Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Международное движение капитала




Международное движение капитала

1.Капитал- весь накопленный запас средств в производственной денежной и товарной форме необходимый для создания материальных благ.

 

МДК- перемещение за национальную границу относительно избыточных в данный момент средств в товарно-материальной и денежной форме.

Цель МДК- извлечение предпринимательской прибыли или получение процентов на вложенный капитал.

 

Основные причины МДК:

-несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных отраслях мирового хозяйства

-необходимость освоения местных товарных рынков, в частности экспорт капитала в этом случае прокладывает дорогу экспорту товара

-наличие в стране, принимающей капитал, более дешевой рабочей силы и сырья

-более благоприятный инвестиционный климат и менее жесткие экономические стандарты

-возможность обходить высокие тарифные и нетарифные ограничения на рынках третьих стран

 

Формы МДК:

А) по источникам происхождения капитала

-официальный капитал (государственный капитал, средства из гос бюджета, перемещаемые за рубеж, или принимаемых из-за рубежа, по решению правительства и межправительственных организаций. В это категорию относят все гос-венные ссуды, дары,помощь, предоставляемые на основе межправительственных соглашений. К официальному так же относят капитал принадлежащий международным межправительственным организациям (кредиты МВФ, Мирового Банка, расходы ООН на поддержание мира и безопасности). Основным источникам являются средства гос бюджета, а значит решение о перемещении данного капитала принимается совместно правительством и органами представительской власти (парламентом))

-частный капитал (негосударственный капитал, средства частных фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые или получаемые из-за рубежа по решению руководящих органов. Частный капитал включает в себя средства частных фирм в виде инвестиций, предоставление торговых кредитов, а так же межбанковское кредитование. Источник частного капитала- средства частных предприятий, собственные или заемные, но не связанные с гос бюджетом. Несмотря на автономность частного сектора, гос-во оставляет за собой право контролировать и регулировать инвестиционную деятельность частного капитала)

 

Б) по характеру использования

-предпринимательский (средство прямо или косвенно вкладываемое в производство с целью получения прибыли, чаще всего это частный капитал, хотя не исключено и официальное инвестирование)

-ссудный капитал (средство предоставляемое в долг с целью получения процента, в основном конечно официальное, хотя кредитование из частных источников достигает так же внушительных размеров)

 

В) по срокам вложения

-долгосрочный или среднесрочный (вложение капитала сроком более, чем на 1 год. Все вложения в форме ПИИ, портфельных инвестиций, а так же ссудный капитал в виде гос кредитов)

-краткосрочный (вложение сроком менее чем на 1 год, ссудный капитал в форме торговых кредитов

 

Г) по цели вложения

-ПИИ (прямые иностранные инвестиции, вложение капитала, с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране вложения, который обеспечивал бы контроль инвестора над объектом размещения капитала. В основном частный предпринимательский капитал)

-портфельные инвестиции (вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающий инвестору право реального контроля над объектом инвестирования. В данном случае цель- получение процента, дохода, экономической прибыли. В основном частный предпринимательский капитал)

 

ДЗ WIR: мировой объем пии и портфельных инвестиций, основные импортеры и экспортеры капитала, основные сферы приложения капитала

 

В состав ПИИвходят:

-вложение компаниями за рубеж собственного капитала

-реинвестирование

-внутрикорпоративные переводы

 

Причины экспорта/импорта капитала:

1. Технологическое лидерство (стремление к нему)

2. Преимущество в квалификации рабочей силы

3. Преимущества в рекламе

4. Экономика масштаба

5. Размер корпорации

6. Обеспечение доступа к ресурсам

 

Портфельные инвестиции:

Осуществляются в акционерные и долговые ценные бумаги.

Акционерные – денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выдавшему этот документ

Долговые- денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа, по отношению к лицу, выпустившему этот документ.

Долговые ценные бумаги включают в себя: облигации, казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, финансовые деривативы (производственные денежные инструменты, удостоверяют право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг, в т.ч. опцион фьючерс, варрант, своп)

 

ДЗ определения: долговая расписка, опцион, варрант, фьючерс, форвардный курс, своп, спот

 

Регулирование:

2 уровня: национальный и международный:

Национальное регулирование- гос-венная система мер законодательного исполнительного и контрольного характера по регулированию движения капитала. Основные цели национального регулирования: привлечении ПИИ и предотвращение бегства капитала из страны.

Особенности национального регулирования:

-создание благоприятного инвестиционного климата,

-контроль над деятельностью иностранных инвесторов в стране

-определение приоритетов инвестирования

-разработка и реализация программ по привлечению иностранных инвестиций

-контроль над подготовкой и заключением международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций

 

международное регулирование:

-межгосударственная система мер законодательного исполнительного и контрольного характера, по регулированию движения капитала.

Особенности международного регулирования:

-стимулирование рыночной составляющей мирового инвестиционного процесса

-слабая управляемость движением капитала и необходимость распределения полномочий между государственными и наднациональными органами по управлению движения капитала

-обеспечение прогноза и контроля на основе анализа данных

 

Последствия импорта капитала для стран реципиентов:

Положительные:

-содействие экономическому росту страны, количественному и качественному

-создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы

-доступ к новым технологиям, современным методам менеджмента, маркетинга, ускорение в стране НТР

-Улучшение состояния ПБ (платежного баланса)

 

Отрицательные:

-возможное вытеснение местного бизнеса из прибыльных отраслей

-проталкивание на рынок страны реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а так же снятых производства в результате выявления недоброкачественных свойств

-загрязнение окружающей среды

-определенная экономическая и политическая зависимость от страны экспортера

-увеличение внешней задолженности в результате импорта ссудного капитала

-возможное нарушение стабильности национальной валюты и общей финансово-экономической ситуации в стране

-возможная потеря страной реципиентом налоговых поступлений, таможенных сборов из-за использования международными корпорациями трансфертных цен

 

Предположительные последствия МДК для МЭ:

-рост конкурентоспособности, прежде всего, компаний экспортеров + в целом экономики страны

-интенсификация международной специализации и кооперации

-увеличение объемов товарообмена между странами, в тч промежуточными продуктами между филиалами ТНК

-Обеспечение международного воспроизводства капитала, повышение эффективности механизма международных экономических связей в условиях глобализации и интеграции финансовых рынков

 

Инвестиционный климат и факторы его определяющие:

-условия для среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные области данной страны или региона

 

Составляющие:

-Потенциальные опасности (полит нестабильность, соц напряженность, экологич риски, экономич конъюнктура, уровень преступности)

-потенциальные возможности (ресурсно- сырьевая база, производственный потенциал, потребительский рынок, инфраструктура, геополитический фактор)

-законодательная база (стабильность, защита прав собственности, налоговое законодательство, спец законодательство в области инвестиций)

 

Стимулирование инвестиций:

-налоговые льготы

-ускоренная амортизация

-бюджетное финансирование программ и проектов

-стимулирование малого бизнеса

-региональное стимулирование

-торговые и предпринимательские зоны, регулирующих движение капитала в стране

 

ДЗ Составить инвестиционный паспорт страны: объем импорта/экспорта капитала в страну 08-09 гг, в тч ПИИ и портфельные, основные сферы приложения капитала, основной закон регулирующий движение капитала в стране,факторы инвестиционной привлекательности, выводы об условиях инвестиционного климата стран

Лекция №6.МЭИ как форма МЭО.

Вопросы:

1.МЭИ определение цели задачи.

2. Предпосылки МЭИ.

3.Виды и этапы МЭИ.

4.Критерии МЭИ.

5.Статистические и динамические эффекты МЭИ.

 

 

1.МЭИ определение цели задачи.

 

МЭИ- объективный и осознанный процесс сближения и взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйств, на основе их эк. Интересов.

 

Объекты МЭИ – товары и услуги, а также ресурсы, являющиеся предметом производственного и научно0-технического сотрудничества.

 

Субъекты МЭИ – экономически обособленные стороны, осуществляющие международное производственного и научно0-технического сотрудничества.

 

Цели и задачи:

 

1. Использование преимуществ экономики масштаба.

2. Создание благоприятной внешнеполитической среды.

3. Решение задач торговой политики.

4. Содействие структурной перестройки экономики.

5. Поддержка определенных отраслей НЭ.

6. Обща с/x политика.

 

2. Предпосылки МЭИ.

 

· Близость уровней экономического развития и степени зрелости интегрирующихся стран.

· Географическая близость интегрирующихся стран, общность границ, наличие исторически сложившихся связей, транспортных механизмов, коммуникаций, языковая и этн. Общность.

· Общность экономических и иных проблем стоящих перед странами в области экономического развития, софинансирования и развития экономики.

· Демонстрационный эффект – предполагает, что в странах которое уже создали интеграционное объединение, обычно происходят положительные экономические сдвиги, и 3-и страны, не вошедшие в данные объединения создают собственные блоки и объединения.

· Эффект домино –предполагает, что после создания интеграционного блока, включающего большинство стран региона страны начинают испытывать экономические трудности, в связи переориентации внешнеэкономических связей. На первом этапе это приводит к сокращению внешней торговли стран, оказавшихся за пределами стран данного интеграционного блока. В результате страны вынуждены вступить в данное объединение.

 

 

Данная интеграция предполагает рыночный тип экономического развития.

 

3.Виды и этапы МЭИ.

 

1) Всемирная экономическая интеграция,порожденная процессами интернационализации и транснационализации.

2) Региональная интеграция.

3) Частнокорпоративная интеграция(на уровне предприятий)

4) Институциональная интеграция(на уровне гос-ва) процесс сближения национальных производств, в результате чего, происходит сращивание национальной структуры.

 

Проходит следующие этапы:

 

ПТС- преференциальное торговое соглашение. Подписывается на двусторонней основе. Предусматривает сокращение национальных таможенных тарифов и установление преференциальных таможенных пошлин.

 

ЗСТ- предусматривает отмену количественных ограничений и снятию тарифов между странами при сохранении индивидуальных внешних барьеров по отношению к 3-им странам. Включает отмену пошлин и торговых ограничений.

 

ТС –предполагает установление дополнительного внешнего тарифа по отношению к третьим странам, ликвидацию пошлин и торговых ограничений на всю торговлю товарами происходящими из объединяющихся территорий.

 

ОР- предполагает отмену всех ограничений на передвижение всех факторов производства.

 

 

Экономический союз –определенности гармонизации экономической и социальной политики. Может включать создание экономического и валютного союза.

 

Политический союз –передача суверенитета по по управлению экономической и социальной политикой наднациональным органам власти.

 

Стадии интеграции Взаимное уменьшение ограничений в торговле Отмена ограничений в торговле Общие внешнеторговый ограничения Свободное движение факторов производства Гармоничная фискальная политика Единая макрополитика и общие органы для её провеления
ПТС *          
ЗСТ * *        
ТС * * *      
ОР * * * *    
ЭС * * * * *  
ПС * * * * * *

 

 

ДЗ1: рассмотреть +/- создания ЗСТ, ТС, ОР, ЭС, ПС.

 

ДЗ2: Найти примеры объединений для каждого этапа интеграции. Составить таблицу.

 

 

4.Критерии МЭИ.

 

· Регионально-торговое соглашение должно покрывать все отрасли экономии без исключения.

· Переходный период не должен превышать 10 лет, должен включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях.

· Либерализация торговли на условиях режима РНБ должна предшествовать или сопровождать образование каждой новой интеграционной группировки, особенно, если изначально тарифы являются высокими.

· Общий таможенный тариф не долен превышать самый низкий уровень, существующий в странах участницах.

· Правила приема новых челнов в интеграционную группировку должны быть либеральны, и не препятствовать её расширению.

· Правило определения страны происхождения должны быть весьма прозрачны и не служить орудием внутри группировки.

· Необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые обеспечивают более рациональное использование факторов производства.

· После создания интеграционной группировки антидемпинговый правила не должны более применяться в отношении между её членами, а в отношении третьих стран должны быть установлены четкие правила из применения.

 

5.Статистические и динамические эффекты МЭИ.

 

Статические эффекты – экономические последствия от создания интеграции, который проявляются сразу после её создания.

 

Динамические эффекты – экономические последствия, которые проявляются на более поздних стадиях развития МЭИ.

 

ДЗ3 Рассмотреть примеры статических и динамических эффектов, особенно эффект создания и отклонения торговли.

 

Лекция №7.

 

Вопросы:

1) Развитие интеграционных процессов в Европе.

2) Интеграционные процессы в Северной Америке

3) МЭИ в странных Латинской Америки и Карибском бассейне.

4) Хар-ка основных интеграционных блоков ЮВА и Тихоокеанского региона

5) Крупнейшие интеграционные группировки Африки

6) Развитие интеграционных процессов в арабском мире.

 

 

1.Развитие интеграционных процессов в Европе.

 

Основные группировки:

1.ЕС

2. ЕАСТ.

3. СЕФТА/ЦЕФТА

4. ЕЭП

5. Совет стран Балтийского моря

6. Северный совет

7. СНГ

 

ЕС. Наднациональное объединение 27 стан. Все они являются независимыми гос-ми, однако для решения общеевропейских проблем часть своего суверенитета они делигируют органам ЕС.

 

Опоры европейского союза:

 

1) Экономическая политика

2) Внешняя политика и политика безопасности

3) Внутренняя политика и юстиция

 

Осуществляет ряд органов: Европейский совет, Совет министров, Суд.

В Европейский Совет по статусу входят главы всех государств и правительств стран ЕС, а также Еврокомиссии.

 

Европейский Совет заседает 2 раза в год. Высшим органом является Совет Европейского союза. Исполнительный орган – Европейская комиссия. Заседает раз в неделю.

 

Европейский совет -Европейский парламент- Суд Европейских сообществ

 

 

Совет ЕС Европейская комиссия

Вспомогательные и консультационные органы

 

Символы – флаг и гимн.

Конституция.

В 2001 началась разработка конституции ЕС.

В 2004 окончательный текст Конституции был одобрен главами гос-в и правительств.

Конституционный акт 2010.

Становление объединенной Европы:

- Политические(Холодная война, речь Черчиля 24 апреля 1947 г., наращивание ВС США и СССР, Пражский переворот,США и СССР- ядерные державы)

- Экономические

Хронология создания ЕС:

1950 –План “Шумана”

1951 –Парижский договор о создании ЕОУС.

1956 –“Венская декларация”

1957 Римский договор, учреждающий ЕЭС шестью гос-ми.

1958 – Договор о ЕЭС и Евроатоме.

1967 Слияние ЕЭС, ЕОУС и Евроатом.

1972 – Вступление в ЕЭС 3 гос-в.

1979 – избрание первого Европарламента.

1984 – Одобрение Европарламентом договора о ЕС.

1985 – Одобрение Советом ЕС единого Европейского акта, модернизирующего Римский договор.

1987 – Вступление в силу Единого Европейского акта.

1992 – Подписание в Маастрихте Договора о ЕС

1993 –Вступление в силу Маастрихского договора.

1999 –Заложение монетарного союза с введение евро

2002 – Введение еврно в наличное обращение.

2004 – Пятое расширение

2004 –Подписание конституции ЕС

2007 – Подписание Договора о реформирование в Лиссабоне.

2007 шестое расширение ЕС

2009 –избран первый председатель ЕС.

 

Критерии вступления в ЕС:

 

- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, соблюдение прав человека, верховенство закона и защиту меньшинств.

- Обладать рыночной экономикой, способной адаптироваться к давлению конкуренции в рамках Союза.

- реализовать общие правила, стандарты и политику в соответствии с законодательством ЕС.

 

Основные принципы ЕС:

 

· Принцип равенства

· Проведения общей экономической политики

· Единая сумма предпочтений

· Введение единой законодательной базы

· Принцип субсидиарности

 

Причина создания ЕАСТ:

 

1) Альтернатива для европейских государств, которые не хотели вступить в ЕС.

2) Соперничество Великобритании и Франция+ФРГ.

 

Основный институты ЕАСТ:

 

- Совет ЕАСТ

- Секретариат

В связи с соглашение 1992 г. + 2 организации

- Суд ЕАСТ

- Наблюдательные органы.

 

ЕАП- включает в себя все страны Европейского союза + страны ЕАСТ.

 

 

2.Интеграционные процессы в Северной Америке

 

НАФТА(США, Канада, Мексика) зона свободной торговли в Северной Америке.

 

3.МЭИ в странных Латинской Америки и Карибском бассейне.

 

 

Факторы тормозящие интеграционные процессы в Латинской Америке.

 

1)Экономика развивалась на побережьях на основе потребностей метрополий.

2) Отсутствие транспортного сообщения.

3) Экономики совпадают в массе совпадающие товары.

 

Факторы содействующие интеграции:

1) Общность языка, традиций, культуры, менталитета.

2) Либерализация торговли стимулирует взаимню торговлю.

3) Пересмотр режимов ВТ в 60-х.

4) Выбран путь интеграции как способ улучшения МХ.

 

ЛАИ –Литиноамериканская Ассоциация Интеграции

ЦАОР –Центрально- американский общий рынок

МЕРКОСУР –Общий рынок стран Южного Конус

Кариком – Карибское сообщество и Карибский общий рынок.

Андское соглашении.

 

Интеграционное сотрудничество развито слабо, объединения носят формальный характер и выполняют роль экономических форумов.

 

4.Хар-ка основных интеграционных блоков ЮВА и Тихоокеанского региона

 

- АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

- АТЭС – Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество

- ШОС – Шанхайская организация сотрудническва.

 

5.Крупнейшие интеграционные группировки Африки

 

Особенности:

- Страны этого континента имеют различный уровень экономического развития, отличаются широким разбросом по уровню доходов и финансовому потенциалу

- Низкий уровень экономических связей между странами

- Высокая конкуренция на сырьевых рынках

 

Выделяют 3 группы объединений:

 

1) Общеэкономические(экономическое содружество стран западной Африки, стран Ю. и В. Африки.

2) Валютно-кредитные(западноафриканский Валютный союз, Валютный союз центральной Африки, Восточноеафриканский банка развития)

3) По использованию природных ресурсов(Комиссия озера Чад, Администрация бассейна Нигер, Организация против засухи в Сахаре)

 

Наиболее успешные примеры МЭИ в Африке:

 

Африканское экономическое сообщество

ЭКОВАС

КОМЕСА

ЮДЕАК

Южноафриканский ТС

Организация Африканского единства.

 

6.Развитие интеграционных процессов в арабском мире.

 

К группе арабских стран относят страны Северной Африки(Алжир, Марокко, Ливия, Египет), так называемый МАГРИБ и Ближнего Востока (кроме Турции и Израиля), так назваемый, МАШРИК, с этнически однородным населением.

 

Лекция №7

 

Международные валютные отношения и валютная система.

 

Вопросы:

1) МВО как особый ид экономических отношений.

2) Роль золота.

3) Экономическая необходимость и сущность валютного курса.

4) Валютный рынок и классификация валютных операций.

5) Международная валютная ликвидность.

6) МВС: этапы становления и развития.

 

1.МВО как особый ид экономических отношений.

 

МВО – отношения, которые складываются при функционировании валюты в МЭ и обслуживающих взаимный обмен национальных хозяйств.

 

Развитие обусловлено:

· Ростом производственных сил

· Созданием МР

· Углублением МРТ

· Формированием МХ

· Интернационализаций, глобализацией МХ

Состояние МВО зависит от след. факторов:

1. Развитие экономики: национальной и мировой

2. Политической обстановке

3. Соотношение сил между странами –партнерство и противоречия.

 

МВО – совокупность общественных отношений, которые складываются при функционировании валют и мировой экономики и обуславливают валютный обмен национальных хозяйств.

Валютная система –форма организации валютных отношений, закрепленных национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

 

Валютная система: Национальная, мировая.

Регулирование МВС:

- Национальное валютное законодательство

- МВФ

- Европейский ЦБ

 

МВС должна:

 

1. Обеспечивать международный обмен достаточном количеством пользующихся доверием платежно – расчетных средств.

2. Поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий МЭ

3. Служить интересам стран участниц.

 

2. Роль золота.

 

Демонетизация золота –процесс постепенной утраты им денежной функции. Это длительный процесс, который продолжается несколько столетий до конца 19 в.

Причины:

1. Золотые деньги не соответствуют потребностям современного товарного производства.

2. Кредитные деньги –векселя, чеки, банкноты – постепенно вытесняют золото в начале из внутреннего денежного обращения, а потом из международного.

3. Денежная политика США, в целях укрепления доллар на рынке.

 

Два аспекта демонетизации:

 

1. Юридический –Ямайская валютная система зафиксировала юридическое завершение демонетизации. В ихмененном уставе МВФ исключена любая ссылка на золото при определении паритета и курсов валют, отменены золотые паритеты.Было запрещено увеличивать золоте запасы сверх их уровня по сотоянию на 1975 в течение 2 лет.

2. Фактически – демонетизация золота не завершена.

 

ДЗ1: Составить описание международных валютных резервов страны и организаций по состоянию на сентябрь 2010

ДЗ2: Выявить крупнейших владельцев золотовалютных резервов в мире. Определить в какой валюте предпочитают хранить валютные резервы крупнейшие страны мира. www.imf.org

 

3.Экономическая необходимость и сущность валютного курса.

 

Валют –это особый способ функционирования денег, когда национальные деньги опосредуют международные торговые, кредитные и расчетно- платежные операции.

 

Валюта – денежная единица государства, обращаемая за его пределами и национальном рынке, также денежные единицы международных валютных организаций.

 

Классификация валют:

 

1. СКВ

2. Частично конвертируемая

3. Замкнутая или неконвертируемая

 

Валюты по статусу:

- Национальная

- Иностранная

- Международная

-Региональная

- Евровалюта

 

По степени интернационализации:

1. Ключевая

2. Резервная

3. Ведущая

4. Доминирующая

 

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны или междуародных валютных единицах

 

Валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

 

Системы регулирования валютных курсов:

 

1. Официальный валютный курс:

- Курс национального эмиссионного банка

- Паритетный ВК

- Центральный ВК

 

 

2. Плавающие валютные курсы

- Жестко фиксированный ВК

- Замороженный ВК

- Грязное плавание

- Система “Crawling pag”

- Управляемое плавание

- Коммерческий валютный курс

- Рыночный биржевой курс

- Межбанковский валютный курс.

 

Системы регулирования валютного курса по международным торговым расчетам:

 

· Двухъярусный ВК

· Трехъярусный ВК

· Специальный ВК

· Квазирыночый ВК

· Множественность ВК

 

Специальные системы регулирования плавающих ВК:

 

1. Коллективное плавание

2. Змея в тоннеле

3. Валютный коридор

4. Совместное плавание

5. Жестко привязанная валюта

6. Скользящий ВК

7. Параллельный ВК

8. Система “Валютный совет”

 

ДЗ3: Система регулирования валютного курса российского рубля ЦБ РФ.

 

 

4.Валютный рынок и классификация валютных операций.

 

Валютный рынок –система устойчивых экономических отношений, возникающих в результате операция по купле- продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей.

Субъекты: ТНК, коммерческие банки, торгово-промышленные компании, ЦБ, биржи, частные лица

 

К валютным операциям относят:

 

Ø Открытие и ведение валютных счетов

Ø Начисление процентов по остаткам на счетах

Ø Предоставление овердрафта

Ø Предоставление выписок по совершенным операциям

Ø Оформление архива счета на любой промежутков времени

Ø Контроль за экспортно- импортными операциями

Все валютные операции проходят через коммерческие банки:

 

Валютные операции:

- пассивные и активные

- текущие и связанные с движением капитала(портфельные инвестиции, ПИИ, предоставление кредитов на сроке свыше 180 дней)

- неторговые операции –операции не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг, а также движение капитала(покупка и продажа наличной валюты и платежных документов)

 

Спрос на деньги формируется из:

- Транзакционный спрос –потребность в выполнении деньгами функции средства обращения

- Спекулятивного спроса –использование денег для приобретения других денежных и финансовых активов

 

Валютный рынок развивается в двух направлениях:

- Электронные диллинговые системы

-Электронные брокерские системы

 

Формы функционирования мирового валютного рынка:

1. Рынок евровалют

2. Денежный рынок

3. Хеджирование

4. Кредит

 

Законодательная база валютных операций в РФ:

· ГК РФ

· Инструкция Госсбанка СССР “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР”

· Закон “О валютном регулировании и валютном контроле

· Др. законодательные акты и нормативные акты и документы ЦБ РФ.

 

5.Международная валютная ликвидность.

 

МВЛ- обеспеченность всех форм международных экономических отношений международными и платежными средствами, позволяющими бесперебойно осуществлять международные расчеты

- Совокупность всех возможных способов финансирования и кредитования мирового платежного оборота

- способность страны\группы стран обеспечивать своевременного погашения своих межд. обязательств.

 

МВЛ – Источник финансирования МПО и показатель платежеспособности нац. экономики.

 

МВЛ включает:

1. Официальные золотовалютные резервы + счета в СДР и евро

2. Резервная позиция в МВФ – право страны члена МВФ на автоматическое получение безусловного кредита в иностранной валюте в пределах 25%.

 

6.МВС: этапы становления и развития.

 

Парижская валютная система.

· Исчисление товаров в золоте.

· Обращение золотых монет, а также их неограниченная чеканка государственными монетными дворами.

· Свободный обмен кредитных денег на золотые по номиналу.

· Отсутствие ограничений на ввоз\вывоз золота

· Золото –единственная форма мировых денег

· Обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами неполноценных разменных монет и государственных бумажных денег с принудительным курсом.

· Золотой паритет – соотношение денежных единиц различных стран по их официальному золотому содержанию, служило основой формирования валютных курсов. Был отменен МВФ в 1978 г.

· Золото- слитковый стандарт – обмен кредитных денег на золотые слитки весом до 12,5кг.

Генуэзская валютная система: 1922 -1944 гг.

· Устранение золотого стандарта из внутреннего обращения стран кроме США, а бумажные деньги перестали обмениваться на золото

· Золотовалютный стандарт – наряду с золотом использовались доллар и фунт стерлингов

 

Бреттон.-вудская валютная система: 1944-1976 гг.

· Система фиксированных валютных курсов –в долларе США или золоте.

· Курсы могли колебаться

· Если колебание были выше, то государство обязывалось скупать на валютном рынке собственную валюту, следовательно увеличивало курс валюты.

· 1969 г. - СДР

 

Ямайская валютная система: с 1976 г.

· Золото – обычный товар.

· СДР –главный резервный актив. СДР можно использовать как “ мировые деньги”.

· Помимо СДР, резервными были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк.

· Установлен режим свободно плавающих валютных курсов.

· Государства могут самостоятельно определять режим формирования валютных курсов.

 

3 режима валютных курсов:

 

· Валюты которые твердо привязаны к одной или нескольким валютам. Допускается колебание валютного курса +- 1%. Если валюта привязана к группе валют, то это означает, что выбрана некая “корзина валют”.

· Валюты, курс которых может колебаться относительно одной\нескольких валют в пределах +- 2,25%

· Валюты с полностью свободно плавающим валютным курсом.

 

Механизм действия Ямайской валютной системы:

 

Страны –члены МВФ получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР – функционирует только как расчетные единицы, при определенных условиях она могут быть обращены в национальную валюту.

 

Европейская валютная система: с 1979 г.

 

· ЭКЮ –взаимные расчеты в ЕВС, корзина 9 валют.

· 1992 г. – ЕС, евро.

· 1999 г. Начало безналичных расчетов в евро. Вводится твердая фиксация обменных курсов между евро и национальными валютами, а ЭКЮ заменятся на евро 1:1. Все счета и обязательства переводятся в евро.

· 2002 г. – начало наличных расчетов в евро и прекращение хождения национальных валют стран ЕВС. Евро – единственно законное платежное средство стран ЕВС. На сегодняшний день в ЕВС состоит 17 стран.

 

Критерии конвергенции:

1. Финансовая сфера государства. Дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3% от ВВП. Долг правительственного сектора не должен быть менее 60% от ВВП или приближаться к нему умеренными темпами.

2. Обменный курс. Государство должно не менее двух лет участвовать в механизме ERM2 и обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро.

3. Стабильность цен. Размер инфляции в стране не должен превышать более чем на 1,5% пункта средний уровень трех стран – членов ЕВС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен.

4. Процентные ставки. Долгосрочная % ставка не должна превышать более чем на 2% пункта средний уровень трех стран – членов ЕС достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен.

5. Правовой подход: Рассматривается мера самостоятельности Центробанка и его интегрированность в систему евро.

6. Дополнительные показатели. Европейская комиссия и ЕЦБ могут при оценке страны кандидата при вступлении в Еврозону могут учитывать следующие показатели:

Ø Результаты интеграции рынков

Ø Состояние платежного баланса.

Ø Величина расходов на рабочую силу и рабочее обеспечение.

критерии Парижская Генуэзская Бреттон- Вудсткая Ямайская Европейская
           
База Золотомонетный стандарт Золотодевизный стандарт Золотодевизный стандарт СДР ЭКЮ, с 1999 ЕВРО
Использование золота как средство мировых денег Конвертируемость валют в золото. Золотые паритеты. Золото как резервное и платежное средство. Официальная демотизация золота. Объединенеие 20% официальных золотодолларовах резервов. Использование золота для обеспечения ЭКЮ, переоценка золотых резервов по рыночной цене.
Режим валютного курса Свободно колеблющиеся курсы в пределах золотых точек Свободно колеблющиеся курсы без золотых точек Фиксированные паритеты и курсы +- 0,75-1% Свободный выбор режима валютного курса Совместно плавающий валютный курс в пределах +-2,25-15% с 1993 г. Только для стран не присоединившихся к еврозоне.
Институциональная структура конференция Конференция, совещание МВФ – межгосударственное валютное регулирование МВФ совещание в “верхах” Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС 79-93 гг.) Европейский валютный институт(ЕВИ, 94-98 гг.)

 

Международные финансовые операции
Коммерческие банки
ЦБ

 


МВФ
Мировой валютный рынок
Официальные резервы
Спрос частного чектора на ин. валюту

 

Лекция №9.

Международные экономические организации и их роль в решении глобальных проблем.

 

Вопросы:

1) МЭОР

2) ООН

3) МВФ

4) Группа МБ

5) ОЭСР

6) ВТО

7) Направления совершенствования регулирования мирохозяйственных связей.

 

Признак Разновидность
1. По международной правосубъекатности Межправительственные неправительственные
2. По кругу ведения Универсальные Специализированные(отраслевыне, профессиональные и проблемные)
3. По территориальному охмвату Всемирные Межрегиональные региональные
4. По юридическим статус Формальные неформальные

 

 

Международные межправительственные организации(ММПО) – создаются на базе межгосударственных договоров, их членами являются государства. Они имеют постоянно действующие органы и обладают правосубъектностью.

 

Международные неправительственные организации – создаются без межправительственного соглашения. Членство в них открыто для любого лица, согласно с целями и задачами организации.

 

Развитие международных организаций определяется сложившимися в мире балансом сил и имеет внутреннюю логику.

 

Можно выделить:

1. Послевоенные

2. 1970-1980

3. 1990 – н.в.

 

2.ООН

 

Создано 24 октября 1945 года. Включает 192 гос-ва.

 

Цели:

1. Поддержание мира и безопасности

2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения равноправия и самоопределения народов.

3. Осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального и культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека.

4. Согласование действий для достижения общих целей.

 

Основные принципы деятельности ООН:

- Суверенное равенство всех членов

- Добросовестность выполнения принятых обязательств

- Мирное разрешения международных споров

- Воздержание от угрозы силой и её применение

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

1. Главные органы(ООН)

Ø Генеральная ассамблея(решает вопросы мира и безопасности, принимает решения относительно приемы новых членов, решает вопросы бюджета)

Ø Совет безопасности

Ø Экономический и социальный совет

Ø Совет по опеке

Ø Международный суд

Ø Секретариат

2. Программы и органы ООН.

3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.

4. Другие организации комитете и родственные органы.

 

5. Организации не входящие в систему ООН, но связанные с организацией дружественными соглашениями.

 

ГА включает 6 комитетов:

1) По вопросам разоружения и международной безопасности

2) По экономике и финансам

3) По социальным вопросам и гуманитарным проблемам

4) По специальным политическим вопросам и деколонизации

5) По административным вопросам

6) По правовым вопросам.

 

Совет безопасности(Совбез):

1. Поддержание международного мира

2. Осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкция для предотвращения агрессии.

3. Предпринимает военные действий простив агрессора

4. Планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов

5. Осуществляет опеку в стратегических районах

 

Состав:

· Китай

· Франция

· РФ

· Великобритания

· США

 

Решение считается принятым в рамках Совбеза, если за него проголосовало 9 из 15 голосов. При голосование п вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов “за” проголосовали 5 постоянных членов Совбеза – правило “единогласия великих держав”.

Постоянный член организации может наложить вето.

 

Экономический и социальный совет(ЭКОСОС) координирует организации и учреждения известные как семью учреждения ООН.

 

Механизм включает:

1) 9 функциональных комиссий

2) 5 региональных комиссий

3) 4 постоянных комитета

4) Ряд экспертных органов

5) Исполнительные комитеты и советы различных органов ООН

 

Совет по опеке: осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Состоит из 5 постоянных членов Совбеза.

 

Международный суд(Гааге). Разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд.

Использует международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, судебные решения наиболее квалифицированных специалистов.

Суд состоит из 15 судей, избираемых ГА и Совбезом, голосующих независимо.

 

Секретариат. Этот орган осуществляет весь документооборот.

Генеральный секретарь –главное административное должностное лицо.

 

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. На 2010-2011 год он составил 5.048 млрд. долларов. Основной источник пополнения –взносы государств участниц.

Долевые взносы США-25%, Япония- 18%, Германия -9,6%, Франция – 6,5%, Италия- 5,4%, Великобритания -5,1%, РФ- 2,9%, Испания -2,6%, Украина – 1,7%, Китай- 0,9%.

 

Система ООН охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов:

1. Программа развития ООН(ПРООН)

2. Программа ООН по окружающей среде

3. Конференция ООН по торговле и развитию.

 

ЮНКТАД. Учреждена в 1964 г., в качестве главного органа га для ускорения торгового и экономического становления.

 

Структура:

- Конференция ЮНКТАД

- Совет по торговле и развитию

- Объединенная консультационная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД-ВТО

- Постоянные комитеты и временные рабочие группы

- Секретариат

 

Самостоятельные специализированные учреждения в рамках ООН:

1. МОТ

2. Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН(ФАО)

3. МВФ

4. Всемирная организации интеллектуальной собственности (ВОИС)

5. Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).

Ключевым звеном реформы является преобразование Совета Безопасности.

 

4.МВФ. Создан в 1944 г.

 

Цели:

1. Поощрение международного сотрудничества в области валютной политики.

2. Способствование сбалансированному росту мировой торговли

3. Поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами- членами

4. Участие в создании многосторонней системы платежей

5. Предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран – членов.

Функции МВФ:

1. Соблюдение согласованного кодекса поведения.

2. Финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса.

3. Консультирование и сотрудничество.

 

Источники финансирования: взносы государств-членов, займы у МВФ.

 

Обычные механизмы:

1. МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты государства-члена.

2. В рамках программ среднесрочного финиширования государство может получить кредит.

3. Программа экстренного финансирования стран МВФ.

 

Порядок вступлении в МВФ:

 

· Членами МВФ являются 180 гос-в. При вступлении страна платит квоту

· Образование пуда для кредитования стран участниц.

· Определенная сумма которую может получить МВФ в случае финансовых затруднений

· Определения голосов которые получает страна-участница.

 

4.Группа МБ.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

2. Международная ассоциация развития.(МАР)

3. Международная финансовая корпорация.(МАГИ)

4. Международный центр урегулирования инвестиционных споров.(МЦУИС)

 

МБРР

Основное кредитное учреждение групп МБ.

 

Ø В отличие от МВФ, МБ предоставляет кредиты для экономического развития. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

Ø МБРР – самый крпный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

Ø Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов.

Ø Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев.

Ø Займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет.

 

МАР

Цель: оказание помощи бедным странам.

Ø Право на получение займа из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл.

Ø МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40 летним сроком погашения

Ø Отсрочкой основных платежей в течение первых 10 лет.

 

МФК

Цель: стимулирование частного сектора в развивающихся странах.

 

Ø МФК финансирует проекты частного сектора.

Ø Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта

Ø Займы погашаются в течение 3-5 лет.

Ø Отсрочка платежей возможна в течение первых 12 лет.

 

МАГИ

Цель: оказание помощи развивающимся странам при привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К таким рискам могут относится военные действия, гражданские войны, беспорядки, экспроприация. Также МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 15 лет. Предельная сумма проекта 50 млн. долл. МАГИ проводят консультации развивающимся странам.

 

МЦУИС

Цель: Стимулирование потока инвестиций через обеспечение условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

 

5.ОЭСР

 

Организация экономического сотрудничества и развития. Начала свою деятельность в 1961 г. На базе Организации европейского экономического сотрудничества. Последняя была создана в 1948 году для координации и помощи послевоенного восстановления. Штаб-квартира в Париже. В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран.

 

Основная цель.

1. Содействовать устойчивому экономическому развитию в государствах-членах и нечленах Организации посредством проведения политики проведения либерализации трансграничного перемещения всех факторов производства.

2. Научные исследование процессов, происходящих в мировой экономике в целом, а также в отдельных её регионах и странах, проводит консультации, участвует в международных проектах, осуществляет активное сотрудничество с МВФ, ВБ, ВТО.

 

6.ВТО

Создана в 1995 г. Является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г.

Содержит принципы и правовые нормы международной торговли и направлено на постепенную либерализацию трансграничного движения товаров.

 

Все страны ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином “ Многосторонние торговые соглашения”

С правовой точки зрения система ВТО представляет собой многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируются примерно 96% торговли товарами и услугами.

 

Основные соглашения в рамках ВТО:

1. Многосторонние соглашения по торговле товарами (ГАТТ)

2. Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей(ТРИМС)

3. Генеральное соглашение по торговле услугами(ГАТС)

4. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности(ТРИПС)

5. Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров

6. Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

7. Соглашения по торговле гражданской авиатехникой.

8. Соглашения по правительственным закупкам.

 

Отличия ГАТС и ВТО:

1. ГАТТ принималось в качестве временного, переходного соглашения. Оно никогда не ратифицировалось договаривающимися сторонами, не включало положения о создании организации.

2. ВТО и её соглашения действуют на постоянной основе, ратифицированного участниками, она является полноценной международной организацией.

3. В ВТО входят государства-члены. В ГАТТ говорится о договаривающихся сторонах.

4. ГАТТ имеет дело с торговлей товарами. В ВТО включается торговля услугами.

5. Система урегулирования споров ВТО значительно совершенней, чем система ГАТТ.

 

7.Направления совершенствования регулирования мирохозяйственных связей.

 

Совершенствования международного управления:

1. Модернизация системы учреждений и программ ООН

2. Тесное сотрудничество между ООН, ВБ, МВФ, ВТО.

3. Большая прозрачность, обеспечение информацией и доступа на переговоры для наблюдателей неправительственных международных организаций.

 

Для правительств:

Ø Подготовить и принять национальные и локальные варианты

Ø Выполнять принятые в Рио-де-Жанейро обязательства по свободе экологической информации.

Ø Ратифицировать и проводить в жизнь договоры по вопросам экологии

Ø Соблюдать финансовые обязательства принятые в Рио-де-Жанейро.

 

Для неправительственных организаций:

1. Следить за соблюдением правительством и корпорациями международных норм и принципов

2. Укреплять транснациональную сеть НП и их сотрудничество

3. Добиваться партнерских отношений с деловыми кругами, правительствами, и международными институтами.

4. Выступать в защиту сильной экологической политики и прозрачности управления на глобальном, национальном и местном уровнях

 

Для бизнеса:

1. Учувствовать в Глобальном договоре ООН и других корпоративных кодексах поведения, иметь независимый мониторинг их выполнения

2. Уважать положения международных договоров.

3. Уважать договоры в сфере охраны окр. Среды и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.