовать орудия труда, это представители древнейших людей — питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек (самки меньше самцов, двуногость, “ум”, “трудовая рука”, изготовляющая каменные орудия). 1,75—1,5 млн. лет назад его сменил потомок — человек прямоходящий (Homo erectus), это древний человек — неандерталец, живший в Африке и Евразии (у него нет подбородка), исчез 35 тыс. лет назад. Неандертальцы имели толстые кости черепа, надглазничный валик, строили укрытия из камней, имели речь, овладели огнем. Неандерталец генетически отличен от человека разумного, но культура (орудия труда, захоронения, культ предков) подобны. Большая адаптация к конкретным условиям (специализация), похолодание и конкуренция с человеком разумным привели к исчезновению неандертальцев. 53—500 тыс. лет назад от древних людей отделился человек разумный (Homo sapiens) — современный человек, кроманьонец. Сначала это был архаичный человек с надбровными дугами и выступающим обезьяноподобным лицом. 200—150 тыс. лет назад появляются местные разновидности человека, эволюция которого протекала в Европе (табл. 2).

Важнейшими факторами антропогенеза являются стадность (переходящая в коллективность и социальность на основе имитации, подражания), труд (создание орудий труда, удлиняющих и усиливающих переднюю конечность), параллельно шел переход к прямохождению и использованию огня. Жизнедеятельность переходит в деятельность, то есть в труд; согласно Ф.Энгельсу, коллективный труд — главный и решающий фактор антропогенеза. Коллективный труд требовал изменения строения руки и координационного изменения мозга. Появляется мультифункциональность руки. Коллективная деятельность требовала согласованности труда людей, что привело к развитию речи и к изменению гортани. Все это привело к развитию структур и функций мозга. Если у шимпанзе в коре 4 млрд. нейронов, то у человека 10 млрд. При этом на центральной извилине коры (моторная зона) больших полушарий мозга людей проекция лица занимает 1/3, кисти — 1/3, все остальное тело — 1/3. Одновременно в антропогенезе резко удлиняется период детства — научения как накопление опыта предшествующих поколений, воспитания как социализация.

12 тысяч лет назад произошел катаклизм (возможно, столкновение с метеоритом, которое вызвало землетрясения, наводнения — вспомним всемирный потоп, изменения климата, смещение земной оси и магнитных полюсов Земли), вызвавший переселения людей.

Современный человек жил на одной территории с неандертальцами и способствовал его вытеснению и исчезновению, возможно путем слияния и истребления. Трудовая деятельность требовала передачи накопленного опыта, объединения усилий в процессе труда, это привело к переоценке ценностей, преимущества выживания получали те племена, которые не съедали раненного или старого члена племени, а заботились о стариках, несущих опыт, и о физически не сильных особях, полезных умственными способностями и мастерством в изготовлении орудий, об имеющих качества охотника, наблюдателя, следопыта. Отбор по альтруизму и вывел человека в люди. Самопознание человека, примитивное осознание собственного “Я” явилось первым достижением человека. Неолитическая революция (приручение животных и окультуривание растений около 10 тыс. лет назад) впервые дала контроль над некоторыми природными сторонами жизни человека, снизилась зависимость человека от среды. Следующим этапом стало образование классов и государства. Наконец, последние 400 лет характеризуются научно–технической революцией и раскрытием способностей каждого человека, глобальным воздействием техносферы на биосферу. А.Б.Богданов еще в 1879 г. пришел к выводу, что у современных ему людей развивается брахицефализация с потемнением волос и глаз.

В образовании сознания участвовали высшие формы торможения. Это неадекватные рефлексы (вместо борьбы или бегства при стрессе особь «отыгрывается» на низшем по рангу иерархии в стае животном), импритинг (в раннем онтогенезе формируется индивидуальная избирательность к внешним стимулам, которые включают новые нервные программы, это требует сенсорного опыта), имитация (мимезис, подражание без подкрепления, повторение чужих действий), интердикция (переключение внимания за счет внешних факторов), суггестия (внушение, запрещение или побуждение к действию), контрсуггестия (отрицание суггестии). Социализация (воспитание, обучение) человека также выступает как торможение, так как ограничивает активность ребенка высшими формами торможения на основании опыта. В результате действий сложной системы разнообразных торможений и асимметрии полушарий коры головного мозга, усложнения коры особенно в лобных долях, лимбической системы, ретикулярной формации, создается дипластия – дифференциация сигнала и предметного действия, то есть различения двух сигнальных систем (например, действие и его запрет – суггеститя и контрсуггестия, поэтому по Поршневу первым словом был глагол), как единства противоположных раздражителей, которые в одной особи сливаются в интердикцию или абсурд (такой переход внешнего во внутрь по Выготскомы – интериоризация). Здесь начинается разделение трех характеристик сознания: а) направленности или интенции на основе мотиваций, переходящих в волю; б) отношение к своему существованию и факторов на него влияющих переходит в соотношение с собственной жизнедеятельностью, то есть в эмоции; в) формально–логические операции со знаками на основе совместных коллективных трудовых действий с предметом по логике предмета, иначе рассудок переходящий в разум.

Мутации, которые дали фетализацию, развитие гортани, руки, прямохождения, способствовали антропогенезу. Расцвет приматов связан с геном DAZ в Y–хромосоме, который как и большинство из 49 генов этой хромосомы влияет на продукцию спермы и ее транспорт. Гены Y–хромосомы легко меняют место локализации, выступая транспозонами, это дает новые комбинации. Возможно, подобный транспозон дал ген речи, что способствовало развитию мозга и второй сигнальной системы. Потом (120–200 тысяч лет назад) этот ген перешел в Х–хромосому, аналоги этого гена есть у обезьян (ген PCDHX). Возникновение этого гена в Y–хромосоме (PCDHY) 3 млн лет назад совпадает с увеличением мозга и появлением первых средств труда. Потом ДНК, несущая этот ген, разделилась на 2 фрагмента, которые перевернулись на 1800 и соединились снова (инверсия). Именно в это время и возникла символьная или знаковая передача информации. Кодирует этот ген один из белков оболочки нервных клеток.

Эволюция человека продолжается и сейчас, но гораздо меньшими темпами (в целом биологическая и социальная эволюции происходят с ускорением), она выходит из под контроля биологических факторов и направляется социальными. Элементарные эволюционные факторы действуют и в современном человечестве. Естественный отбор у современного человека происходит путем абортивности неполноценных зигот, что составляет 25% всех зачатий. Однако успехи медицины сохраняют вынашивание и снижают детскую смертность новорожденных, что увеличивает число неблагоприятных мутаций в популяции. Мутационный процесс происходит в мейозе (при образовании сперматозоидов и яйцеклеток) с частотой 1 на 100–1000 тысяч гамет; мутации (изменения генов под влиянием радиации и химических веществ среды) и транспозиции (вирусный перенос генов между разными организмами) меняют генотипический и фенотипический состав населения. Число неповторимых комбинаций генов человеческого генотипа превосходит численность всех ранее живших, теперь живущих (6 млрд. людей) и будущих людей. Изоляция популяций играла ранее определенную роль в эволюционном процессе человечества, способствовала с естественным отбором и мутациями образованию рас, теперь же нарушение изоляционных барьеров способствует панмиксису и гетерозису; возникают метисы — продукты межрасовых скрещиваний. Волны численности людей играли в прошлом большую роль в развитии человечества и определялись эпидемиями, голодом, войнами, что сокращало население в десятки раз; достижения сельско–хозяйственной и медицинской наук снизили эти сокращения, но гуманизации общества в должной мере не произошло, поэтому есть возможность сокращения населения войнами и терроризмом. Человек коадаптирован к микроорганизмам его внутренней среды, однако, не к ухудшающимся изменениям экологической обстановки. Ухудшение экологических условий, загрязненность среды обитания усиливают мутагенез, то есть ухудшают генотип и фенотип человечества, способствуя патологиям и эволюции (биологический регресс). Поэтому сохранение генофонда человечества является его гуманной задачей.

Образование внутри биосферы ноосферы (части биосферы, где обитает человек) изменило лик Земли. Человек — эврибионтный вид, приспособляющийся к разнообразным условиям обитания своей деятельностью, космополитический вид, поскольку занимает громадный ареал в биосфере. В результате прогресса человечества ноосфера вступила в стадию техносферы, что привело к резкому ухудшению экологической обстановки, из–за отсутствия предвидения глобальных последствий ирригации и мелиорации, химизации и использования ядерной энергии, сжигания топлива и строительства гидроэлектростанций для энергетических целей. Предполагается, что рессурный потенциал планеты может выдержать не более 10—12 млрд. людей, иначе вступят в действие законы Мальтуса. Развитие техносферы с одной стороны удлинило продолжительность жизни людей до 75 лет, а с другой — способствовало возникновению многих заболеваний цивилизации из–за мутаций, стрессов, нарушения природного равновесия в экосистемах. Следует отметить ряд стохастических случайных факторов в эволюции человека (участвовавших в развитии мозга, гибели особей, хотя неврозы у высших животных можно воспроизвести экспериментально, в природе невротичные особи не выживают), которые разрешают эволюционные противоречия и определяют новую детерминированную канализацию эволюцию, что соответствует принципам синергетики (науке о самоорганизации сложных неравновесных эволюционирующих систем). Природе человек не нужен, но природа необходима человеку как условие его существования. Человек вовлекает природу в сферу своей деятельности, поэтому история человечества постоянно воспроизводит и разрешает противоречие между подходами Гиппократа (прежде всего не вреди) и Парацельса с Эрлихом (прежде всего приноси пользу) не только в медицине, но и в отношениях ноосферы и биосферы. По–видимому, изживает себя антропоцентризм, отсюда возможна критика Прометеевского отношения к миру, как господства человека над природой, а не подчиненности ей путем усвоения в своей деятельности. Но не приемлем и натурализм, возврат к природе в духе Руссо, потому что достижения прогресса в, конечном счете, увеличили продолжительность и качество жизни среднестатистического человека.

Кроме биологических эволюционных факторов в антропогенезе (способность руки и мозга, голосовых связок и прямохождение, стадность и использование “природных” орудий, удлиняющих руку, коммуникации и животная рассудочность), образовывались и функционировали социальные (деятельность, совместный труд, использование и усовершенствование природных орудий, язык, коммуникации, целеполагание).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Особенности биологии человека | Лекция 4. Переход этологии в психологию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.