КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Является ли философия наукой?Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового времени /XVII - середина XIX в./, эпохи развитая нового /капиталистического/ способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания. Немецкая классическая философия /XVIII-XIX в./ дает обоснование научного статуса философии. Г.В.Ф.Гегель /1770-1831г./ охарактеризует философию как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии /но в рамках идеалистической системы/ способствовала превращению философии в методологию. В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления. Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в соответствующей литературе. Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и принципы, составляющие сущность процессов, явлений и.самого мира как системы, целостности. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия. Общие философские законы - диалектические законы единства и борьбы противоположностей, взаимосвязи количественных и качественных изменений, отрицания отрицания, причинно - следственной связи, единства сущности и явления, необходимости и случайности, содержания и формы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и выступающими основоположением любого знания. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. В процессе развития философии как учения о мире сложилась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /Учение о человеке и обществе/. Следует хорошо уяснить органическую связь, единство всех элементов этой структуры, дать обоснование этому единству. По особой проблематике и предметной области различают самостоятельные разделы (дисциплины) философии. Антропология -стремление к познанию природы человека — одна из основных задач философии. Попытка определить область общечеловеческого пробуждает самосознание человека, служит прояснению его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и приобретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества. Этика -основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро, которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически выявлять основы справедливого, разумного и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные понятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критическую позицию в отношении господствующей морали.Задачей метаэшики является перепроверка языковых форм и самих функций этических высказываний. Эстетика -занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально — либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстетического суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к теории информации и к лингвистическому анализу. Метафизика и онтология восходят к философии Аристотеля, понимавшего их как "первую философию", поскольку они задают вопросы о первопричинах и началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы:бытие само по себе [онтология), бытие Бога (философские проблемы теологии), душа [психология) и сущее в целом в его взаимосвязанности (космология). Логика - э то учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение,умозаключение) и учение о методах (способах исследования и доказательства). Современная логистика стремится к максимальной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как системы знаков (символов) и правил оперирования с ними. Кроме того, ей известны и многозначные системы, в которых высказывания могут принимать другие значения истинности помимо значений "истина / ложь". Теория познания - э то учение об условиях, сущности и границах познания. Его тема — соотношение субъекта, объекта и содержания познания. Философия науки занимается предпосылками и основами познания в частных науках. Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке. Социальная и политическая философия рассматривают структуру, функции и смысл государства и общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе.
Философские дисциплины современности и пограничные частные науки приведены на диаграмме. Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями общественно-экономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жизни. В чём же ее назначение, какие функции выполняет философия? Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая, праксиологическая. Подробно о содержании этих функций можно прочитать в учебниках и дополнительной литературе. Необходимо объяснить природу неразрывной связи этих функций между собой, а также их сущность, исходя из понимания предмета философии. В последнее время постоянно дискутируется вопрос, является ли философия наукой и как философия связана с наукой, хотя эта проблема имеет свою давнюю историю. Платон, выделяя науки-искусства - арифметику, геометрию, астрономию, музыку, - называет их предпосылочной формой знания. Высшей и абсолютной формой знания, подлинной наукой он считал философию как универсальное познание в отличие от любого другого знания, ограниченного отдельной областью. Аристотель выделяет три уровня научного знания: «частные науки», теоретические науки и высшую науку-философию, постигающую «первопричины и сущее». Г.В.Ф.Гегель - его учение является высшим достижением немецкой классической философии - даёт обоснование философии как науки и формулирует ее законы. Он признает: «Я знаю много прекрасных наук, но прекраснее, чем философия? - нет» /«Работы разных лет»/. Сформировавшийся в XIX в. позитивизм, принявший в XX веке форму неопозитивизма, противопоставляет философию науке и отводит ей вспомогательную роль анализа положений и языка науки. В нашей стране наиболее распространенным стало понимание философии как особого способа теоретической деятельности, направленной на выработку целостного мировоззрения. Но закономерен вопрос: что является основанием этого «особого способа»? Существуют два основных уровня духовного освоения мира: знание и вера. Знания в свою очередь имеют эмпирический и теоретический уровни. Адекватным объективной реальности, истинным знанием является наука, предметом и сущностью которой выступают фундаментальные принципы и законы. Философия возникла и формировалась как рационалистическая антитеза мифологическому миропониманию, как система знаний изначально эмпирического, а затем теоретического уровня и, наконец, как научное знание, исследующее законы и принципы основания материального и духовного бытия. Можно задать вопрос, является ли научной идеалистическая философия И. Канта, Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля. Сами они свою философию называли наукой. Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука - это постоянно развивающийся, наполняющийся более глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей идет обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже- или псевдонауке/. Безосновательно лишать философию статуса науки на том основании, что она в своем историческом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика/, течениями /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм.../, школами, сообществами/. Венский кружок, Франкфуртская школа, Римский клуб.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |