Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Содержание и методы обучения




Содержание и методы обучения

Программы начальных классов специальных общеобразова­тельных школ для слепых и слабовидящих по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведе­нию соответствуют аналогичным программам массовой общеоб­разовательной школы. Вместе с тем эти программы построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих детей, ко­торые проявляются в сфере восприятия, представлений, мышле­ния, речи, движений, ориентировки в пространстве. Это предпо­лагает применение специальных форм и средств обучения, на­правленных на коррекцию и развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышле­ния, формирование приемов и способов самоконтроля и регуля­ции движений. В связи с неподготовленностью к школе, обедненностью сенсорного опыта детей в программах по русскому языку и математике первого года обучения расширен подготовительный период.

В курсе русского языка в подготовительном периоде начина­ется работа по формированию представлений на основе обога­щения сенсорного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому языку.

В курсе математики подготовительный период начинается с занятий поконкретизации представлений о форме, величине, ко­личестве и пространственном положении предметов, привитию навыков работы по инструкции учителя со счетным материалом и иллюстрациями в учебнике, формированию умений ориентиро­ваться в пространстве. На всех этапах обучения математике уси­лено внимание к выработке навыков устного счета, формирова­нию геометрических представлений, выполнению чертежно-измерительных работ.

В программах по «Ознакомлению с окружающим миром» и по «Природоведению» увеличено количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить представления учащихся об окружающей действительности.

Программы по изобразительному искусству, физической куль­туре и трудовому обучению разработаны с учетом особенностей развития школьников и ориентируют на использование специфи­ческих средств и форм работы по этим предметам.

Особенности программы по изобразительному искусству со­стоят прежде всего в подборе видов, объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделирова­нию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художе­ственно-эстетическому воспитанию учащихся.

В программе по физической культуре заменены некоторые ви­ды упражнений; изменены нормативы и качественные характеристики выпол­няемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам; изменены нормативы по фор­мированию навыков зрительно-пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных нарушением зрения.

В программах по трудовому обучению подобраны виды заня­тий по самообслуживанию, техническому и сельскохозяйственно­му труду. Для этих занятий подобраны виды и объекты труда, способствующие развитию предметно-практической деятельности, обеспечивающие последовательное овладение более сложными видами работ и участие в общественно полезном труде.

Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития и компенсации нарушенных функций в процессе обуче­ния проводится в сочетании со специальными индивидуальными и малогрупповыми коррекционными занятиями (ЛФК, ритмика, исправление недостатков речевого развития, развитие зритель­ного восприятия, социально-бытовая ориентировка). Взаимосвязь этих занятий с обучением общеобразовательным предметам соз­дает оптимальные, условия для всестороннего развития этих де­тей и обеспечивает возможность эффективного усвоения про­граммного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности учащихся.

Во всех программах усовершенствована структура, усилены межпредметные связи, определены и раскрыты коррекционные задачи обучения в школе слепых и слабовидящих применительно к каждому предмету. Настоящие программы по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведе­нию являются типовыми, на основании которых составляются республиканские программы.

Программы по изобразительному искусству, физической куль­туре и трудовому обучению являются едиными для всех специаль­ных школ слепых и слабовидящих детей. В эти программы могут быть внесены изменения в подборе видов и объектов труда, рисования, в выполнении практических работ, проведении игровых занятий с учетом национальных и местных особенностей.

Занятия по музыке проводятся в соответствии с программой массовой школы.

Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих начальные классы специальных общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы.

Содержание обучения в неполной средней, (основной) школе (V—X кл.) для слепых и слабовидящих детей соответствует со­держанию учебной программы массовой школы (V—IX кл.). По­скольку обучение учащихся с нарушением зрения в неполной средней (основной) школе осуществляется в течение 6 лет (в массовой школе 5 лет), производится перераспределение учебного материала по годам обучения. Кроме общеобразовательных задач на этом этапе обучения решаются задачи по коррекции, компенсации и преодолению отклонений в развитии детей. Коррекционные заня­тия по развитию зрительного восприятия, логопедии продолжают­ся в V классе, по ЛФК в V—VI классах, социально-бытовой ориентировке в V—X классах. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих специальную (основную) школу, соот­ветствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы.

В X—XII классах школ для слепых и слабовидящих детей сроки и содержание обучения соответствуют срокам и содержа­нию обучения в X—XI классах массовой общеобразовательной школы. Кроме тех задач, которые стоят перед массовой общеоб­разовательной школой в этом звене обучения, в школах слепых и слабовидящих решаются задачи по развитию коррекционно-компенсаторных процессов у школьников на более высоком каче­ственном уровне (переключаемость, вариативность в структуре полисенсорного восприятия и др.), формированию приемов и спо­собов самокоррекции и социально-психологической регуляции и адаптации.

Переводные экзамены в школах для слепых и слабовидящих не проводятся. После окончания X и XII классов учащиеся сда­ют государственные выпускные экзамены в установленном по­рядке.

Методы обучения.

Существуют разные определения метода обучения. В основном их содержание сводится к тому, что метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной дея­тельности учителя и учащихся, направленные на достижение це­лей образования с учетом состояния здоровья.

В современной дидактике существуют различные точки зрения на классификацию методов обучения: 1) по источникам, из кото­рых дети получают знания (словесные, наглядные, практиче­ские); 2) по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы приобретения новых знаний, закрепления знаний, формирования умений и навыков, проверки и оценки зна­ний); 3) по характеру преобладающей деятельности учителя и учащихся (методы изложения знаний учителем, методы само­стоятельной работы учащихся) и др.

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и ком­пенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость примене­ния общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при перво­начальном обучении обращается внимание на преодоление нару­шенного соотношения непосредственно чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала сло­во, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руковод­ством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.

Кратко охарактеризуем традиционные методы обучения (сло­весные, наглядные, практические) и специфику их применения.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наи­более распространенных словесных методов обучения и получе­ния информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции, встречи учащихся с заме­чательными людьми.

Беседа как важный источник получения знаний предусматри­вает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся глав­ным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидакти­ческие основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Учитель следит за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терми­нологией, усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи.

Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяется при изучении многих тем. Он предусматривает пра­вильный подбор фактического материала, изложение, его в стро­гой логической последовательности с четким разделением на ча­сти. В рассказе приводятся строго достоверные факты, предус­матривается идейная направленность, используются последние достижения науки, их связь с жизнью. Большое внимание уде­ляется работе с учебником, печатными текстами и иллюстрация­ми. В настоящее время все учебники для слепых и слабовидя­щих издаются со специально подобранными или адаптированны­ми иллюстрациями и дидактическим материалом. Учитывая, что учебники для слепых и слабовидящих отличаются от учебников массовой школы, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с построением этих учебников.

Наглядным методам обучения слепых и слабовидящих уде­ляют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприя­тия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.

К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализован­ных средств наглядности (натуральные.предметы, макеты, муля­жи, модели и т. п.).

В массовой школе наиболее распространенным методом на­глядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слепых и сла­бовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления.

Учащиеся вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слепых и слабовидящих широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каж­дому учащемуся самому определить время и оптимальное рас­стояние от глаз для рассматривания изображения.

Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной наглядно-практической деятельности.

Проведение учащимися экспериментальных работ в школе является исходным моментом познания протекающих процессов; важным средством доказательства правильности положений, вы­сказанных учителем или почерпнутых из книг и учебников; средством формирования; практических умений и навыков.

Практические методы обучения предусматривают целенаправ­ленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и сла­бовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явле­ниях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. А. Г. Литвака.—Л., 1981.

Головина Т. Н. О некоторых особенностях развития осязательного узна­вания объектов слабовидящими школьниками//Тезисы.докладов третьей науч­ной сессии по вопросам дефектологии.— М., 1960.

.Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика,—М., 1957.

Денискина В. 3. Методы обучения математике учащихся начальных клас­сов школ для слепых детей.—М., 1988,

Ермаков В. П. Обучение слепых и слабовидящих школьников.— М., 1989..

Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения.— М., 1973..

Зоричев Д. И. Особенности обучения слепых детей географии.— М., 1950.

Книга для учителя школы слепых/Под ред. М. И. Земцовой.— М., 1962.

Коваленко Б. И. Основы предметных методик в работе со слепыми деть­ми,—М., 1936.

Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (I—V классы).— М.,. 1967,

Крылова Н. А. Методические приемы и способы обучения чтению слабо­видящих учащихся подготовительных •классов'//С6вершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. Л. И. Солн­цевой, В. П.- Ермакова, М. И. Земцовой.— М., 1986.

Моргайлик Л. И. Методика обучения русскому языку младших слабови­дящих школьников.— Л., 1982.

Об оценке знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся на­чальных классов специальных общеобразовательных школ для слепых и сла­бовидящих детей/Сост. Н. С. Костючек, Н. А. Крылова.— М., 1982.

Основы дидактики/Под ред. Б. П. Есипова.—М., 1967.

Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения/Под ред. А. Г, Литвака.—Л., 1983.

Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидя­щих детей/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова, М. И. Земцовой.— М., 1986.

Сретенская В. М. Особенности ослепших детей и учебно-воспитательной.работы с ними в школе слепых//Известия АПН РСФСР.—М., 1959.—Вып. 96.

Толозов М. И. Особенности преподавания физики в школе слепых.— М., 1954.

Тупоногов Б. К- Использование рельефно-графических пособий по биоло­гии и химии.— М., 1985.

Федяй Г. Ф. Сравнительная эффективность форм сочетания слова учите­ля со средствами наглядности на уроках химии в школах для слабовидящих детейу/Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабо-видящих детей/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова. М. И. Земиовой — М, 1986.

Чигринова И. П. Методика преподавания литературы в школах слепых и слабовидящих,— Киев, 1986.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.