Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Переход этологии в психологию

 

ЭТОЛОГИЯ – это наука о поведении животных, а ПСИХОЛОГИЯ – это наука о психике человека. У ряда животных можно отметить отдельные черты организации поведения, имеющие подобие у высших приматов («социальное поведение»). У пчел и муравьев имеется строгое распределение функций отдельных групп особей в коллективе при наследственно–инстинктивном поведении; у осьминогов адаптации к движению, защите и нападению сочетаются со сложным поведением и развитием зрения. У копытных и хищных имеется семейная или стадная организация особей (совмещение такового отмечено у волков), у львов спаривание не лимитируется циклом, дельфины имеют сложное стадно–семейное поведение. Эти животные способны к играм (имитация), приручению, научению по аналогам природной деятельности, сложным ритуалам, предшествующим спариванию. Имеются сведения о взаимопомощи у некоторых животных, хотя наличествует борьба за существование в виде конкуренции за самку, территорию, пищу, наконец, хищничество. Однако, у пчел и муравьев поведение определяется жесткими наследственными безусловными рефлексами, закрепленными в систему инстинкта. У остальных животных сложность поведения обусловлена врожденными моментами к подражанию и запечетлеванию, распознаванию и запоминанию, что отчасти в виде условных рефлексов объединено в динамический стереотип. Кроме того, компьютерные системы нервной системы с выделением полезности или гибельности для существования создают основу для целенаправленного (рассудочного) поведения. Современные концепции социобиологии исследуют коммуникативное сожительство животных определенного вида с базисом на экологию, генетику, этологию, и с параллелями социальности человека. Опыты Ладыгиной–Котс по выращиванию детеныша шимпанзе в человеческой семье показали, что очеловечить самого высшего из животных невозможно, к этому нет генетических и физиолого–морфологических предпосылок.

Детерминируют поведение генетически заложенные уровни реакции центров. К.Лоренц в работе “Так называемое зло: о природе агрессии” (в главе 13), доказывает, что агрессивное поведение необходимо для установления социально–иерархических, территориальных и брачных связей у животных внутри вида, включает антистрессовые механизмы. У 1300 видов животных известен каннибализм. Иногда у животных встречается каннибализм к детенышам, больным особям своего вида (крысы, голуби), в борьбе за самку и территорию (обезьяны, дельфины). В отличие от этого большинство хищников убивает слабую больную добычу для пропитания.

У видов Homo erectus, Н. habilis, Н. sapiens и некоторых их обезьяньих предков отмечаются ряд этологических черт, менее выраженных у других видов животных. Во–первых, агрессивность индивидуальная или коллективная к особям своего вида, вплоть до каннибализма, врожденность этого демонстрирует детская жестокость (за лидерство по Лесгафту), многочисленные войны, бандитизм; во–вторых, способность к спариванию вне периода течки, для добывания корма детенышей от самцов, что дает дополнительно удовлетворение центров позитивных эмоций вне цели продолжения рода; в–третьих, это стадно–семейный образ жизни со строгой и меняющейся иерархией градации особей; в–четвертых, мимезис особей своей иерархии после внешне обусловленного выбора места в ней; в–пятых, преобладание рефлекса “что это такое” в отношении своей пользы и вне ее; в–шестых, комплекс звуковых, мимических и позных выражений эмоциональных отношений; в–седьмых, отстранение от отдаленных последствий совокупной деятельности человечества как своеобразное зомбирование (что по Г.В.Ф.Гегелю выступает как “хитрость мирового разума”); в–восьмых, человек занимает самую большую экологическую нишу (наиболее распространенный вид приспособленный не биологически). Это обусловлено цефализацией (увеличение коры мозга), прямохождением, всеядностью, развитием кисти, как очень специфическими адаптациями к разнообразию среды. В результате мозг подчинил своим целям весь организм, и малоприспособленные организмы стали господствующими в последний миллион лет четвертичного периода кайнозоя.

Основная проблема антропологии – возникновение сознания, возможно в этом может помочь сравнение людей и высших обезьян, изучение становления психики детей, поскольку важна роль рекапитуляций по закону Бэра–Дарвина–Геккеля–Мюллера (детство как аналог антропогенеза).

Системная эволюция приложима к мозгу и связана с генетическими процессами. Знаковые формы кодируются в мозгу нерасшифрованным еще нейронным кодом, частично отражаемым в электроэнцефалограмме. Человек отличается от животных, кроме всего прочего, ярко выраженной ритмичностью мозговых волн с частотой колебаний 10 гц (есть в альфа(α)–, каппа(κ)–, мю(μ)– и дельта(δ)–волнах колебаний потенциалов; кроме этих есть еще бета(β)–, гамма(γ)–, тета(θ)–ритмы). У человека до 50% генов связаны с обеспечением функции нервной системы; число генов, активных в мозге, больше (или равно), чем количество экспрессируемых генов во всех других органах и тканях. Огромную роль играли гомеобоксные гены, дающие регуляторные белки, регулирующие экспрессию других генов и контролирующие критические точки развития структур. Определенную роль играют гены раннего и позднего ответа (близкие к протоонкогенам) при научении, при этом резко увеличивается количество информационной РНК, От животных человека отличает резкое увеличение количества РНК в головном мозге (генетико–биохимическое отличие).

Антропогенез произошел чрезвычайно быстро, от шимпанзе человек отличается 1% генов. У человека найден ген, который наиболее экспрессируется только в молодом возрасте и кодирует образование новых временных связей. Новое запоминается у взрослых особей на основе старых функциональных связей между нейронами (которые практически не делятся), иначе: чем больше нейронов и их синапсов использовано для образования временных связей в первые 6 лет жизни человека, а также до 25 лет, тем больше он может запоминать и обучаться в следующие периоды жизни.

Конкуренция биологически неприспособленного организма человека с другими видами дала единственную возможность выживания — “стадность”. Последняя требовала коммуникативности, взаимопомощи в условиях половой, пищевой, территориальной конкуренции внутри вида. В связи с этим возникает на базе опережающего отражения действительности (элемент предвидения) комбинация прошлых впечатлений, которая может функционировать до чувственного восприятия — воображение. Велика роль воображения (по Бородаю) в становлении человека как проигрывания исхода ситуации (в рамках категорий цель–средство–результат), как идеал или мечта ума (мечта и фантазия), как подмена реальности (сравнить с понятием “интеллектуального онанизма” у С.Лема в “Сумме технологии”). Воображение — это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы, произвольно или непроизвольно, продуктивно или репродуктивно, конкретно или абстрактно.

Основой психологии человека являются мышление и речь, эмоции и воля, научение и деятельность. Некоторые аналогичные черты можно найти у животных. Во многом человек подобен одомашненным животных, например, собакам, сохраняющим “веру” в хозяина — источника пищи. Эта растянутая инстинктивность детства (ювенильность) животных сохранилась у человечества и трансформируется у человека в воображение, дающее веру в высшие силы (Бога, царя, хозяина). Поэтому (В.Ф.Моргун, А.С.Кущ), учитывая оптимальный возраст формирования новых временных связей и роль творческого воображения, необходимо применять в воспитании детей игры, развивающие творческое воображение. В проблемной ситуации скачкообразное изменение активности научения с прогнозированием результата решения проблемы определяется как инсайт.

ТВОРЧЕСТВО – это форма сверхбиологической (социальной) деятельности человека, биологически детерминированная мутациями, транспозициями, комбинациями генов морфогенеза мозга, а также руки, гортани, прямохождения. Творчество человека – это создание нового очеловеченного природного мира (машины, вещества, штаммы бактерий, сорта растений, породы животных), его удвоения в сознании (научные книги, произведения искусства, юридические нормы), с образованием социальной исторической системы коммуникаций (социальное самотворчество общества). Сейчас (Д.Б.Богоявленская, 2002) за единицу анализа творчества принимается интеллектуальная активность, представленная тремя уровнями: стимульно–продуктивным, эвристическим, креативным. Стимульно–продуктивный уровень интеллектуальной активности пассивный, не имеет внутренний источник познавательного интереса, а внешний источник превращает ее в монотонную деятельность, интерес возникает на первых этапах сложности и новизны. Эвристический уровень во много связан с «открытием велосипеда», то есть индивидуальным решением задачи, уже решенной другими, может быть иным путем. Креативный уровень связан с постановкой новой проблемы. Креативное мышление образуется в результате новых комбинаций ассоциаций, их рекомбинаций и созданием новых ассоциаций. Это дивергентное мышление наиболее отвечает понятиям синергетики.

Генетические предрасположенности таланта кодируют знаковые формы деятельности (математика, техника, язык, живопись, музыка). Однако, не все одаренности находят свое выражение в конкретной исторической ситуации, требуют определенной социально значимой случайности, определенных волевых, эмоциональных (лидерских) черт личности. Высшие степени одаренности – талант, гений.

По В.П.Эфроимсону подагра, синдромы Марфана (гиперпродукция катехоламинов) и Морриса (тестикулярная феминизация) отражают способность к повышенной умственной активности. Подагра (из–за повышенной концентрации мочевой кислоты в крови) более часта у мужчин, является наследственным заболеванием и коррелирует с повышенной умственной активностью. Синдром Марфана — генетический наследственный дефект синтеза белка соединительной ткани фибриллина (нет поперечных связей коллагена, поражения скелета, глаз и сердечно–сосудистой системы). Синдром Морриса — тестикулярная феминизация из–за наследственных дефектов тканевых рецепторов андрогенов, при женском типе строения избыток производства эстрогенов из тестостерона способствует маскулинизации головного мозга (некоторые высокие волевые целеустремленные спортсменки). При синдроме Леша–Нихана у мальчиков развивается гиперурикемия, умственная отсталость и самокусание (мазохизм), связанные с рецессивной мутацией в гене гипоксантин:гуанин–фосфорибозилтрансферазы Х–хромосомы, отвечающей за реутилизацию в АМФ и ГМФ распавшихся пуриновых нуклеотидов (полное снижение активности фермента). Нервно–артрический диатез (до 3% детей, небольшое снижение активности фермента) ведет к подагре, что связано с урикемией, у таких детей повышенная нервная возбудимость, эмоциональная лабильность, хорошая память, умственная работоспособность (более 40% гениев были гиперурикемиками). Мочевая кислота образуется из нуклеиновых кислот разрушенных клеток, в первую неделю жизни является физиологическим допингом, обеспечивая закрепление динамических стереотипов и неонатального импритинга. Аналогом естественных лигандов пуриновых и аденозиновых рецепторов мозга являются мочевая кислота и кофеин, поэтому возбуждение умственной активности часто стимулируется чаем, кофе, пепси–колой. Возможно, в антропогенезе имели место влияния наркотиков, алкоголя (снятие торможения), курения (активация холинэргических рецепторов) для стимуляции ЦНС, что связано с мутациями в 40 генах Y–хромосомы с последующим половым отбором.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ. Распад психики, нарушение меж– и внутриполушарных взаимоотношений возвращает психологию личности к этологии предковых форм человека и приматов. Важна роль изучения распада патопсихологии личности, причем сам распад часто сопровождается врожденными и приобретенными патологиями мозга. В принципе основные черты психологии личности (характер, темперамент, талант, склонности) определены генетически особенностями строения и функционирования отдельных центров головного мозга. Несколько возвращает к животной рассудочной деятельности интуиция — подкорковое функционирование мозга.

Основой поведения некоторых людей являются страх и корысть, власть (как корково–подкорковое преображение садизма, который остается, когда все естественные потребности с возрастом угасают) и подчиненность (как преображение мазохизма), публичность (как средство привлечения половых партнеров при нереализованном потенциале творчества) и скрытность (как не реализация потенций). По данным В.С. Эфроимсона у гениев большой процент “высоколобых”, а по данным Ч.Ломброзо, Г.Климова, Б.Диденко именно у них, а также у их предков и в потомстве, большой процент поведенческих отклонений (переверзии или сниженное либидо, садомазохизм, вплоть до психиатрической патологии). Гиперандрогения как лидерство (волевая твердость, эмоциональная стойкость) в сочетании с генетически предопределенным талантом в определенной знаковой области способствуют самовыражению и реализации личности, но гипертестостеронизм является биологической основой предрасположенности к наркомании, алкоголизму. У мужчин половое поведение происходит под влиянием андрогенов — тестостерона (нециклический тип гипоталамо–гипофизарной регуляции половых функций определяет мужской тип дифференцировки головного мозга на 4—6 месяце фетогенеза и лежит в основе нейропсихической маскуляризации жизни человека; циклический тип секреции гонадотропинов дает гомосексуальное поведение мужчин, при этом снижены размеры гипоталамуса и его преоптического ядра, где увеличена активность ароматазы, превращающей тестостерон в эстрогены). Гиперфункция опиатэргических модуляторов боли и повышенной отвечаемостью на них лимбических структур может лежать в основе сексуально–поведенческого мазохизма. Маниакально–депрессивный психоз, шизофрения характеризуются соответственно циклическим изменением продукции опиатов или ее избытком; недостаточность стрессовых и лимитирующих механизмов в сочетании с аутоиммунной патологией способствуют появлению синдрома хронической усталости. Если брадикинин и вещество Р способствует боли, то серотонин и энкефалин в ЦНС тормозят ее, недостаток синтеза серотонина (может быть заменен на рецепторах мозга агонистом — ЛСД) и энкефалина (может быть заменен агонистом – морфином) способствует психостении и депрессии. У лидеров при стрессе надпочечники, кроме глюкокортикоидов, секретируют больше андрогенов (под влиянием АКТГ, внешне это выражено в лобно–теменном облысении), хотя у других особей снижается продукция гонадотропных гормонов и гонадолиберинов. Это же определяет вирилизацию у женщин (тоже лидеров); андрогены надпочечников способствуют преодолению гиперкатаболизма при стрессе. Следует отметить, что ядра гипоталамуса, продуцирующие вазопрессин и окситоцин (возможно для центров гнева, сексуальности, памяти), у человека в эмбриогенезе формируются одними из первых. З.Фрейд выделил в развитии ребенка оральную, анальную, генитальную стадии.

Поскольку фенотипическая дисперсия у мужчин повышена, а у женщин реактивность при узкой норме реакции обеспечивает большую жизнестойкость, то мужских зигот образуется больше, но эти организмы более жестко отсеиваются естественным отбором; мужские особи первыми берут на себя воздействие новых экзогенных факторов; женский организм более совершенен, но и более пассивен, это создает комплементарность активности–пассивности, мужского и женского начала, в том числе и в каждом организме (андрогиновый элемент — продукцию обеих типов половых гормонов, но в разных долях в организме).

У человека наследование психических качеств через черты темперамента и характера создает различные типы личности. Комплексное (полимерное) действие генов обеспечивает предрасположенность к шизофрении, маниакально–депрессивному психозу. Случайная комбинация генов может дать выдающиеся умственные способности, которые только при наличии генетически закрепленного лидерства, а также других волевых и эмоциональных качеств, и благоприятном стечении обстоятельств, то есть действия внешней среды, могут реализоваться в общественно–значимой деятельности. Однако, сочетание наследственных задатков гениальности и лидерства может сопровождаться патопсихологическими чертами личности: в семьях талантливых людей часты психические отклонения, на их детях природа обычно отдыхает, сами таланты склонны к саморазрушению, то есть к вырождению. Тем не менее известны некоторые одаренные династии музыкантов, математиков, академиков, политиков. Иногда низкорослость связывают с избыточной продукцией катехоламинов, стимулирующих активность. Среди патопсихологических комплексов можно отметить следующие: нарушения в сексуально–психической сфере, комплекс власти и сверхжесткости как подсознательное проявление садизма, подчинение своей цели жизни окружающих, что делает жизнь последних невыносимой. Психопат либо сам страдает от требований, предьявляемых ему обществом, либо заставляет страдать общество. Интересно, что шизофреники (нарушение внутри– и межкорковых связей) весьма логично объясняют свои цели и действия, а гении–лидеры обычно мотивируют свою деятельность именно общественной пользой своих действий. Здесь часто подсознательно обыгрывается необходимое противоречие между общественной и личной моралью (двойной стандарт потребностей), ценой личности и потребностью общества, другими словами предлагается решение биологической проблемы жертвы интересов (в том числе и существования) личности и выживанием общества. Можно вспомнить Ф.М.Достоевского: о слезинке ребенка как цене за общественный прогресс. В условиях отсутствия лидерских качеств талантливая личность компенсирует нереализованность творческого удовлетворения и неудачи алкоголизмом и наркоманией, повышенной сексуальностью или мазохизмом, что является формами подчинения и подчиненности.

Имеют место влияния действия алкоголя (поедание забродивших фруктов и зерна, а также специальных алкогольных продуктов), благовоний и табакокурения (кроме вдыхания дыма лесных и степных пожаров), наркотиков (жевание мака, бетеля, гашиша), галлюциногенов (жевание конопли, кожуры бананов, мускатного ореха, кактуса пейотля, грибов спорыньи с зерном и псилоциб), пуринов (гиперурикемия, жевание плодов колы, какао и кофе) и других модуляторов функций ЦНС (например, активатора рецепторов к ацетилхолину никотина табака при курении), особенно при стрессе (наркотики, алкоголь). Алкоголь ингибирует секрецию вазопрессина и окситоцина, которые выделяются в ответ на боль, что влияет на память, в хронически больших дозах способствует (конденсациями ацетальдегида с продуктами окисления катехоламинов) образованию галлюциногенов и наркотиков; отметим, что гинекоморфия и гипоандрогенизм, изменения активности алкогольдегидрогеназы и альдегидоксидазы, уровня экспрессии дофаминовых рецепторов предрасполагают к алкоголизму. Курение способствует гипоксии, стимулирует вазопрессиногенез (при стрессе его концентрация увеличивается в <1000 раз; вазопрессин стимулирует память и обучаемость). Наркотики действуют на опиоидные рецепторы подобно эндогенным опиатам — эндорфинам и энкефалинам, вызывая анальгезию через перивентрикулярное ядро и серое вещество возле сильвиева водопровода головного мозга, способствуют сну, эйфории, влияют на настроение, подавляя тревогу и стресс (аналог опиоидов андамин есть в шоколаде; любить и быть любимым — значить иметь стресс и стресслимитирующую активность в виде усиленного синтеза опиатов), генерируя положительные эмоции. Неудовлетворенность вызывает биорегуляторно обусловленные болезни адаптации (особенно для инсулинзависимых тканей), нарушение опиатэргических систем вызывает поиск экзогенных миметиков–заменителей опиатов. Подавление эндогенной продукции опиатов экзогенными агонистами по обратной связи с участием иммунных механизмов вызывает наркоманию, алкоголизм, зависимость и абстиненцию. Наркотические вещества действуют на различные рецепторы: так морфин связывается с опиатными, ЛСД — с серотониновыми, каннабиолы потенцируют действие других биологически активных веществ. В результате происходит нарушение психики, уход личности “в себя”, в мир иллюзий, появляется зависимость от препаратов и как следствие — антисоциальное поведение.

ПЕРЕХОД ЗООЭТОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИЮ (по Поршневу). Интересно отметить, что из всех обезьян предками людей были те формы, у которых развита способность спаривания вне периода течки (что обеспечивало потомству и данной самке принос пищи от любого самца). С одной стороны стадность и иерархия в ней, суггестия и контрсуггестия (отсюда первое слово — глагол запрещения по Б.Ф.Поршневу), подражание (мимезис) и табу на самоуничтожение и инбридинг — близкородственное спаривание (как базис культуры по Ю.М.Бородаю), использование предметов, удлиняющих и усиливающих руку, а с другой — развитие прямохождения, анатомических основ речи, руки и неокортекса, а также еще неизвестные факторы (возможно, природные экзогенные факторы) принимали участие в антропогенезе. У человечества можно найти два поразительных свойства: крупномасштабное умерщвление себе подобных (войны, терроризм и бандитизм) и деабсурдизация в мышлении своего бытия (от фантазий и мифов к науке). От плиоцена до голоцена промежуточными прямоходящими формами были троглодиты (Homo habilis, H. erectus —австралопитеки, археоантропы, палеоантропы), подготовившие развитие лобных долей мозга и образование второй сигнальной системы. Это уже не малоспециализированные обезьяны, но еще не люди. Троглодиты не были охотниками — у них не было соответствующих приспособлений, которыми они бы ловили добычу и конкурировали с хищниками, но от обезьян у них остался инстинкт раскалывания с помощью камней орехов, моллюсков. При австралопитеках процветали хищники, после которых оставались кости, австралопитеки могли камнями раскалывать кости, извлекая для питания головной и костный мозг. Это определило их как плотоядных трупоедов (адельфофагов или некрофагов, в отличие от паразитов — бактерий, червей, клещей, и кровососущих вампиров — комаров, летучих мышей). В результате высматривания остатков трупов, убегания от хищников, переноса добычи или камней развилось прямохождение с освобождением рук. Затем наступило время упадка хищников, и погибшие животные обычно находились около водопоя или переносились течением рек, поэтому археоантропы проживали около рек и перешли к поеданию мяса, что потребовало оттачивать камни для рассечения шкур. Потом снова наступил расцвет хищников, что снизило добычу и палеоантропы начали расселяться; неспособные поймать крупную добычу, они стали поедать себе подобных, то есть перешли к каннибализму. Этому свидетельства — отверстия в черепах большинства ископаемых предков людей. Появляются кормимые хищные пралюди и кормящие не хищные пралюди. Сначала это было поедание трупов сородичей, что нашло отражение в традициях некоторых новогвинейских племен. Потом стали убивать сородичей, преимущественно из других племен (чужаков), позже часть пралюдей перешла к охоте и собирательству. Такие смены добычи пропитания способствовали переходу от спонтанного использования камней к постоянному с последующей их обработкой. При обтесывании камней (1—6 часов) возникали искры, давшие огонь (сначала дикий, потом прирученный для вытапливания костного мозга, приготовления пищи, обогрева). Продолжительность жизни пралюдей вряд ли достигала 25 лет. Усовершенствование обработки камней шло очень медленными темпами: если принять, что от того времени прошло 50 тыс. поколений, то технические усовершенствования обработки камня дают один сдвиг на 200—300 поколений. Тепло огня в теплой Африке привело к постоянной сексуальной готовности и самцов и самок, вне периода течки у самок, что способствовало их питанию подачками самцов. Это сохранилось и у современных людей, а от животных предков осталась повышенная сексуальная активность весной из–за увеличения светового дня, что тормозит секрецию мелатонина — ингибитора секреции гонадотропных гормонов.

Пралюди, как и обезьяны, жили стадами, родами, семьей, племенами. В процессе совместной жизнедеятельности возникала потребность производства совместных действий или их прекращение, что требовало определенных символов. У птиц, млекопитающихся имелись звуковые и жестикулярно–мимические сигналы, побуждающие к действию или к его отмене (сигналы опасности, нахождения добычи, привлечения полового партнера). Человек запечатлеванием объединил эти формы во второй сигнальной системе, ведущей в которой является речь. Речь объединяет знак предмета или действия (в том числе и по подобию формы), значение, смысл (возможное объяснение от подобных или противоположных). Продуктом речи стало мышление, потому что центра мышления в мозге нет, а есть центры речи: у правшей в левом полушарии (у левшей в правом) в верхней и нижней лобных, на стыке височной с теменной и затылочных долях (зоны Брока и Вернике). Если мысль возражение или согласие, то речь побуждает или препятствует выполнению действия. Лобные доли составляют 1/3 больших полушарий мозга и есть в полном виде только у современного Homo sapiens; развитие мозга зависело от плотоядения и прямохождения. Лобные доли связывают прием речи с отделами восприятия среды и моторных зон действия. Вторая сигнальная система руководит и духовными и материальными актами жизни, тормозит первую сигнальную систему; вторая сигнальная система в лобных долях преобразует знак в направляющую цель и осуществляющую ее волю. Действия первичных (у животных и человека) и вторичных (у человека) сигналов вызывают эмоциональную окраску — позитивную при улучшении жизнедеятельности и негативную при опасности для жизни. Само слово может вызвать эмоциональный стресс у человека без непосредственного действия среды.

Речь имела функцию внешнего побуждения (интердикцию для интенции —направленности) к действию (внушение, суггестия) и самовнушения как отмены отрицания, запрета действия (контрсуггестия). Следовательно, суггестия является формой коммуникации между индивидами. Влияние (интердикция) и информация — основные функции речи, поэтому первобытная праречь — это повелительные глаголы. Речевое внушение (гипноз, самовнушение, влияние на толпу) исследует психолингвистика и нейролингвистическое программирование. Речь вызвала изменение гортани и активности дыхательной системы, развитие голосовых связок. Если большинство нервных процессов (и эффекторного аппарата) находится в состоянии спонтанного возбужения, то важнейшую роль приобретает торможение, отсекающее ненужную моторную активность. Разнообразные перво– и второсигнальные раздражители создают множество очагов возбуждения, то есть неадекватность реакции, и у человека высшая нервная деятельность использует тормозную доминанту. Это выявляется в импритинге (запечатлевании) и подражании (мимезис, имитация). Импритинг и мимезис у животных и людей в детском периоде проявляется в виде игры, а у человека еще и в виде обучения и суггестией воспитания (социализация). Подражание в результате действия воспроизводит форму предмета. Имитативность у человека с возрастом уменьшается, теряется утонченность ньюансов. Сенсорно–афферентный и моторно–эффекторный блоки связываются суггестивным торможением — регулировкой, что и согласует обе сигнальные системы. Речь превращается в действие, а мозг суггестию и контрсуггестию избирает как противоречие двух разных раздражителей. Это формирует формально–математическую логику знаков рассудка, требующего единства слова и того предмета или действия, что оно обозначает, то есть возникает абсурд в самом рассудке. Преодолением этого абсурда становится разум с его этико–эстетическим и научным синтезом в диалектическом мышлении.

Ультрапародоксальная реакция при торможении дает неадекватный рефлекс. Неадекватный рефлекс дает нелепые действия, например, при столкновении агрессии и страха. Одним из таких неадекватных рефлексов в эволюции является подражательный рефлекс, имитация, импритинг. Интердикция (запрет), имитативность выступают как высшие формы торможения в ЦНС у высших животных и человека. Интердикция является отвлечением, переключением внимания, имитация — подражанием, деланием как другой. Суггестия (внушение) является и тем и другим, что невозможно для одного организма, то есть требует минимум двух организмов — коммуникации. Эта дипластия выступает как отождествление двух взаимоисключающих элементов, например, возбуждения и торможения. У человека можно выделить три нервных структуры: а) сенсорные и моторные речевые зоны и центры, в том числе височно–теменно–затылочные доли для восприятия, б) лобные доли для торможения всего, кроме словесных инструкций, в) общие для человека и животных остальные нервные образования. Вторая сигнальная система совершает отрицательную индукцию по отношению к первой, тормозит ее на уровне префронтальной части лобных долей. Начало очеловечивания человека в онтогенезе и в филогенезе связано с речевым (или в меньшей мере иным) подавлением (интердикцией) действий организма, а затем внушение новых предписаний действия (суггестия). Таким образом, функционирование ЦНС человека включает: а) сенсорно–афферентное для раздражителей первой сигнальной системы, б) эффекторное — двигательное и вегетативное, в) суггестивное по второй сигнальной системе. На эти формы накладывается новое чисто человеческое приобретение — разум с его диалектическим мышлением, нравственностью и художественностью.

Сама речь дает понятия. Понятия – это единство знака и значения. Знак (иероглиф, звуковое слово, рисунок) не есть копия значения. Значение – это то, что обозначает знак. Логические операции со знаками описывает формально–математическая логика, а логика понятий, значений, объединение нескольких значений в смысл (и его понимание как расшифровка – герменевтика) описывается диалектической логикой.

Таким образом, существуют ряд генетических особенностей поведения высших животных (этология), которые с участием высших форм торможения создают базу для поведения человека (психология): имитация (подражание без подкрепления), интердикция (внешний запрет при взаимодействии неадекватного рефлекса и имитативности), сначала это отвлечение внимания, затем запрет действия (индукция тормозной доминанты), в высшем виде это суггестия (внушение, интенция – направленности действий) и ее противоположность (контрсуггестия). В результате образуется третий (регулирующий) блок нервной системы высших животных суггестивный, дающий возможность коммуникации. Для этого развиваются отделы лобных долей головного мозга, возникают у человека речевые сигналы (вторая сигнальная система, действует через слуховые, зрительные, тактильные, возможно, парапсихологические сигналы). Здесь совершается дипластия – дифференциация сигнала (и его смысла) и предметного действия другого как единства противоположностей, двух разных раздражителей, их слияние в интердикцию или абсурд. Здесь зарождается разделение трех характеристик сознания: а) направленности (интенция переходит в волю), б) соотношение с собственной жизнедеятельностью (эмоции), в) формально–логические операции (рассудок). Все они имеют разные степени силы, но в целом на их базе в последние 10 тысяч лет назад возникает диалектический разум, в виде творчества рефлексии, культуры и истории.

ТИПОЛОГИИ ЛЮДЕЙ. Имеются различные типологии личности с учетом характеристики процессов высшей нервной деятельности в онтогенезе психики человека: Ч.Ломброзо, З.Фрейда (урогенитально-эротический, анально-садистический, орально-каннибалистический), Кречмера (шизоидный, эпилептоидный, циклоидный), Павлова (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик; а также мыслительный, эмоциональный, промежуточный), Юнга (интравертированный, экстравертированный), Гумилева (пассионарный — исторически значимый лидер, субпассионарный, апассионарный), Никитюка (замедленный, сбалансированный, ускоренный), иногда связанные с конституцией тела. По–видимому, морфо–психологические корреляты часто сомнительны.

Часть типологий учитывает антропогенез; экологическое противоречие разных особей в племени дало возможность выделить 4 генетически предопределенных типа психотипа людей (по Диденко). 1. Хищные суперанималы (доминирующие агрессивные лидеры–пассионарии, лишенные морального торможения, не внушаемые, с мотивациями власти, славы, садизма, богатства, являются продуктами дегенерации и вырождения, прямые наследники троглодитов, составляют около 2—6% людей). 2. Хищные их суггесторы (имитируют интердикцию суперанималов, не способны противостоять психологическому давлению суперанималов; сенсорные экстраверты). 3. Диффузные жертвы (суггеренды, поддаются психологическому давлению первых двух типов, совестливые). 4. Неоантропы (новые подлинно разумные люди, способные сопротивляться интердикции суперанималов, имеющие моральное гуманистическое сознание, причем не только в отношении абстрактного человека; вышли из диффузных, как и последние имеют самокритичность рассудка в виде разумной нравственной оценки). Суперанималы и неоантропы составляют до 20% людей, в современных популяциях очень варьирует процент этих типов людей. Возможность вырождения (дегенерации) создало первое табу на базе запретов действий в условиях свободного апериодического спаривания — запрет половых отношений в роде. Отсюда повышенная агрессивность мужчин как форма половой конкуренции, отсюда переверзии и психические болезни (табл. 3, 4). Каннибализм и человеческие жертвоприношения долго сохранялись в ряде африканских и гвинейских племен вплоть до середины ХХ века, войны и терроризм продолжаются и сейчас. Наблюдения Лесгафта за школьниками и опыты по изоляции случайной выборке людей подтверждают типологические различия людей. Последние английские исследования показали наличие у человека (дети неблагополучных семей) гена преступности (снижение содержания серотонина в мозге), который предрасполагает к агрессивным поступкам. Воспитание может несколько скорректировать это; животности человека помогают некоторые передачи средств массовой информации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. Социализация предполагает вписанность человека в определенный этнос, нацию, народ, класс, культурную эпоху, производственный процесс. То есть человек многомерен, имеет интегральную природу, это эволюционирующая системность в коэволюции и в косистеме социального и природного, согласно экологии Н.Н.Моисеева.

Вожак стаи обезьян (потом вождь племени) в процессе совместной охоты координировал действия членов стаи: то есть выступал суггестором по отношению к сородичам (суггерендам). При этом первый звук мог означать прекращение (запрещение) действия, другой звук мог быть сигналом, побуждающим к действию. Совместная деятельность и передача опыта требовала развития речи, ее понимания (звукового символа и понятия), соответственно развитие мозга и голосового аппарата. Постоянное использование камней привело к их усовершенствованию, обработке. Кроме естественной природы, появляется человечески рукотворная вторая природа. Дополнительно человек удваивал предметную реальность в мышлении, речи, позже в наскальной живописи.

Первобытное стадо было близкородственное, имело 20–30 взрослых особей, чередовало кочевой и оседлый образ жизни.

В период работ, которые осуществлялись преимущественно женским трудом, господствовал матриархат; первобытное стадо имело родство по материнской линии при неупорядоченных половых связях (промискуитет) или полиандрию (многомужество), как формы группового брака. При переходе основной хозяйственной деятельности к мужчинам возникает патриархат, сохраняется кровнородственный групповой брак (полигамия, гаремность), затем половые связи упорядочиваются образованием пар между двоюродными братьями и сестрами. Позже брачный круг ограничивается запретами и привел к табу на близкородственные браки, возник обычай похищения женщин других племен (экзогамия) и убийства с каннибализмом мужчин поверженного племени. Конечно, при этом сохранялись и другие формы брака. С разделением труда и переходу к оседлому образу жизни семья становиться экономической ячейкой общества, возникает парный брак. Мужчина выступает как охотник, рыболов, позже скотовод и земледелец, женщина получает роль собирательницы и хранительницы домашнего очага, такая специализация соответствовала и возрастному делению. Суровая природная среда требовала «добровольного» умерщвления старых и больных членов первобытного стада. Противоречиями развития первобытного стада людей была борьба между животно–эгоистическим и стадно–коллективистским формами поведения, при этом действовал и естественный и социальный отборы. В конце мустьерского времени появляются свидетельства заботы коллектива о членах племени, что известно из погребений и других археологических находок, а также равномерного распределения добычи у современных первобытных племен. Именно в позднем палеолите возникает мышление и оформляется членораздельная речь.

Внутривидовые отношения людей включают конкуренцию (за пищу, территорию, полового партнера) и взаимопомощь (в социальных формах выживания). Развитие культуры и цивилизации снижают уровень прямого и опосредованного хищничества. Предметная и идеальная деятельность человека ставит цель и переход через обозначенные ею границы, эта трансценденция означает переход через биологически определенные потребности человека за счет небиологических средств их достижений. Многие социально–психологические черты современного человека исторически предопределены, например, суггестия (внушение) и контрсуггестия играла роль в происхождении речи. Важнейшим человеческим чувством является любовь мужчины и женщины, любовь — это психологическая надстройка над биологическим инстинктом, романтическое умопомешательство и верность; любовь — это феномен жизни с биологическим, социальным, психологическим, историческим, демографическим культурным аспектами; любовь — это нравственная высота, спасающая человека от самоуничтожения (см. Иванов. «Феномен любви»). Отношения начинаются с выбора предмета интереса путем взаимного неосознанного обонятельного восприятия феромонов; затем происходит визуальная и слуховая оценка с неосознанным сравнением с идеалом (в том числе родителями); потом развивается взаимопритирка характеров, сознательное узнавание духовности и интересов друг друга, что может перейти в любовь или разрыв. Сексуальность дополняется правовым и экономическим взаимоотношением, что создает семью — ячейку общества. Близко к этому находится дружба на основе близких культурных и нравственных позиций людей.

Воспитание и образование — это форма социализации, приобретения опыта человечества, подсознательное закрепление в подкорке норм и правил общежития. Семья и школа — основные источники формирования нового человека, в последнее время, кроме “улицы”, такими новыми факторами являются односторонние (средства массовой информации) и двухсторонние (Internet) безличностные информационные связи. Весьма сложной проблемой оказывается социализация ребенка — кто он есть: дилемма природы или воспитания, органической машины или чистой доской? Критические периоды развития ребенка (0—5, а также 7–12–15–18 лет) образуют биологический фон предрасположенности к обучению и воспитанию. Позже новое знание записывается на уже существующие временные нервные связи. Поэтому, чем больше усвоит ребенок, тем больше будет способен усваивать в будущем взрослый человек с учетом того, что около 20% предыдущей информации в год забывается.

Платон, Кант, Гете, Шопенгауэр, Ницше подчеркивали наследственные качества (врожденные идеи и мораль), Локк и просветители считали, что ребенок чистая доска, на которой воспитатель пишет догмы (факторы среды). Гюнтер имел свою точку зрения на образование и воспитание как формы адаптации и социализации: всеобщее образование не сделало людей ни справедливей, ни умней, ни счастливей; разлученные близнецы в разных условиях имели сходные психологические черты и характер, дети разной наследственности в одном приюте имеют разные характеры при одинаковых условиях содержания. Поэтом задачами педагогов являются оценка степени наследственных задатков и влияний среды в поведении ученика, выявление тех качеств, которые следует развивать или подавлять, измерение диапазона воспитательного воздействия, оценивание способностей и способствование их развитию; учителями надо родиться.

Зрелость человека. 1/3 жизни человек спит, предполагается, что еще 1/3 человек проводит в семье. Семья требует подчинения и подчиняемости, воспитания детей, реализации потенций личностей, экономической базы.

Примерно 1/3 жизни человек проводит в работе в трудовом коллективе и одним из компонентов счастья является согласование способностей и выполняемой деятельностью. Глупость характеризуется несоответствием действий индивида с требованиями действительности. Психологический климат трудового коллектива очень важен для продуктивной деятельности. Нежелателен моббинг — притеснение человека на рабочем месте, вплоть до создания условий для увольнения. Существенным фактом современного человека является лабильность его иерархических связей (ролевость), в простейшем виде это смена ролей лидера, подчиненного, творца, копировщика, пользователя и прочее. Структурализм превращенно фиксирует ролевые отношения людей, вне их личностных свойств (отчуждая их, например, студент в автобусе — пассажир, в поликлинике — пациент, в магазине — покупатель и т.д.).

Демографические исследования показывают, что плотность популяций связана с климатом, почвой, флорой, фауной, социально–культурным уровнем. В эпохе собирательства число жителей на 1 кв. милю (Харрисон) составляло до 2 человек, в эпоху охоты и рыболовства – до 20 человек, в эпоху древнего земледелия – до 50 человек, в железном веке (поздний неолит) до современности – в среднем возрастало до 150. Всего в неолите жило около 5 млн. людей. В период начала новой эры людей было 200 млн., что в 1800–1850 г человечество перешагнуло рубеж в 1 млрд., в 1930 г. людей на планете было 2 млрд., в 1960 г. — 3 млрд., в 1974 — 4 млрд., в 2000 — 6 млрд. Есть расчеты, что на Земле всего было около 80 млрд. людей. Таким образом, численность населения прогрессивно возрастает, наибольшее население в Китае и Индии. В Украине (в 1989 г. — 52 млн., в 2005 — 47 млн.) и России происходит сокращение населения и продолжительности жизни (в среднем в 1989 г. у мужчин — 65 лет, у женщин — 75 лет, в 1995 г. соответственно — 58 лет и 72 года). Это объясняется снижением уровня жизни: ухудшением здоровья, качества жизни, питания, повышенной стрессогенностью, миграцией, понижением рождаемости. Особенно большое снижение численности населения характерно для войн и эпидемий (средние века, ХХ век). Падение рождаемости в СССР на 20% в 1968 г. по сравнению с 1959 г. объясняется репродукцией малочисленного поколения, родившегося в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Впоследствии низкие темпы рождаемости связаны с эмансипацией женщин — включение их в производственный процесс. Сейчас, например, в г. Полтава за неделю (данные областных газет за 2002 г.) рождается 46 и умирает 87 людей, при этом количество мигрантов больше естественного прироста населения (следует учитывать постарение населения Полтавы). Миграция последних 60 лет связана с урбанизацией, переселение в город из села привело к тому, что городское население за период СССР с 30,3 млн. человек дошло до 178,5 млн. Кроме социально–экономических условий, спад рождаемости может быть показателем торможения эволюции человека. Сохранение человека как вида осуществляется теперь не мутационными процессами, а меньшей скоростью оборота генов. В более южных странах смешение генов, высокая рождаемость, низкая продолжительность жизни обеспечивает быстрый оборот генов, что указывает на продолжение эволюционного процесса. То есть, вполне возможна замена европейцев азиатами и африканцами подобно тому, как это случилось с народами античного мира. Древние государства, крупные города и столицы образовались в самых малопригодных зонах, на разломах земной коры, в нестабильной среде, то есть именно там, где окружающая среда в наибольшей мере способствовала мутированию. Ядовитые выбросы, радиоизлучение, повышенная стрессогенность, агрессивность среды современных больших городов способствует мутированию; хотя уже третье поколение адаптировано к жизни в таком мегаполисе. Жители мелких поселков и сел слабо адаптированы и в особенности из–за миграций население таких поселений сокращается.

Геронтогенез. Постарение населения создает ряд социальных проблем — пенсионное обеспечение, организация гериатрической помощи и социальной работы. Старость характеризуется увеличением заболеваемости, в том числе хронической. Поздняя взрослость или ранняя старость характеризуется когнитивным свойством — мудростью, это комбинация опыта жизни в культурно–обусловленном интеллекте, это экспертная система знаний ориентированная на практическую сторону жизни, что позволяет давать советы для конкретного человека. Из–за дисбаланса половых гормонов мужчины в старости становятся более пассивными, женщины — властными, выявляются подавленные черты характера; уход на пенсию, оценка своей прошлой жизни, упадок сил, угасание интеллекта, мысли о смерти, характеризуют психику старых людей.

ФУТУРОЛОГИЯ. Фенотипическая изменчивость под влиянием внешней среды является пробой нормы реакции – генетически детерминированного диапазона адаптации. Человечество как вид полностью сформировалось, но возможны популяционные изменения в рамках микроэволюции. Будущее человечества во многом зависит от соблюдения правовых норм, снижения преступности и прекращения войн, стабилизации экологической и демографической ситуаций, развитие и контроль информационных технологий, что поставит человека над производством. С другой стороны, глобализация жизни, концентрирование сверхкапитала у нескольких сотен семей ставят новые проблемы постиндустриальному обществу. Виртуальные миры, как прогнозирование человеком будущего, должны учитывать необходимость управляемого развития человечества. Иначе виртуальный мир ввергнет человека в футурошок — предвидение мрачного будущего человечества. Представления (Быстров, 1957) об изменении физического облика человека (малое тело, огромная голова, беззубые слабо развитые челюсти, укороченные шея и поясница, гипертрофированные трехпалые руки) в будущей эволюции сомнительны. Осознание конечности своего личного бытия (еще одно отличие человека от животного, как и наличие психологических черт – стыда и юмора) дает личности возможность разумного пессимизма и разумного эгоизма. Определенные надежды связаны с прогрессом медицины, большие надежды возлагаются на продуманные социальные программы и экономическую политику. Тем не менее, человечество является преходящим биологическим видом, поскольку ближайшая смена магнитных полюсов Земли, угасание Солнца через 500 млн. лет, падение на Землю метеоритов и астероидов, самоубийство загрязнением природы, ядерной войной, вырождением могут уничтожить человека как вид, слабая надежда в этом плане на космонавтику. Это понимали русские космисты, считавшие необходимым для выживания человечества освоение Солнечной и звездных планетных систем. При этом существует крайне малая возможность встречи братьев по разуму и несколько большая возможность нахождения планет с условиями, подобными земным. Предполагается, что отсутствие встречи с иными цивилизациями может быть связано с тем, что они в возрасте 2–10 тысяч лет губят себя сами, а также то, что Вселенная – остаток вымершего искусственного мира, поэтому прогрессивный разум других цивилизаций не отличен от Бога.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Этапы и факторы антропогенеза | Лекция 5. Расология и этнология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.