Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Является ли философия наукой?




Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового време­ни /XVII - середина XIX в./, эпохи развитая нового /капиталистического/ способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, откры­вающих законы природы, увеличивающих возможности чело­века в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его по­знавательные способности, проблема метода научного позна­ния. Главной задачей философии считается создание метода ес­тественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия /XVIII-XIX в./ дает обоснование научного статуса философии. Г.В.Ф.Гегель /1770-1831г./ охарактеризует философию как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержа­нием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как фило­софского учения об универсальной связи и развитии /но в рам­ках идеалистической системы/ способствовала превращению философии в методологию.

В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процес­са. Диалектико-материалистический подход к проблемам раз­вития мира позволил определить предмет философии: универ­сальные диалектические законы природы, общества и мышле­ния.

Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в соответствующей литературе.

Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе ис­торического развития общественной жизни, расширения и уг­лубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгля­ды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в цело­стное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и прин­ципы, составляющие сущность процессов, явлений и.самого мира как системы, целостности.

Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

Общие философские законы - диалектические законы единства и борьбы противоположностей, взаимосвязи количественных и качественных изменений, отрицания отрицания, причинно - следственной связи, единства сущности и явления, необхо­димости и случайности, содержания и формы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и высту­пающими основоположением любого знания. Философия опи­рается на принципы универсальной связи, единства и развития.

В процессе развития философии как учения о мире сложи­лась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /Учение о человеке и обществе/. Следует хорошо уяснить орга­ническую связь, единство всех элементов этой структуры, дать обоснование этому единству.

По особой проблематике и предметной области различают самостоятельные раз­делы (дисциплины) философии.

Антропология -стремление к познанию природы челове­ка — одна из основных задач философии. Попытка определить область общечелове­ческого пробуждает самосознание челове­ка, служит прояснению его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и при­обретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества.

Этика -основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро, которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически выявлять основы справедливого, разумно­го и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные по­нятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критиче­скую позицию в отношении господству­ющей морали.Задачей метаэшики является перепровер­ка языковых форм и самих функций эти­ческих высказываний.

Эстетика -занимается общезначимым опре­делением прекрасного и форм его про­явления в искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально — либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстети­ческого суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к те­ории информации и к лингвистическому анализу.

Метафизика и онтология восходят к философии Аристотеля, понимавшего их как "первую философию", поскольку они задают во­просы о первопричинах и началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы:бытие само по себе [онтология), бытие Бога (философские проблемы теоло­гии), душа [психология) и сущее в целом в его взаимосвязанности (космология).

Логика - э то учение о последовательном и упоря­доченном мышлении. Формальная, клас­сическая логика делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение,умозаключение) и учение о методах (спо­собах исследования и доказательства). Современная логистика стремится к мак­симальной формализации и математиза­ции. Она работает с логическими исчисле­ниями, понимаемыми как системы знаков (символов) и правил оперирования с ними. Кроме того, ей известны и многозначные системы, в которых высказывания могут принимать другие значения истинности помимо значений "истина / ложь".

Теория познания - э то учение об условиях, сущности и гра­ницах познания. Его тема — соотношение субъекта, объекта и содержания позна­ния. Философия науки занимается предпосылками и основами познания в частных науках. Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке.

Социальная и политическая философия рассматривают структуру, функции и смысл государства и общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе.

 

Философские дисциплины современности и пограничные частные науки приведены на диаграмме.

Философия возникла и развивалась в соответствии с по­требностями общественно-экономического и духовного разви­тия общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жизни. В чём же ее назначение, какие функции выполняет философия? Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая, праксиологическая.

Подробно о содержании этих функций можно прочитать в учебниках и дополнительной литературе. Необходимо объяснить природу неразрывной связи этих функций между собой, а также их сущность, исходя из понимания предмета философии.

В последнее время постоянно дискутируется вопрос, являет­ся ли философия наукой и как философия связана с наукой, хо­тя эта проблема имеет свою давнюю историю.

Платон, выделяя науки-искусства - арифметику, геометрию, астрономию, музыку, - называет их предпосылочной формой знания. Высшей и абсолютной формой знания, подлинной нау­кой он считал философию как универсальное познание в отли­чие от любого другого знания, ограниченного отдельной обла­стью.

Аристотель выделяет три уровня научного знания: «частные науки», теоретические науки и высшую науку-философию, постигающую «первопричины и сущее».

Г.В.Ф.Гегель - его учение является высшим достижением немецкой классической философии - даёт обоснование фило­софии как науки и формулирует ее законы. Он признает: «Я знаю много прекрасных наук, но прекраснее, чем филосо­фия? - нет» /«Работы разных лет»/.

Сформировавшийся в XIX в. позитивизм, принявший в XX веке форму неопозитивизма, противопоставляет философию науке и отводит ей вспомогательную роль анализа положений и языка науки.

В нашей стране наиболее распространенным стало понима­ние философии как особого способа теоретической деятельно­сти, направленной на выработку целостного мировоззрения. Но закономерен вопрос: что является основанием этого «особого способа»? Существуют два основных уровня духовного освое­ния мира: знание и вера. Знания в свою очередь имеют эмпири­ческий и теоретический уровни. Адекватным объективной ре­альности, истинным знанием является наука, предметом и сущ­ностью которой выступают фундаментальные принципы и за­коны.

Философия возникла и формировалась как рационалистиче­ская антитеза мифологическому миропониманию, как система знаний изначально эмпирического, а затем теоретического уровня и, наконец, как научное знание, исследующее законы и принципы основания материального и духовного бытия.

Можно задать вопрос, является ли научной идеалистическая философия И. Канта, Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля. Сами они свою философию называли наукой.

Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука - это постоянно разви­вающийся, наполняющийся более глубоким содержанием про­цесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснова­ния, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мне­ний, разработке новых концепций или углублении прежних мо­делей идет обогащение знаний либо новой теорией, либо от­дельными положениями в виде новых проблем, понятий, мето­дов. Это естественноисторический процесс становления и раз­вития науки /физики, математики, биологии, философии/. И ес­ли философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, состав­ляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже- или псевдонауке/. Безосновательно лишать фило­софию статуса науки на том основании, что она в своем исто­рическом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика/, течения­ми /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм.../, школами, сообществами/. Венский кружок, Франкфуртская школа, Римский клуб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.