КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какая форма права является основной в юриспруденции современного Казахстана
Какие юридические источники в качестве действующего права в Казахстане называет в ст.4 Конституции РК. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ №12 2. Найдите разницу между понятиями: «форма права», «источник права», «истоки права», «юридические источники права». 4. Каковы этические исторические источники права казахского кочевого общества? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Давид Рене. Основные правовые системы современности.- М., Прогресс. 1988. 2. Матузов Н.И. Правовые системы и личность. - Саратов. 1974. 3. Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., Наука. 1982. 4. Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVIII – первой половине XIX вв. - Алма-Ата, Наука. 1981. 5. Узбекулы С. Право кочевой цивилизации казахов. Алматы. 2002г. 6. Конституция РК от 30.08.1995. 7. Закон РК «О нормативно-правовых актах» от 24.03.1998г. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Исторический тип права, понятие и критерии классификации. 2. Англосаксонская, романо-германская, религиозные правовые системы. 3. Правовая система Республики Казахстан.
Понятие типа в праве – разновидность классификации сходных по определенным признакам (критериям) различных видов права для упорядочения множественных форм исторических и других прав, приведения их в единую систему (классификацию, типологию) и определения точного места каждой в исторически многообразной их совокупности. Понятие исторического типа следует также рассматривать в качестве разновидности права в сообществе с точным его месторасположением в истории возникновении и развитии права строго ограниченного определенными историческими хронологическими режимами, обстоятельствами и условиями, а также происходящими на данный момент сопредельными историческими событиями в соседних странах. В учебной литературе принято отождествлять понятие исторического типа права с марксистской концепцией формационной типологии права, различая его на рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую. На наш взгляд формационная типология права трактует узко явление исторического типа права, связывая его только выделяемым К. Маркса общественно-экономическими формациями. При этом в стороне от «столбовой дороги цивилизации» остаются многие страны и народы с их уникальным правовосприятием и правовой культурой. Это всецело относится к самобытности кочевой цивилизации, тюркскому праву, уникальности казахского обычного права и др. стран и народов. Цивилизационная типология, охватывающая и классифицирующая право и государство, основатель которой по праву является английский философ, историк, социолог Арнольд Джозеф Тойнби включает в критерии, типологии, факторы религиозные, культурные, этнические, гармонизацию человека и природы, игнорирующие гиберболизацию факторов материальных как у К. Маркса. Общей методологией сходной в типологии К. Маркса и А. Тойнби является стремление более широко, объемно и системно охватить широкий спектр социальных, экономических, идеологических и других явлений. Так же как и при типологии государства, право можно различать по критериям: хронологическим, фундаментальным и историческим путям и способам формирования (восточный путь и западный), учитывая достижение НТП, экономическое развитие стран – индустриальное общество и его право, постиндустриальное и т.д. Можно выделить еще один модный критерий – степень защищенности и гарантированности прав и свобод человека. Однако, традиционно одним из главных критериев типологии современных прав являются юридические источники (формы права), как способов оформления и возведения волю властвования субъекта-государства. Исходя из критериев юридических источников (форм) права обычно в учебной литературе обращают внимание на англосаксонскую, романо-германскую, традиционную, религиозную правовые системы. Здесь хотелось бы указать на одинаковый смысл вкладываемых в важнейшие для данности термины-критерии: «правовая система» и «правовая семья» (семья схожих национально-правовых систем). Давно утвердился в юридической терминологии (см. работы Алексеева С.С. и др.) понятие правовая семья предстает как внутреннее строение его составляющих для данного государства (юридические нормы, сходные группируются в правовые институты, а те в свою очередь в отрасли и в подотрасли права); это единство и дифференция составляющих правовую систему стран. Таким образом, правовая система – это внутренняя форма права на определенном уровне представляющая среду данного права. Другое же дело, конечно национально-правовая система, выбирающая в себе все особенного своего национального, этнического культурного, исторического развития объединяется (группируется) в сходные между собой такие национально-правовые системы – и только тогда они вместе, могут образовать правовую семью (например, семья мусульманского права, традиционного права, католического права, континентального права). Речь идет о том, что практически во всех учебниках понятие «правовая система» (страны или группы стран) отождествляется с понятием «правовая семья». Категория «правовая семья» - это другой более широкий содержательный объем и уровень рассматриваемого правового массива (материала) или правовой реальности. Между указанными явлениями прослеживается простая последовательность: вначале возникает определенная национально-правовая система (со своей внутренней системой права, и не исключены внешние формы), которая затем может смыкаться, объединяется в подобный ей национально-правовой системой и объединятся с нею. Свежий пример: национально-правовые системы стран Европы по сути объединились в одну большую семью европейского права (за некоторыми исключениями). При изучении данной темы надо обратить особое внимание на внешние формы (источники) права указанных в плане 3 основных правовых семей. Знать их конкретное различие между собой и в практической юриспруденции (судопроизводстве) хоты бы общих чертах. Здесь полезны будут различные учебные пособия в схемах (особенно, выделяется работа К.Осакве). По 3 вопросу внимательно ознакомить статьи Конституции РК от 30 августа 1995 года (особенно ст.4), с Законом РК «О нормативно-правовых актах» от 24.03.1998г. и выделить для себя основные источники (формы) действующего права в Казахстане.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |