КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные морские и речные перевозки
Международные морские перевозки осуществляются по чартеру и коносаменту. Чартер – документ, удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или фрахтователем, и рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предоставляется все судно, часть или определенное его помещение. Согласно ст. 120 КТМ РФ 1999 г. чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на ряд и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком или фактическим перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю. Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика. Согласно ст. 144 КТМ РФ 1999 г. в коносамент должны быть включены следующие данные: наименование перевозчика и место его нахождения; наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; наименование отправителя и место его нахождения, наименование порта выгрузки; наименование получателя, наименование груза, внешнее состояние его и упаковки; фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; время и место выдачи коносамента и др. Международная перевозка грузов морем осуществляется на основе договора. По договору международной морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Перевозчиком является лицо, заключившее договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от чьего имени заключен такой договор. В марте 1978 г. на конференции в Гамбурге принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов. Она имеет более широкую сферу действия, чем Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте, и в частности, применяется, если порт погрузки или разгрузки, предусмотренные в договоре морской перевозки, находятся в одном из государств–участников Конвенции. Конвенция предусматривает некоторые новшества: бремя доказывания возлагается на перевозчика; повышен предел ответственности перевозчика за сохранность груза - 2,5 расчетной единицы за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше; срок исковой давности составляет 2 года. Расчетная единица является единицей «специального права заимствования», определенная Международным валютным фондом (МВФ). Эти единицы «специальных прав заимствования» переводятся в национальную валюту государства в соответствии со стоимостью этой валюты на дату судебного решения или на дату, согласованную сторонами. Конвенция не вступила в силу, но ее положения применяются на практике. Основные нормы Конвенции включены в гл. VIII КТМ РФ 1999 года. Гл. VIII КТМ РФ 1999 г. посвящена организационно-правовым вопросам перевозки грузов морем, а вопросам права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из морской перевозки с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, гл. XXVI. Согласно ст. 418 КТМ РФ отношения, возникающие из договора морской перевозки груза, регулируются законом государства, предусмотренным соглашением сторон; из договора морской перевозки пассажира – законом государства, указанным в билете пассажира. При отсутствии соглашения сторон о надлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договоров морской перевозки, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся перевозчиком (п.3 ст. 1211 ГК РФ). Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание такого договора могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента. Получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки. Плата за перевозку грузов морем (фрахт) может либо оговариваться в каждом отдельном случае, либо исчисляться на основе тарифа. В КТМ РФ определяется ответственность перевозчика, фрахтователя и отправителя. В частности, перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие непреодолимой силы; любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика; военных действий и народных волнений и др. (ст. 166 КТМ). Пассажирские перевозки морем регулируются Международной конвенцией об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г., Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. Согласно ст. 3 Афинской конвенции перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа, если происшествие произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика. Ответственность перевозчика в случае смерти пассажира или причинения ему телесного повреждения не должна превышать 46 666 расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Глава IX КТМ РФ 1999 г. подробно регламентирует процесс перевозки пассажира и его багажа морем и базируется на положениях Афинской конвенции 1974 г. КТМ устанавливает пределы ответственности перевозчика: за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира – в размере 175 тыс. расчетных единиц; за повреждение каютного багажа - 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. Важной организационной формой морских перевозок в настоящее время является линейное судоходство. Линейное судоходство главным образом обслуживает потребность международной торговли в регулярной перевозке товаров, поставляемых небольшими партиями. В целях улучшения системы линейных конференций в 1974 г. одобрена Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций. Она содержит ряд положений, направленных на устранение дискриминации и создающих баланс интересов перевозчика и грузовладельца (РФ участвует). Весьма значительная часть морских линий обслуживается в рамках соглашений между крупными судовладельческими компаниями, объединенными в группы перевозчиков. Они получили название линейных конференций. Согласно ст. 2 Конвенции любая судоходная линия, принятая в конференцию, имеет право осуществлять рейсы и принимать грузы в перевозках, охватываемых этой конференцией. Конференция устанавливает тарифные ставки на таком низком уровне, какой возможен с коммерческой точки зрения, и они должны позволять судовладельцам получать разумную прибыль. Эксплуатационные расходы рассчитываются, как правило, по круговому рейсу судов в прямом и обратном направлениях, рассматриваемых как единое целое. Тарифные ставки должны учитывать характер грузов, взаимосвязь между весом и объемом грузов, а также их ценность. Речные перевозки. Перевозка грузов речными судами российских юридических лиц осуществляется на основании договоров перевозок грузов (гл. XI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ 2001 г.). Наличие договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной и оформленных на ее основании дорожной ведомостью и квитанцией о приеме груза для перевозки. Регламентация международных речных перевозок осуществляется в основном региональными и двусторонними договорами. Так, в 1959 г. заключено Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС), в котором определяется порядок перевозки грузов по реке Дунай. Расчеты между железными дорогами, дунайскими портами и судоходными предприятиями договаривающихся сторон осуществляются в соответствии с действующими платежными соглашениями между договаривающимися сторонами. Россия заключила с соседними государствами соглашения о сотрудничестве в области речного транспорта. Так, в 1993 г. Министерство транспорта России и Министерство путей сообщения Литвы заключили Соглашение о сотрудничестве в области речного транспорта, в котором определены условия деятельности речного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов между обоими государствами. Согласно ст. 4 Соглашения каждая сторона предоставляет судам другой стороны режим наибольшего благоприятствования в отношении свободного доступа в порты, предоставления мест у причала, использования портов для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров и т.д.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |