КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
Воспитательная работа в местах лишения свободы Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное значение. В то же время одним из общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие. Как разностороннее и тонкое психолого-педагогическое средство, воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем режим и труд. Вопросам ее организации, формам и методам проведения посвящена гл. 15 УИК РФ. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, знания его, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения. Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни — единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь. Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы. К иным направлениям воспитательного воздействия относится социальное, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание. При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях». В исправительных учреждениях для проведения воспитательных мероприятий функционируют клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др., есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение. Воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).
Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Дифференциация осуществляется с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений на основе разработки типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на: осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях; осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.
Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т.д. В соответствии с приказом Минюста России от 25.03.2003 № 69 «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом и создания оптимальных условий отбывания наказания осужденными в соответствии с требованиями УИК РФ. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50— 100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии — 120 человек. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы — педагог и воспитатель. Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии — воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.
В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении, родственники осужденных. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы. Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год. Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д. В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы. Психологи изучают вновь прибывших в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов. В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы). В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям осужденных. Они создаются с целью реализации возможностей самоорганизации и самоуправления осужденных и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и актов Минюста России под контролем администрации исправительных учреждений. Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа). Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных определяется Минюстом России. Приказом Минюста России от 08.06.2005 № 79 утверждено Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний. К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы отрядов осужденных и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеобразовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция. Их деятельность охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций. Формирование и непосредственный контроль за работой самодеятельных организаций осужденных в отряде, соблюдением ими требований действующего законодательства возлагается на начальника отряда. В строгих условиях отбывания наказания самодеятельные организации осужденных могут создаваться по усмотрению начальника учреждения. Решение о создании самодеятельных организаций осужденных принимается на общих собраниях коллективов осужденных в отрядах. Членом самодеятельных организаций может быть любой осужденный, желающий принимать участие в их работе. Лица, допустившие злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, решением совета коллектива учреждения (отряда) выводятся из состава самодеятельных организаций. Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в члены самодеятельной организации он включается в состав секции, в которой желает работать. Его заявление передается в отдел (группу) специального учета учреждения для приобщения к личному делу. На собрании членов самодеятельной организации осужденных отряда простым большинством голосов избирается совет коллектива отряда в составе председателя совета и руководителей секций. При самодеятельной организации осужденных учреждения с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: совет коллектива учреждения; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи; физкультурно-спортивная секция и другие секции. Количество и наименование секций может изменяться с учетом вида и особенностей деятельности исправительного учреждения. Совет коллектива учреждения избирается на собрании членов советов коллективов отрядов простым большинством голосов в составе: председателя совета учреждения, редактора стенгазеты и руководителей секций. Совет коллектива учреждения (отряда) — выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных, который организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждаются соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления, однако не дает права на предоставление дополнительных льгот. Заседания совета коллектива учреждения (отряда) проводятся в соответствии с планом работы, но не реже двух раз в месяц и оформляются протоколом. На заседаниях совета присутствует начальник учреждения или его заместитель по воспитательной работе (в отряде — начальник отряда, члены совета воспитателей отряда). Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения. Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования (9 классов). Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России №31, Минобразования России № 321 от 09.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах». Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237). Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Администрация исправительного учреждения и педагогический коллектив школы работают в тесном контакте. На администрацию учреждения возлагается ведение учета осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень. Она обеспечивает условия для проведения образовательного процесса: безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, учебно-наглядными пособиями, учебниками, письменными принадлежностями, техническими и аудио-, видеосредствами, химическими реактивами, организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися. Сотрудники исправительного учреждения осуществляют контроль за соблюдением режимных требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во время нахождения их на территории учреждения. Представители администрации учреждения могут по согласованию с администрацией школы присутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых школой. Администрация школы и педагогический коллектив проводят совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, организует образовательный процесс и оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования. Педагогические работники оказывают помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации. Для этого директор школы и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе с осужденными. Прием осужденных в школу осуществляется на основании личного заявления, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» учредителем школы воспитательной колонии является территориальный орган уголовно-исполнительной системы. Школа является юридическим лицом, входит в состав уголовно-исполнительной системы и содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право воспитанников на получение образования. Обязательному обучению в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего образования. Зачисление воспитанников в школу производится по мере поступления в колонию на основании имеющихся в их личных делах документов об образовании, о промежуточной аттестации, об обучении в образовательном учреждении и оформляется приказом директора школы. Воспитанники, не имеющие указанных выше документов, зачисляются в соответствующий класс на основании аттестации, проведенной педагогическими работниками школы. В школе осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: первая ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года); вторая ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет); третья ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года). При необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не менее 15, но не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах — не менее 12, но не более 16 человек. Воспитанники обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за счет средств воспитательной колонии. Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков категорически запрещается. Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. Документы об образовании хранятся в личных делах воспитанников, а при их освобождении вручаются под расписку. Педагоги школы принимают активное участие в воспитании воспитанников. Они организуют и проводят кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу. Действующее уголовно-исполнительное законодательство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит общественное воздействие. К общественности относятся легитимные общественные и религиозные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Часть 1 ст. 23 УИК РФ определяет, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Тем самым общественность призвана оказать существенную помощь сотрудникам исправительных учреждений прежде всего в воспитании осужденных. В последние годы традиционные формы деятельности общественных объединений, базирующихся на идеологической основе, существенно ослабли; эффективные новые еще не сформировались, а появившиеся не проявили себя в полном объеме, что не позволяет их подробно регламентировать, да и вряд ли это необходимо делать столь детально. Полезность и актуальность разнообразного участия общественности в деятельности исправительных учреждений не вызывает сомнений. К этой работе вполне применимы известные принципы: «не навреди» и «все, что не запрещено, то разрешено». Уголовно-исполнительное законодательство на сегодняшний день определяет только две формы содействия общественности, и то лишь применительно к воспитательным колониям, — попечительский совет и родительский комитет. Согласно ч. 2 ст. 142 УИК РФ родительские комитеты создаются при отрядах воспитательных колоний в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колоний. В состав родительских комитетов входят родители, лица, их заменяющие, и другие близкие родственники осужденных, способные оказать положительное воздействие на воспитанников. Из состава родительского комитета избираются председатель, который является членом учебно-воспитательного совета воспитательной колонии, и представители в советах воспитателей отрядов. v Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Родительский комитет призван оказывать содействие администрации колонии в вопросах организации воспитательной работы с воспитанниками, взаимодействия с семьями осужденных, социальной адаптации подростков, а также помогать сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения. Родительский комитет имеет право: знакомиться с жилищными и бытовыми условиями содержания несовершеннолетних; участвовать в индивидуально-воспитательной работе с воспитанниками и проведении иных воспитательных мероприятий; участвовать в решении вопросов изменения условий отбывания наказания и досрочного освобождения осужденного; обращаться с письменными заявлениями об оказании воспитаннику юридической помощи; обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей; обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь; помогать администрации в обеспечении сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, освобождаемых из колонии, одеждой гражданского образца; совместно с администрацией обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в воспитательной работе с осужденными. Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и правила обращения с осужденными, установленные администрацией колонии. Замечания и предложения родительского комитета председатель докладывает на учебно-воспитательном совете. Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом колонии. Попечительский совет при воспитательной колонии создается в соответствии с ч. 1 ст. 142 УИК РФ и действует на основании Примерного положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы». Попечительский совет создается для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Попечительский совет состоит из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать в попечительском совете и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед попечительским советом. Попечительский совет создается по решению высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает положение о попечительском совете при воспитательной колонии, его состав и председателя. Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления о наиболее важных вопросах, рассматриваемых и решаемых попечительским советом. Попечительский совет оказывает помощь администрации воспитательной колонии в решении следующих вопросов: а) обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных; б) формировании у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровня осужденных; в) установлении хозяйственных связей с предприятиями, учреждениями и организациями, укреплении производственно-хозяйственной базы воспитательной колонии; г) обеспечении трудовой занятости осужденных; д) создании необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарном обеспечении осужденных; е) изыскании дополнительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости; ж) организации шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказании им финансовой помощи при освобождении; з) трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из воспитательной колонии. Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению. В настоящее время попечительские советы работают при всех воспитательных колониях. Более того, по аналогии с ними созданы и успешно действуют общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительной системы, а масштабах страны — общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы». Эти общественные структуры призваны возродить лучшие отечественные традиции участия общества в деятельности учреждений, исполняющих лишение свободы, существовавшие в дореволюционной России. 19 июля 1819 г. под покровительством Александра I было создано Общество попечительное о тюрьмах, целью которого ставилось содействие нравственному исправлению заключенных и улучшение условий их содержания. Согласно Уставу «общество имело ближайший надзор за заключенными, за размещением их по роду преступлений, за наставлением их в правилах благочестия и доброй нравственности, за занятиями арестованных; от него зависело наложение важнейших дисциплинарных взысканий»*. Одним из главных направлений деятельности Общества было нравственное исправление преступников посредством установления режима отбывания наказания, организации труда и образования заключенных, оказания на них религиозного воздействия. * Положение об Обществе попечительном о тюрьмах. 19 июля 1819 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXVII. № 27895. Управление общества состояло из центрального комитета в Петербурге и местных комитетов и отделений, которые с 1822 г. до сентября 1918 г. действовали по всей России. Персональный комитетов состав утверждался императором. Важное место в работе Общества отводилось улучшению условий содержания арестантов, укреплению материальной базы тюремных учреждений. Для этого члены общества собирали пожертвования, посещали в любое время места лишения свободы, рассматривали жалобы заключенных на условия содержания и на обращение с ними тюремной администрации, проверяли расходование выделяемых тюрьмам денежных средств и др. Тюремные смотрители и надзиратели обязывались всемерно способствовать членам Общества в их деятельности, устранять обнаруженные недостатки. Отчеты о работе Общества ежегодно публиковались в печати. Бесспорно, что богатый предыдущий опыт организации общественного содействия деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, должен быть востребован и в современных условиях. По мере устранения многих кризисных явлений в российском обществе и государстве такая работа, конечно, должна оживиться на новой политико-правовой основе. В то же время привлечение общественности к деятельности уголовно-исполнительной системы не должно создавать ситуации многовластия и безответственности в такой важной государственной сфере. Поэтому законодатель весьма осторожно очертил это, безусловно, прогрессивное средство воздействия на осужденных. Проект федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности», подготовленный во исполнение ст. 23 УИК РФ, определяет следующие основные направления содействия общественных объединений деятельности мест лишения свободы: 1) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; 2) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; 3) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; 4) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; 5) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; 6) укрепление материально-технической базы мест лишения свободы. К сожалению, обозначив такое широкое участие общественности в деятельности исправительных учреждений, законопроект определяет нормы, регулирующие только вопросы оказания безвозмездной материальной помощи осужденным и данным учреждениям. Так, общественные объединения, оказавшие денежное или иное материальное содействие будут вправе получить информацию об использовании выделенной помощи не позднее 30 дней со дня получения администрацией исправительного учреждения просьбы о предоставлении соответствующей информации. В случае нецелевого использования средств общественное объединение извещает об этом вышестоящий орган У И С, который информирует общественное объединение о проведенной проверке и принятых мерах. Это, безусловно, важно, но для повышения роли общественности необходимо законодательное закрепление форм и методов общественного содействия во всех сферах деятельности исправительных учреждений. Такие формы уже опробованы практикой и активно используются неправительственными организациями. На территории России действуют как международные правозащитные организации (Международная тюремная реформа, Международная амнистия, Международная ассоциация тюремного служения, Московская Хельсинская Группа и др.), так и общероссийские (Мемориал, Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Центр содействия международной защите и др.) и региональные (Московский региональный общественный благотворительный фонд «Социальное партнерство», Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр, Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений и т.п.). Правозащитники ведут переписку с осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, в том числе и в судах при нарушениях прав и свобод, посещают исправительные учреждения, встречаются с осужденными, оказывают благотворительную помощь, бесплатно рассылают правовую литературу, осуществляют общественный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений. Действующее уголовно-исполнительное законодательство в достижении цели исправления определенное место отводит служителям культа, которые могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (ст. 14 УИК РФ). При этом священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. В учреждениях, исполняющих наказания, служителям культа разрешается совершение религиозных обрядов, распространение предметов культа и религиозной литературы. Во многих исправительных колониях построены культовые сооружения. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы заключили договоры о сотрудничестве с руководителями традиционных для всей России и отдельных регионов конфессий. Многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами и воспитывают в духе уважения к другим людям, к соблюдению законов, моральных норм и т.п. Поэтому представители различных религиозных организаций, проводя индивидуальные и групповые беседы с осужденными, не только приобщают их к религии, но и оказывают на них определенное воспитательное воздействие. Создание благоприятных условий для нормальной жизни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений является комплексным направлением работы всей общественности и включает все ранее рассмотренные формы. Участие общественных структур в помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания, имеет своей задачей закрепить и развить результаты их исправления, достигнутые в период исполнения наказания, оградить этих лиц от возможного влияния криминальной среды, окружить их должным вниманием, помочь преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в условиях рыночной экономики, и тем самым предотвратить возможность совершения ими новых преступлений (см. гл. 22 УИК РФ).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |