Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Структурообразующие элементы цивилизации

Синтоизм

Структурообразующие элементы цивилизации

Этнические характеристики

Возрастные характеристики

Японская цивлизация начала формироваться в 11000-300 гг. до н. э.

 

Современное население Японии составляет 127,4 млн. человек (2007г.). Японская цивилизация мононациональна – около 99% ее населения составляют японцы. Кроме этого, в стране проживает незначительное число корейцев, а также айну.

Японский этнос оформился в результате продолжительных миграционных процессов, связанных с передвижением этни-ческих групп из Сибири, Кореи и с островов Тихого океана. Ядро народностей сложилось к началу нашего времени в 3-6 веках, когда в центре острова Хансю образовалось первое государство Ямато.

Цивилизационный облик Японии сформировался под влиянием тройственного цивилизационного начала, сочета-ющего конфуцианство, буддизм и древнюю национальную религию - синтоизм (от синто - "путь богов"). Господствующими религиями остаются буддизм и синтоизм.

Синтоизм - религия, согласно которой все в мире одушевлено - горы, цветы, камни. Божественную душу – ками также имеют божественные предки японского народа: покровители ремесел, различные добродетели, духи умерших.

Религия синто существенно трансформировалась за многие столетия своего существования. Например, некоторое время она была государ­ственной религией японских милитаристов и обосновывала божественное происхождение всех японцев и божественность правящего императора. Современный синтоизм – это мирная религия, основанная на красивых легендах и обрядах. Синтоист может исповедовать одновременно и любую другую религию.

Важнейшим религиозным постулатом является принцип синто "единство отправления Ритуала и управления государством" используется и сейчас японцами в экономическом развитии.

Японское конфуцианство поддерживало идею государственности, управления порядком, обеспечивало легитимизацию власти и поддержание иерархии в малых группах.

 

Буддизм, точнее дзэн-буддизм, - обосновывает своеобразный облик японской культуры, закрепленный в цивилизационном характере страны: человек и его душа близки неописуемому вселенскому ладу, вселенской дхарме. Особо подчеркивается важность малого, единичного, скромного.

Религиозные постулаты в целом предполагают главенство социальных структур (семьи, государства, общества) над личностью. Императорский дом признается сакральным центром власти и в настоящее время Япония отличается мощными традициями элитарно-аристократического консенсуса, сосуществующими с правовыми и демократическими институтами.

Бедность ресурсной базы, стихийные бедствия, особенности сельскохозяйственного производства, связанные с выращиванием риса и требующих совместных и слаженных усилий групп людей, ориентировало жителей Японии на непрерывную адаптацию к переменам, что обеспечило высокий статус не только индивидуального труда, но и соучастия в общем труде – группы соседей, локального социума, государства; сформировало чувства необходимой бережливости в использовании ресурсов, в потреблении, скупость форм творческого самовыражения; создало потребности усваивать и развивать достижения других ради сохранения и продолжения собственного су-ществования.

Удаленность от Евразийского материка и отсутствие внешних контактов и угроз (вплоть до второй половины XIX столетия), устремленность военного сословия на решение внутренних, полицейских задач сформировало основы сосредоточенности и самодостаточности Японской цивилизации.

Своеобразие институционального развития Японии приводило к периодическим административно-политическим "самозакрытиям" государства (первое из них приходится на IX в.).

Циклические тенденции к открытости и закрытости не помешали сохранить общую преемственность, континуальность цивилизационного развития. В 1867-1889 гг. Япония прошла полосу глубоких внутренних реформ, получивших название японской модернизации. Начало этого периода, названного историками реставрацией (революцией) Мэйдзи было связано с административными и культурными преобразованиями, проводимыми национальной элитой, а также освоением опыта буржуазно-демократических революций Европы. Трансформации были нацелены на сохранение цивилизационной преемственности Японии. Процессы реформирования отражали объективную историческую тенденцию модернизации и интернационализации экономики, политики, науки, культуры. В основе этих перемен находился набор эндогенных и экзогенных факторов, органичное соединение традиционных элементов и западных инноваций. В мэйдзийский период модернизация приняла форму вестернизации, точнее европеизации (формула "вакон-есай", то есть "японский дух-западная наука"), а после капитуляции 1945 г. – американизации.

В результате первой модернизации Япония заявила о себе как о крупной империалистической державе.

Результатом второй (принудительной) модернизации (проводилась японской элитой и оккупационными властями, сохранила институт монархии) стало формирование государства-лидера мировой экономики, демонстрирующего стабильное развитие.

Вторая модернизация проводилась в условиях идейного и морального краха японского общества. Как отмечают социологи, японцам был привит "комплекс вины" за развязывание войны на Тихом океане и сознание того, что ответственность за это несет весь народ, что японская агрессия является закономерным итогом всей истории страны [25]. Национальное самосознание стало восстанавливаться только лишь после окончания оккупации (1952 г). Успешная стратегия развития после Второй мировой войны получила название японской модели модернизации.

В начале 90-х годов возникли и стали постепенно углубляться экономические проблемы. Этот сложный период для японской экономики был связан с концом "экономики мыльного пузыря", привел к распаду политической "системы 1955 года" с монопольным господством ЛДП, сопровождался неэффективными экономическими, административными реформами и сериями скандалов, связанных с взятками и коррупцией в высших политических и бюрократических эшелонах [25].

В настоящее время Япония преодолела длительную экономическую стагнацию.

Темпы роста ВВП хотя и ниже средне-мировых, однако накопленный страной потенциал позволяет прогнозировать устойчивый рост в будущем десятилетии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сл.51-53 картинки | Цивилизационные установки СЛ.57
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.