Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовой акт - основная форма (источник) права. Виды нормативно-правовых актов

Нормативный правовой акт-доминирующий источник права во всех правовых системах мира, С ними мы ветречаемсся постоянно, они сопро­вождают нас повсюду: на работе, на отдыхе, на лечении. Это Конституция, законы, указы Президента нормативного характера и т.д. Нормативно-правовой акт имеет ряд неоспоримых преимуществ.5

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социаль­ные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом система­тизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание пра­вовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать про­извольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются, В случае нарушения положений нормативных актов нарушители пресле­дуются и наказываются на основании закона.

Доцент Кулапов В.Л. также выделяет признаки нормативных право­вых актов6:

1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства

2. они содержат в себе общеобязательное правило поведения

3. содержащиеся в них предписания являются выражением государ­ственной воли

4. принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке

5. имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление)

6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отно­шений, а не конкретных жизненных случаев (они не персонифицированы, а адресуютсчя ко всем либо к неопределенному числу субъектов - мое поясне­ние)

7. рассчитаны на постоянное либо длительное время „. В ст. 1 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых ак­тах" закреплено его понятие: нормативно-правовой акт - письменный офи­циальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устана­вливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приоста­навливающий их действие.

Все источника права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила по­ведения, установленные государством.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет развет­вленную структуру органов с определенными правотворческими полномо­чиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с по­мощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом по­ложении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречит. Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного пра-вотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, эта совокуп­ность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих опреде­ленный правовой режим.

Итак, нормативный акт-это официальный документ, созданный ком­петентными органами государства и содержащий общеобязательные юри­дические нормы (правила поведения). В свою очередь нормативно-правовые акты также подразделяются на виды:

- по юридической силе

- по сфере действия (рассмотрим отдельным третьем вопросом)

- по закону РК "О нормативных правовых актах" (ст.З) Нормативные акты в системе права находятся меду собой в опреде­ленной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, какой орган его издал и какое место этот орган занимает в системе механизма госу­дарства. Чем выше место государственного органа в системе государствен­ного аппарата, тем выше степень юридической силы его нормативных ак­тов. Юридическую силу нормативного акта можно понимать как его пра­вовые возможности в сравнении с такими же возможностями иных норма­тивных актов. По юридической силе нормативные акты прежде всего под­разделяют на законы и подзаконные акты. Понятие закона закреплено в п.7 ст. 1 Закона РК "О нормативных правовых актах" - это нормативный правовой акт, который регулирует общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции РК, принимаемый Парламентом РК, а в случаях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 53 Конституции РК - Президентом РК. В теории права дается следующее определение: закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и регулирующие наиболее важные сферы государственной и общественной жизни. Высшая юридическая сила закона означает, что ак­ты всех государственных органов должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение его предписаний т.е быть подзаконными. За­коны многообразны, поэтому нуждаются в классификации. По значимости в системе действующего законодательства различают законы конституци­онные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы обще­ственного и государственного строя, служат базой для текущего законода­тельства. К ним относятся Конституция, законы, вносящие изменения и до­полнения в Конституцию, а также законы, конкретизирующие ее содержа­ние. Конституция является основным законом государства. Ее сущность за­ключается в том, что она отражает расстановку политических сил в об­ществе. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактические конституции отражают реальные отношения в обществе, юридические представляют правовое оформление этих отношений. У нас есть пример конституционного закона, внесшего изменения и дополнения в Конститу­цию Республики Казахстан от 7 октября 1998 года. Полное название дей­ствующего основного закона - Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 г. Пере­чень конституционных законов в республике Казахстан можно назвать ис­черпывающим. Это конституционные законы о высших государственных органах - о Президенте РК, о Парламенте РК и статусе его депутатов, оПравительстве, о Верховном Суде, о Конституционном Совете. Теку-щие,обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение контитуционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни стра­ны. Среди них различают органические (кодифицированные) законы и чрезвычайные (исключительные) законы. Органические кодифицированные законы представляют собой цельные акты, комплексно регулирующие определенную сферу общественной жизни. Например, Гражданский кодекс РК 1995 г.(общая часть), Уголовный кодекс РК 1997 г., Закон о труде от 10 декабря 1999 г. Чрезвычайные законы принимаются при чрезвычайных об­стоятельствах, вызванных экономическими, социальными причинами. Они носят временный характер. Пример -

_ Все остальные нормативно-правовые акты, основанные на законах и не противоречащие им, называются подзаконными. Подзаконные акты противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. К подзакон­ным актам относятся: указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств, ведомств, департаментов, постановления и реше­ния местных представительных и исполнительных органов.

Согласно ст. 3 закона РК "О нормативных правовых актах" норма­тивные правовые акты подразделяются на основные и производные. К основному виду относятся:

1. конституция, конституционные законы, кодексы, законы

2. указы Президента РК. имеющие силу конституционного закона; указы Президента РК. Имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента РК;

3. нормативные постановления Парламента РК и его палат

4. нормативные постановления Правительства РК

5. нормативные постановления Конституционного Совета, Верховно­го Суда РК и Центральной избирательной комиссии РК;

6. нормативные приказы министров РК и иных руководителей цент­ральных государственных органов

7. нормативные постановления государственных комитетов, норма­тивные постановления иных центральных государственных органов;

8. нормативные правовые решения маслихатов и акимов

К производному виду нормативных правовых актов относятся:

1. регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его струк­турных подразделений

2. положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого -либо государственного органа или его структурного подразделения

,-;_ 3. правила -= нормативный правовой акт, определяющий порядок ор­ганизации и осуществления какого-либо вида деятельности

4. инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий измене­ние законодательства в какой-либо сфере общественных отношений

Нормативно-правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта про­изводного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. Иерархия нормативных правовых актов за­креплена в ст. 4 указанного закона.

 

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Для чего необходимо знать о действии нормативно-правовых актов
во времени, в пространстве и по кругу лиц? Для правильной реализации
норм права, чтобы в установленный промежуток времени на определенной
территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо
важное значение знание пределов действия нормативно-правовых актов не­
обходимо для правоохранительных правоприменяющих органов.

В законе РК "О нормативных правовых актов" установление преде­лов действия нормативных правовых актов закреплено и отдельной главе УП.

Действие нормативно-правового акта во времени охватывает два мо­мента:

1. вступление акта в силу

2. время прекращения его действия.

Ст.36 закона указывает на "Время введения в действие нормативных правовых актов": законы РК, указы Президента РК, постановления Правительств РК - по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки; Так, в действующей Конституции РК указано, что она вступает в силу с момента опубликования, а УК РК, принятый в июне 1997 г., вступил в силу с I января 1998 г.

2. постановления Парламента РК, его Палат - со дня первого офици­ального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки;

3. постановления Конституционного Совета РК - со дня их принятия -например,

...В отдельных нормативных правовых актах или в актах о введении их в действие могут быть указаны сроки введения отдельных глав, разде­лов, статей.

Статья 37 закона поясняет значение обратной силы нормативного правового акта - его действия не распространяются на отношения, возник­шие до введения его в действие. Исключение из этого правила представляют случаи, когда введение предусмотрено самим актом или когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, совершенное ранее. Например,

Если же нормативно-правовые акты наоборот усиливают ответствен­ность, возлагают новые обязанности на граждан или ухудшают их положе­ние, то они обратной силы не имеют.

Статья 39 устанавливает срок действия нормативного правового акта. Он может действовать бессрочно, если в самом акте не указано иное. Например, конституционный закон "О Президенте РК" или указ Президента РК, имеющий силу закона "Об органах внутренних дел РК".

Временный срок действия может быть установлен в самом норматив­но-правовом акте для всего в целом или для отдельных его статей. Орган, издавший нормативно-правовой акт может продлить время его действия.

Время прекращения действия нормативно-правового акта (ст.40 за­кона) наступает:

1. по истечении определенного указанного срока

2. в связи с прямой отменой данного акта другим актом, изданным компетентным государственным органом

3. в связи с фактической отменой (заменой) новым нормативно-правовым актом (Конституция РК 1993 года)

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает на ка­кую территорию распространяется сфера его влияния.

применяемых в мире форм (источников) права, имеющая преимущества пе­ред другими источниками права.

В свою очередь нормативно-правовые акты также подразделяются на виды:

- по юридической силе

- по сфере действия (рассмотрим отдельным третьем вопросом)

- по закону РК "О нормативных правовых актах" (ст.З)

По юридической силе нормативные акты прежде всего подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и ре­гулирующие наиболее важные сферы государственной и общественной жизни. Все остальные нормативно-правовые акты, основанные на законах и не противоречащие им, называются подзаконными. Подзаконные акты противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Для чего необходимо знать о действии нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц? Для правильной реализации норм права, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение знание пределов действия нормативно-правовых актов не­обходимо для правоохранительных правоприменяющих органов.

В законе РК "О нормативных правовых актов" установление преде­лов действия нормативных правовых актов закреплено в отдельной главе УП.

Эти пределы закреплены в статье 41 закона.

1. НПА РК, принятые Президентом РК, Парламентом РК. Правительством РК, центральными исполнительными и иными центральна уполномоченными органами, распространяют свое действие на всю тер; торию РК, если в самих актах не установлено иное.(Конституция РК 1995 г., закон РК "О борьбе с коррупцией" от 2 июля 1998 г., постановлю Президента РК от 21 июня 1995 г. "О правовом всеобуче".

2. НПА, принятые местными представительными и исполните иными органами, действуют на соответствующей территории. Решение Акимата Алматинской области.

v. Действие нормативно-правового акта означает на какую территорию распространяется сфера его влияния. Территория государственная - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государе. Составными частями государственной.территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Если лицо совершит преступление на в душном судне независимо от места его нахождения оно будет привлечен ответственности по законам государства, к которому принадлежит это с но.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает на к< он распространяется. В ст. 42 закона указано, что НПА распространяются на граждан и юридических лиц РК, а также находящихся на территории Республики иностранцев и лиц без гражданства, за исключением с чаев, предусмотренных законодательными актами и международными говорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Исключение сбавляют лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.(Подроб узнаете изучая международное право). Так, Конституция РК распространяется на все население РК, Указ Президента РК, имеющий силу закон "Об органах внутренних дел РК" только на сотрудников ОВД и членов.

Таким образом, установление пределов действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц имеет и теоре­тическое, но и важное практическое значение, получило закрепление в за­конодательстве.

Позитивное право в обязательном порядке требует своего внешнего выражения, с тем, чтобы его положения были бы доведены до сведения масс. Лишь после официального опубликования нормы права приобретают общеобязательное значение, а нарушители их предписания могут привле­каться к юридической ответственности. Пока нормы права не выражены во вне, они не существуют. Способы внешнего выражение и закрепления юридических норм в теории права называют формой (источником) права. Смысловой оттенок терминов форма и источник права предполагает, что через форму передается внешнее закрепление норм права, а источник ука­зывает, откуда черпаются эти правовые нормы,

В зависимости от способа возведения государственной воли различа­ют следующие формы (источники) права: это

1. нормативно-правовой акт

2. правовой обычай (санкционированный)

3. судебный прецедент

4. нормативный договор

Нормативный правовой акт-доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Нормативно-правовой акт - правотворческий акт государства, содержащий нормы права. Это одна из наиболее основных

Существуют четыре основные формы права: нормативный акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор. Понятие и виды нормативных актов. Классификация нормативных актов. Закон как вид нормативно-правового акта. Виды законов, подзаконные нормативные акты.

Судебный и административный прецедент. Источники права и правовые системы современности.

Предыдущий абзац данной темы представляет традиционную трактовку отождествления понятий «формы права» и «источник права», которая дается в большинстве в учебниках по теории государства и права. Поэтому для себя каждый студент должен усвоить четкое различие между «формой» и «источником» права. (см.учебник Комарова С.А., Матузова Н.И., Малько А.В., Зивса, Нерсесянца В.С. и др.)

Сам термин «источник права» предполагает изучающему право сделать акцент на те истоки, глубинные факторы и условия, предопределяющие право как самостоятельное явление, и результат непосредственного действие на формирование права. Проще говоря, на те родники (истоки) питающие реку-право. Отсюда указанное выше свободы, называют в качестве таковых материальные, идеологические, этнические (национальные), исторические и юридические источники, а не формы.

Следует обратить внимание на дефиницию (определение) понятия «формы права» и сравнить с источниками права.

С другой стороны, категория формы права – философия и находится в соответствии с другими философскими категориями. Содержание, назначение, сущность. Здесь следует также усвоить основы соотношения названных философских характеристик (категорий) права.

Следует хорошо изучить тексты Конституции РК и Закона РК о нормативно-правовых актах от 24.03.1998.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стоит ли противопоставлять разные научные точки зрения о понимании права | Какая форма права является основной в юриспруденции современного Казахстана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.