Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурообразующие элементы цивилизации [2, 33] СЛ. 31 самостоятельно

Этнические характеристики СЛ.31 САМОСТОЯТЕЛЬНО

Возрастные характеристики СЛ.31 САМОСТОЯТЕЛЬНО

Становление индийской цивилизации датируют III т. до н.э. В этот период были образованы города с высокой культурой и благоустройством - Мохенджо-Даро и Хараппа в долине Инда.

Индия – субматерик, обединяющий множество различных наций (самое многонациональное государство на планете): к индоарийской группе относятся 9 народов численностью каж-дого более 10 млн.человек, к дравидийской группе – 4 подобных по численности народа, кроме того автро-азиатская и сино-тибетские семьи.

Таким образом, этническая Индия представлена всеми большими расами: негроидной, европеоидной и монголоидной. Средняя плотность населения Индии составляет 273 человека на кв. км, хотя в отдельных административных образованиях она значительно выше (в Дели плотность населения составляет 6352 человека на кв. км).

 

Более 83 % населения Индии исповедует индуизм (древнейшая национальная религия Индии). Индуизм возник в III-II тыс. до н.э в эпоху существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации и связан с реликтами данной цивилизации и других доарийских верований.

Как религиозному мировоззрению, Индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные характеристики объединяются общим руслом традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.

Современный индуизм имеет богатую предисторию. Еще 3-2 тыс. до.н.э. в долине Инда сформировалась Протоиндийская (Индская или Хараппская) цивилизация со сложнообрядной религией (поклонение богине-матери, дарительницы жизни и плодородия; животным, растениям, рекам).

В середине 2 тыс. до н.э. на северо-западе Индостана появи-лись воинственные кочевые племена ариев, которые разрушив городскую Хараппскую цивилизацию, принесли с собой новые религиозные представления: жертвоприношения, веды, ведий-ских богов и мифы.

Происходило быстрое смешение разных племен и народов, общество постепенно усложнялось, сложилась варновая, а на ее основе – кастовая система. Религия закрепляла особенности отдельных социальных групп и правила их поведения. Первостепенная роль в социальном устройстве отводилась брахманам.

В 5 в. до.н.э. в Индии зародились новые религии – джайнизм и буддизм, которые безразлично относились к кастовой принадлежности. Происходило приспособление к новым оседлым условиям жизни и переработка религиозных положений под воздействием новых учений и доарийских верований.

Начало формироваться учение о трех целях жизни человека – триварга. Буддизм и индуизм развивались параллельно.

В 4-6 вв.н.э. индуизм становится господствующей религией в стране, развивающейся под покровительством правителей.

В 11 в.н.э. буддизм окончательно покидает территорию Индии. Джайнизм остается национальной религией Индии (0,5% населения).В 5-7 в. н.э. окончательно формируются два основных направлений индуизма: шиваизм (культ Шивы), вишнуизм (культ Вишну). В 8-18 в. н.э. результатом мусульманских завоеваний стало принятие ислама многими индусами как способа ухода из низших каст и решения деловых вопросов. Но на протяжении всего этого времени сохраняются стойкие культурные и религиозные различия между индуизмом и исламом.

 

Веды – древнейшие святые предания, «священное знание» об окружающем мире; образовывают ядро священного канона, его созда-ние заняло более тысячи лет, примерно с XVI-XV по VI-V вв.до.н.э. Брахманы – 1) некая таинственная сила, присущая ведийскому ритуалу; 2)тексты, содержащие комментарии жрецов-брахманов к ведийским ритуалам; 3) жрецы. Мантры – магическая власть священного изречения. Триварга – учение о трех целях жизни человека (дхарма, артха, кама). Дхарма – то, на чем держится мир и общество: закон, долг, обязан-ности, устои, совокупность установленных правил. Дхарма сохраняет и удерживает всеобщий и вечный порядок. Это безличная закономерность вселенского целого и закон, который определяет судьбу каждого человека. Дхарма людей – правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда другим. Каждый индуист должен соблюдать свою дхарму в соответствии со своим происхождением, сословной принадлежностью и возрастом. Дваждырожденные должны усердно исполнять следующие десять признаков дхармы: постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота. благоразумие, знание веды, справедливость, и негневливость. Артха – польза и выгода, связанная с общественной жизнью; касается средств, способствующих достижению материального благополучия и жизненных успехов. Кама – любовь, связана с удовлетворением телесных потребностей. Упанишады – религиозные произведения на ритуальные и мифические темы, о божественной основе всего сущего и индивидуальном духе, проповедующие новые идеи и учения (7-5 вв.дон.э.) - первые индуи-стские памятники философского характера, источники традиционного индуистского умозрения. Санскрит – язык священных текстов. Карма – закон воздаяний, регулирует череду перерождений в сансаре (круге бытия). Круг сансары охватывает земное существование, ад и рай. Те, кто сумел обрести истинное знание следовали после смерти «путем богов», остальные совершали круги перерождений, странствуя из оной телесной оболочки в другую.   По матеоталам [2]

 

 


С середины 18 в., в период колонизации Индии англичанами, индуизм поддерживал борьбу за национальное освобождение, очищение и возрождение.

Современный индуизм представляет собой совокупность бесчисленных сект, объединенных общим подходом к религииозному мировосприятию, выраженному в основном в священном писании индусов Ведах.

Основное мировоззренческое положение индуизма заключается в том, что мир представляет собой гармонически упорядоченное целое, дхарма поддерживает порядок. Духовная жизнь человека зависит от психологических склонностей и способностей человека.

Допускается вера и в одного бога, и поклонение десяткам богов и богинь, полубогам, святым, кастовым, родовым и семейным покровителям; существует множество обрядов и обычаев, праздников, мест паломничества.

Отсутствует: стройная система вероучений, единый символ веры и единые догматы, церковная организация, общепризнанный глава или собор для решения религиозных вопросов, религиозное отвержение и возможность обращения в эту веру представителей других религий. Индуистом можно только родиться.

Индуизм открывает дорогу на небо любому человеку. У каждого есть шанс слиться с Богом. Именно это составляет цель жизни правоверного индуиста. Путь к соединению с Богом лежит через благочестие и глубокие размышления, на практике выливающиеся в аскетизм.

Еще три тысячи лет назад в Индии были сформированы основы общественного самоуправления в форме «панчаят» - самоуправляющихся общин (вмешательство государства в деятельность панчаят было существенно ограничено).

В колониальный период Британия использовала специфические методы вовлечения индусов в процессы управления государством, что привело к «постепенному вызреванию индийской политической элиты, привыкшей к демократическим правилам и нормам. Уже в 30-х годах ХХ в. на территории Индии было фактически институционализировано буржуазное государство и началось развитие гражданских отношений и гражданского общества» [12].

Основу институционального построения индийской цивилизации составляет деление общества на варны и касты [33].

Варны и касты - это совершенно разные по своему смыслу и происхождению явления. Варнами назывались основные сословия в древнем обществе, основанные на предположении, что у каждого сословия свой долг-дхарма и свой жизненный путь:

· высшая варна – брахманы – жрецы, учителя, наставники, ученые;

· вторая по рангу варна – кшатрии – воины, правители, знать;

· третья – вайшьи – земледельцы, скотоводы, торговцы;

· четвертая – шудры – зависимые люди, слуги.

Три высшие варны назывались дважды рожденными.

По мере роста разделения труда, вхождения в зону Индуизма новых народов общественное устройство Индии усложнилось и сложилась кастовая система, включающая несколько тысяч каст, которые делятся на четыре основные группы: высшая (брахманы, воины) – 8% населения, средняя (торговцы, земле-дельцы) – 22%, низшая (земледельцы, ремесленники) – 40% и неприкасаемые – 17%. Касты первоначально были профессиональными группами людей, постепенно ставшими эндогамными и приобретшими статус иерархически соподчиненных корпораций.

К началу II тыс. кастовое деление общества выдвигается на первый план, оттесняя варновое. Кастовые институты функционировали независимо от государственной власти, занимаясь не только собственно профессиональными делами, но регламентируя и контролируя жизнь своих членов, вместе с тем заботясь о нуждающихся, сиротах и вдовах, исключение человека из касты ставило его фактически вне общества.

Члены каст изолированы от представителей других каст, касты не выбираются и невозможно перейти из одной касты в другую. Система правил и запретов регулирует все формы отношений в рамках каст, за соблюдением правил следит специальный кастовый комитет – панчаят, который за тяжелые прегрешения может вынести самое суровое наказание – изгнание из касты. За многими кастами точно закрепляется род занятий. Принадлежность к определенной касте, согласно древних индуистских положений, зависит от исполнения кастовых обязанностей в предыдущей жизни и следования дхарме в предыдущих рождениях, воздействие закона кармы определяет земную жизнь индуса. В сочетании с сохранявшимся варновым делением система каст формировала механизмы горизонтальной социокультурной саморегуляции отдельных общественных страт, обеспечивая, в условиях колониализма, сохранение традиций, но ослабляла государственные образования, расчленяя общественные организмы на отчужденные друг от друга социальные группы и блокируя свободную самореализацию творческих сил людей во внешнем мире.

Жесткая система варново-кастовой регламентации становилась на пути личностной самореализации не только представителей низших, но и привилегированных социальных групп, члены которых были связаны ритуальными запретами куда больше, чем парии-чандалы. В среде знати нередкими бывали случаи разрыва со своим кругом и предания себя аскезе. Однако само положение представителей высших каст открывало перед ними широчайшие возможности гедонистического время провождения, никогда не осуждавшегося традиционными этическими нормами.

Считается, что социально-критическая мысль не смогла возникнуть в Индии в связи с тем, что здесь индивид чрезвычайно стеснен не столько государственной властью или даже материальными обстоятельствами, сколько жесткими сословными, прямо санкционированными ограничениями, перво-причиной которых была карма (получил то, что заслужил, помочь себе может только сам). Господство кармической идеологии препятствовало развитию солидарности и продуктивного сотрудничества, партнерства между различными социальными группами.

Общественные отношения в Индии регулировались по преимуществу не государственными законоположениями и институтами, а сословно-кастовой системой, поэтому единственным путем преодоления навязываемой каждому формулы жизненного пути (с четким и узким спектром доступных форм самореализации) был отказ от активной деятельности во внешнем мире, возможный лишь через принятие отшельнически-страннической аскезы.

В Индии человек понимался как духовная монада, которой кармически предзадано провести то или иное конкретное воплощение в определенном обличье, играя соответствующую социальную, экономическую и прочую предписываемую принадлежностью к определенной касте роль. Поэтому самореализация в социальной или экономической сфере самоценностью не обладает. Ее метафизический смысл состоит лишь в том, чтобы изжить плохую карму и приобрести хорошую ради следующего перевоплощения – и так до достижения конечного освобождения (мокши, самадхи) от оков видимого мира и череды перевоплощений. А общественная деятельность рассматривалась в качестве детерминанта будущего состояния самого человека, поскольку дела людей значимы не их видимыми результатами, а тем, как их свершение влияет на индивидуальную карму.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индийская цивилизация 27-29 КАРТИНКИ | Цивилизационные установки СЛ.34
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.