Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные морские и речные перевозки




Международные морские перевозки осуществляются по чарте­ру и коносаменту.

Чартер документ, удостоверяющий наличие и со­держание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщи­ком или фрахтователем, и рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предос­тавляется все судно, часть или определенное его помещение. Согласно ст. 120 КТМ РФ 1999 г. чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на ряд и вид гру­за, размер фрахта, наименование места погрузки груза, наимено­вание места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком или факти­ческим перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю.

Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномо­чия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика.

Согласно ст. 144 КТМ РФ 1999 г. в коносамент должны быть включены следующие данные: наименование перевозчика и место его нахо­ждения; наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту по­грузки; наименование отправителя и место его нахождения, на­именование порта выгрузки; наименование получателя, наименование груза, внешнее состояние его и упаковки; фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; время и место выдачи ко­носамента и др.

Международная перевозка грузов морем осуществляется на основе договора. По договору международной морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахто­ватель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Перевозчиком является лицо, заключившее договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от чьего имени заключен такой договор.

В марте 1978 г. на конференции в Гамбурге принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов. Она имеет более широкую сферу действия, чем Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте, и в частности, применяется, если порт погрузки или разгрузки, предусмотренные в договоре морской перевозки, находятся в одном из государств–участников Конвенции.

Конвенция предусматривает некоторые новшества: бремя доказывания возлагается на перевозчика; повышен предел ответственности перевозчика за сохранность груза - 2,5 расчетной единицы за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше; срок исковой давности составляет 2 года.

Расчетная единица является единицей «специального права заимствования», определенная Международным валютным фондом (МВФ). Эти единицы «специальных прав заимство­вания» переводятся в нацио­нальную валюту государства в соответствии со стоимостью этой валюты на дату судебного решения или на дату, согласованную сторонами.

Конвенция не вступила в силу, но ее положения применяются на практике. Основные нормы Конвенции включены в гл. VIII КТМ РФ 1999 года.

Гл. VIII КТМ РФ 1999 г. посвящена организационно-правовым вопросам перевозки грузов морем, а вопросам права, подлежаще­го применению к отношениям, возникающим из морской перевозки с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, гл. XXVI.

Согласно ст. 418 КТМ РФ отношения, возникающие из до­говора морской перевозки груза, регулируются законом государства, предусмотренным соглашением сторон; из договора морской перевозки пассажира – законом государства, указанным в билете пассажира. При отсутствии соглашения сторон о надлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договоров морской перевозки, регулируются законом государства, в котором уч­реждена, имеет основное место деятельности или место жительст­ва сторона, являющаяся перевозчиком (п.3 ст. 1211 ГК РФ).

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание такого договора мо­гут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письмен­ными доказательствами. Груз, перевозка которого осуществляется на основании коно­самента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявле­нии оригинала коносамента.

Получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за про­стой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки. Плата за перевозку грузов морем (фрахт) может либо оговари­ваться в каждом отдельном случае, либо исчисляться на основе тарифа.

В КТМ РФ определяется ответственность перевозчика, фрахтователя и отправите­ля. В частности, перевозчик не несет ответствен­ность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повре­ждение или просрочка произошли вследствие непреодолимой силы; любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика; военных действий и народных волнений и др. (ст. 166 КТМ).

Пассажирские перевозки морем регулируются Международной конвенцией об унификации неко­торых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г., Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.

Согласно ст. 3 Афинской конвенции перевозчик от­вечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа, если происшествие произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика. Ответственность перевоз­чика в случае смерти пассажира или причинения ему телесного повреждения не должна превышать 46 666 рас­четных единиц в отношении перевозки в целом.

Глава IX КТМ РФ 1999 г. подробно регламентирует процесс перевозки пассажира и его багажа морем и базируется на положениях Афинской конвенции 1974 г. КТМ устанавливает преде­лы ответственности перевозчика: за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира – в размере 175 тыс. расчетных единиц; за повреждение каютного багажа - 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.

Важной организационной формой морских перевозок в на­стоящее время является линейное судоходство. Линейное су­доходство главным образом обслуживает потребность международ­ной торговли в регулярной перевозке товаров, поставляемых небольшими партиями.

В целях улучшения системы линейных конференций в 1974 г. одобрена Конвенция о Кодексе поведения линей­ных конференций. Она содержит ряд положений, направленных на устранение дискриминации и создающих баланс интересов перевозчика и грузовладельца (РФ участвует).

Весьма значительная часть морских линий обслуживается в рамках соглашений между крупными судовладельческими компаниями, объединенными в группы перевозчиков. Они получили название линейных конференций.

Согласно ст. 2 Конвенции любая судоходная линия, принятая в конференцию, имеет право осуществлять рейсы и принимать грузы в перевозках, охватываемых этой конференци­ей.

Конференция устанавливает тарифные ставки на таком низ­ком уровне, какой возможен с коммерческой точки зрения, и они должны позволять судовладельцам получать разумную при­быль. Эксплуатационные расходы рассчитываются, как правило, по круговому рейсу судов в прямом и обратном направлениях, рассматриваемых как единое целое. Тарифные ставки должны учитывать характер грузов, взаимосвязь между весом и объемом грузов, а также их ценность.

Речные перевозки. Перевозка грузов речными судами российских юридических лиц осуществляется на основании договоров перевозок грузов (гл. XI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ 2001 г.). Наличие договора перевоз­ки груза подтверждается транспортной накладной и оформленных на ее основании дорожной ведомостью и квитанцией о приеме груза для перевозки.

Регламентация международных речных перевозок осуществля­ется в основном региональными и двусторонними договорами. Так, в 1959 г. заключено Соглашение о междуна­родном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом со­общении (МЖВС), в котором определяется порядок перевозки грузов по реке Дунай. Расчеты между железными дорогами, дунайскими портами и судоходными предприятиями договаривающихся сторон осуще­ствляются в соответствии с действующими платежными соглаше­ниями между договаривающимися сторонами.

Россия заключила с соседними госу­дарствами соглашения о сотрудничестве в области речного транспор­та. Так, в 1993 г. Министерство транспорта России и Министерство путей сообщения Литвы заключили Соглашение о сотрудничестве в области речного транспорта, в котором определены условия деятельности речного транспорта, осуществляющего пере­возки пассажиров и грузов между обоими государствами.

Согласно ст. 4 Соглашения каждая сторона предос­тавляет судам другой стороны режим наибольшего благоприятст­вования в отношении свободного доступа в порты, предоставле­ния мест у причала, использования портов для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.