Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополии создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства делятся на государственные и естественные (природные)

Считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйства занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции.

Потребители;

Производители продукции, товаров, работ и услуг;

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и экономической конкуренции.

Виды нарушений антимонопольного законодательства и экономической конкуренции.

Правовые основы государственного регулирования экономической конкуренции.

Понятие экономической конкуренции и монополистической деятельности.

План

Тема. 6 Правовое регулирование экономической конкуренции и монополистической деятельности

 

 

 

1. Понятие экономической конкуренции и монополистической деятельности

 

Экономическая конкуренциясостязание между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке (ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г.).

Характерные черты экономической конкуренции:

1. Конкуренция является разновидностью социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее, но не может заменить самой конкуренцию.

2. Юридической предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности (в соответствии со статьями 13, 42 Конституции Украины все субъекты права равны перед законом, каждый имеет право на предпринимательскую деятельность не запрещенную законом, государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности).

3. Конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (право на выбор товаров, на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает, именно поэтому в Хозяйственном кодексе Украины потребитель является участником хозяйственных отношений и конкурентной среды.

4. Конкуренцию правомерно рассматривать как общественные отношения, складывающиеся между участниками хозяйственных отношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Они приобретают юридическую форму правоотношений со своими субъектами, содержанием, объектами.

Участники экономической конкуренции:

3) лица, которые регулируют отношения в сфере конкуренции:

а) лица, которые поддерживают конкурентную среду, предупреждают и не допускают негативные проявления конкуренции и монополизма, налагают на нарушителей санкции;

б) лица, которые, имея рыночную власть, диктуют другим участникам рынка и потребителям свои условия доступа на рынок.

Функции конкуренции:

1) регулирующаяустанавливает такие правила хозяйствования, которые обеспечивают производство необходимых для общества товаров, работ и услуг;

2) стимулирующаямотивирует участников конкуренции совершенствовать качество, снижать цену, увеличивать ассортимент товара, а также производить его необходимое количество для потребителя с целью сохранения или увеличения своей доли на рынке;

3) контрольнаяосуществляет контроль участников конкуренции за эффективностью деятельности своих конкурентов.

Виды конкуренции:

Добросовестная конкуренцияэто конкуренция, при которой субъекты хозяйствования не нарушают предписаний антимонопольно-конкурентного законодательства и не применяют таких методов борьбы, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Добросовестная конкуренция стимулирует субъектов хозяйствования к эффективной деятельности и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов, наиболее полно удовлетворяет нужды потребителя, ведется борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества.

Недобросовестная конкуренцияэто любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Недобросовестная конкуренция мешает интересам потребителей; приводит к ухудшению качества продукции, уменьшению ассортимента; позволяет получить незаработанную прибыль; приводит к монополизму.

Монополистическая деятельностьэто любые действия субъектов хозяйствования или органов власти, направленные на ограничение, недопущение или запрещение конкуренции.

Что касается монополии, то в специальной юридической литературе термин «монополия» используется для характеристики:

1. Господствующего (доминирующего) положения субъекта предпринимательской деятельности на рынке;

2. Особых полномочий (привилегий и прав) субъектов предпринимательской деятельности на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.

Монопольное положениеэто доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара, работ или услуг.

В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»

Субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:

а) на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

б) не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или иных обстоятельств.

Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию.

Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей рынке, принадлежащих конкурентам.

Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов, если в отношении них выполняются следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов и при этом они не докажут, что испытывают значительную конкуренцию;

2) совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов и при этом они не докажут, что испытывают значительную конкуренцию.

Взяв за основу такие критерии, можно выделить следующие виды монополий:

а) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

б) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов хозяйствования без непосредственного регулирующего воздействия государства;

в) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Г осударственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством конкретного государства, определяющим товарные границы монопольного рынка, понятие субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. В частности, в Украине действует государственная монополия на производство оружия и боеприпасов.

Естественная (природная) монополияэто такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства товаров (работ, услуг) и иных установленных специальным законом причин. Сфера создания и деятельности естественных (природных) монополий регулируется как ЗУ «О естественных монополиях», так и ЗУ «О транспорте», «О связи», «О трубопроводном транспорте», «Об электроэнергетике» и др. Сообразно названиям данных законов выделяются области экономики, где наиболее очевидно возникновение естественных (природных) монополий.

Соответственно Закону Украины «Об естественных монополиях» и ст. 28 ХК Украины деятельность субъектов природных монополий регулируется в таких сферах:

Ø транспортировка нефти и нефтепродуктов трубопроводами;

Ø транспортировка естественного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение;

Ø транспортировка других веществ трубопроводным транспортом;

Ø передача и распределение электрической энергии;

Ø пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования;

Ø управления воздушным движением;

Ø связи общего пользования;

Ø централизованного водоснабжения и водоотвода;

Ø централизованного снабжения тепловой энергии;

Ø специализированных услуг транспортных терминалов, портов,
аэропортов перечень, которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Следующий вид монополий – это монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов хозяйствования под воздействием различных факторов на рынке (экономических и внеэкономических) без вмешательства со стороны государства. Например, монополистом может стать добросовестное предприятие, приложившее свой капитал наиболее удачным образом, усовершенствовав производственный процесс, снизив издержки производства и предложив потребителю товар (работы, услуги) наивысшего качества по наилучшей цене. Иным примером правомерного достижения монопольного положения может быть ситуация, связанная с возникновением временной (открытой) монополии. Такая монополия возникает, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, его конкуренты могут появиться на рынке позже. Такая ситуация зачастую возникает, когда предприятие впервые предлагает потребителю совершенно новую продукцию (работы, услуги).

Третьим видом монополии, выделенным в данной теме, являются монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Этот вид монополии связан с монопольным (доминирующим) положением на рынке, которое стало результатом обладания, использования определенным субъектом исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. Такой вид монополии в литературе также называют закрытой (законной) монополией. Сущность такой монополии заключается в том, что она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Субъект хозяйственной деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из факта юридического признания за ним статуса их обладателя (владельца).

Укрупнение предприятия связано с таким понятием как экономическая концентрация. Экономическая концентрация охватывает широкий круг отношений: создание, реорганизацию (слияние, присоединение), прямое или опосредованное приобретение активов (целостных имущественных комплексов) или долей (акций, паев) субъектов хозяйствования всех форм собственности и организационно-правовых форм, создание ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, преобразование органов управления в указанные объединения и прочее.

Понятие концентрации определяется корпоративным и должностным аспектом. Корпоративный аспект охватывает случаи слияния, присоединения, приобретения активов, коллективного учредительства, приобретения долей (паев, акций) субъектов хозяйствования. Должностной аспект предусматривает совместительство руководящих должностей в различных субъектах хозяйствовании.

Следствием концентрации может выступить монопольное (доминирующее) положение субъектов хозяйствования на рынке. Поэтому к таким действиям законодательство предъявляет определенные требования и предусматривает в этой сфере меры государственного контроля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Защита национальных товаропроизводителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.