Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, структура, функции философии




Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ.

ФИЛОСОФИЯ (от греческого phileo - люблю и греческого sophia — мудрость) - форма обще­ственного сознания, направленная на выработ­ку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нём человека и исследующая познавательное, ценностное, этическое и эс­тетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение философия неразрывно связана с классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи обусловлена социальной действительностью, оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.

Определённая часть студенчества, ещё не приступившая к изучению философии, за­даётся вопросом: «Зачем нам нужна философия?» Ответ на этот вопрос по существу можно получить только в процессе серьез­ного изучения курса философии и при условии освоения про­блем, получивших освещение не только в лекциях и учебнике, но и в широком круге философской, естественнонаучной, социологической литературы.

Проблема сущности и роли философии появилась с момента ее возникновения /1 тыс. до н.э., Индия, Китай, Египет, Греция/. Само слово «философия» /любовь к мудрости/ впервые встречается у Гераклита, но предмет фило­софии формировался на протяжении всего периода развития древнегреческой философии /VII -1 в.в. до н.э./ и всей после­дующей философии вплоть до середины XIX в.

Что побуждает людей философствовать? Уже Платон и Аристотель задавшись во­просом о присущем людям побуждении, которое можно считать началом филосо­фии, и усматривали его в удивлении.

"Ибо удивление и прежде, и теперь по­буждало людей к философствованию... Но тот, кто спрашивает и удивляется, ощущает свое невежество... И вот, что­бы избавиться от невежества, они на­чали философствовать..." (аристотель).

Человек не просто принимает чувственно постижимый мир таким, каков он есть, но удивляется и задается вопросом о его при­чине: "Почему вообще что-то есть? Что стоит за всеми явлениями? Почему мы живем в мире?"

Как только будничное, непосредственно дан­ное, в результате такого вопрошания, свой­ственного людям во все времена, оказы­вается сомнительным, становится ясно, что, как ни накапливай отдельные знания, а суть и смысл целого остаются непознанными. К побудительным причинам, заставляю­щим людей заниматься философией, от­носится также сомнение. Источники на­шего познания столь же подвержены его критике, как и значимость традиционных ценностей и социальных норм. Начало философии усматривали и в том, что человек постоянно осознает факт сво­ей смертности.

Постоянно грозящий человеку конец жизни препятствует беспроблемности существования, вынуждает его размышлять о себе самом и решать, что в жиз­ни главное.

Страдание и смерть — пограничные пере­живания, преодолевающие поверхностное чувство защищенности и порождающие вопрос о конечном смысле жизни. Биологической природе человека свой­ственно ограничение его природных инстинктов. Отсюда — необходимость за­менять «рожденные формы поведения диктуемыми разумом, а также, с другой стороны, и свобода самоопределения. Существо, поставленное в такие условия, нуждается а постоянной рефлексии разу­ма над основами своего бытия и поведения.

"Человек — это существо, всегда жела­ющее большего, чем может достичь, и всегда способное на большее, чем по­лагается" (В.Виклер).

Философские вопросы затрагивают любого человека. Философствование — это ес­тественная потребность, характеризую­щая сознательно-ответственное челове­ческое бытие. Поэтому любая философия есть просвещение в том смысле, который придает ему Кант в своем знаменитом определении:

"Просвещение — это выход человека из состояния своей незрелости, в котором он находится но собственной вине. Не­зрелость — это неспособность обхо­диться собственным разумом без руко­водства со стороны других".

Невозможно одним однозначным поняти­ем охватить сущность философии, по­скольку она определяет себя сама, всякий раз заново реализуясь в мышлении. По­этому приведем ряд попыток описания ее сущности:

"У истоков философии стоит человек, стремящийся ориентироваться в загад­ках своего внутреннего и внешнего мира,... старающийся извлечь из калей­доскопа частностей устойчивый контур общего и всеобщего" (А.Леппле).,

Философию можно определить как "ме­тодическую и упорную попытку привнес­ти разум в мир" (М.Хоркхаймер).

"В современном языке под философи­ей понимают научное исследование все­общих вопросов познания и жизни" (В. Виндельбанд).

"Философия — это не специальность;философ — это не готовый идеал, в со­ответствии с которым можно форми­ровать себя, чтобы его достичь; быть философом — это значит стремиться к самостановлению, созидающему для себя и широких пределах философство­вания пространство, возможности и средства выражения" (К.Ясперс).

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624- 547г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, ко­торый приводит мир к гармонии через связь и борьбу противо­положностей /Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парменида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основопола­гающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возника­ет)» - Парменид положил начало основному вопросу филосо­фии - об отношении мышления и бытия, сознания и мате­рии, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. /Подробно об этом можно прочитать в материа­лах «Фрагменты ранних греческих философов», в частности в «Пармениде» и «Софисте» Платона, в работах Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии», Г.В.Ф.Гегеля «Философия права» и др./. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает фи­лософию к человеку.

Основными проблемами философии Платон(427-347 до н.э.) называет:Истину — Благо — Красоту. В них отражается устройство любого бы­тия.В Новое время Кант (1724-1804) сформулировал эти проблемы так:

— что я могу знать? (метафизика);

— что я должен делать? (этика);

— на что я смею надеяться? (религия);

— что есть человек? (антропология).

При этом последняя проблема, по сути дела, включает в себя и все другие. В отличие от частных наук философия имеет своим предметом не тот или иной ограниченный фрагмент действительности (биология — жизнь, химия — состав материальных тол), а сущее в целом — с целью обнаружить его сущность и структуру и тем самым наделить человека смыслом и ценностя­ми его существования. Если частные науки исходят из особенных предпосылок, за пределы которых они не в состоянии выйти, то философия стре­мится к максимальной беспредпосылочности. Ее метод и предмет не заданы жест­ко — она всякий раз заново определяет их сама.

Процесс философствования, в ходе кото­рого человек приобретает ясное представ­ление о себе самом и своем мире, нескон­чаем и потому всякий раз выступает но­вой задачей для любой эпохи.

В философии атомистов IV -I вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснова­нию принципов /основоположений/ философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не проис­ходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимо­сти».

Подведет итог всем этим рассуждениям Аристотель /384-322 г. до н.э./ Он назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «су­щее, начало и причины существующей реальности».

Греческая философия определила стратегию развития фило­софского учения: единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и основополагающее начало.

Отдельные науки занимаются фрагментами действительности,

философия исследует ее как целое

В период средневековья /V-XV в./ с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меня­ются представления о назначении философии. Концепцию фи­лософии и ее роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин /675 - 753г./: «Философия есть познание сущего».... «Философия - служанка теологии /богословия /».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.