КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Содержание и методы обучения
Содержание и методы обучения Программы начальных классов специальных общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам массовой общеобразовательной школы. Вместе с тем эти программы построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих детей, которые проявляются в сфере восприятия, представлений, мышления, речи, движений, ориентировки в пространстве. Это предполагает применение специальных форм и средств обучения, направленных на коррекцию и развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений. В связи с неподготовленностью к школе, обедненностью сенсорного опыта детей в программах по русскому языку и математике первого года обучения расширен подготовительный период. В курсе русского языка в подготовительном периоде начинается работа по формированию представлений на основе обогащения сенсорного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому языку. В курсе математики подготовительный период начинается с занятий поконкретизации представлений о форме, величине, количестве и пространственном положении предметов, привитию навыков работы по инструкции учителя со счетным материалом и иллюстрациями в учебнике, формированию умений ориентироваться в пространстве. На всех этапах обучения математике усилено внимание к выработке навыков устного счета, формированию геометрических представлений, выполнению чертежно-измерительных работ. В программах по «Ознакомлению с окружающим миром» и по «Природоведению» увеличено количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить представления учащихся об окружающей действительности. Программы по изобразительному искусству, физической культуре и трудовому обучению разработаны с учетом особенностей развития школьников и ориентируют на использование специфических средств и форм работы по этим предметам. Особенности программы по изобразительному искусству состоят прежде всего в подборе видов, объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию учащихся. В программе по физической культуре заменены некоторые виды упражнений; изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам; изменены нормативы по формированию навыков зрительно-пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных нарушением зрения. В программах по трудовому обучению подобраны виды занятий по самообслуживанию, техническому и сельскохозяйственному труду. Для этих занятий подобраны виды и объекты труда, способствующие развитию предметно-практической деятельности, обеспечивающие последовательное овладение более сложными видами работ и участие в общественно полезном труде. Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития и компенсации нарушенных функций в процессе обучения проводится в сочетании со специальными индивидуальными и малогрупповыми коррекционными занятиями (ЛФК, ритмика, исправление недостатков речевого развития, развитие зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка). Взаимосвязь этих занятий с обучением общеобразовательным предметам создает оптимальные, условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности учащихся. Во всех программах усовершенствована структура, усилены межпредметные связи, определены и раскрыты коррекционные задачи обучения в школе слепых и слабовидящих применительно к каждому предмету. Настоящие программы по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению являются типовыми, на основании которых составляются республиканские программы. Программы по изобразительному искусству, физической культуре и трудовому обучению являются едиными для всех специальных школ слепых и слабовидящих детей. В эти программы могут быть внесены изменения в подборе видов и объектов труда, рисования, в выполнении практических работ, проведении игровых занятий с учетом национальных и местных особенностей. Занятия по музыке проводятся в соответствии с программой массовой школы. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих начальные классы специальных общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы. Содержание обучения в неполной средней, (основной) школе (V—X кл.) для слепых и слабовидящих детей соответствует содержанию учебной программы массовой школы (V—IX кл.). Поскольку обучение учащихся с нарушением зрения в неполной средней (основной) школе осуществляется в течение 6 лет (в массовой школе 5 лет), производится перераспределение учебного материала по годам обучения. Кроме общеобразовательных задач на этом этапе обучения решаются задачи по коррекции, компенсации и преодолению отклонений в развитии детей. Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, логопедии продолжаются в V классе, по ЛФК в V—VI классах, социально-бытовой ориентировке в V—X классах. Требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих специальную (основную) школу, соответствуют требованиям программ массовой общеобразовательной школы. В X—XII классах школ для слепых и слабовидящих детей сроки и содержание обучения соответствуют срокам и содержанию обучения в X—XI классах массовой общеобразовательной школы. Кроме тех задач, которые стоят перед массовой общеобразовательной школой в этом звене обучения, в школах слепых и слабовидящих решаются задачи по развитию коррекционно-компенсаторных процессов у школьников на более высоком качественном уровне (переключаемость, вариативность в структуре полисенсорного восприятия и др.), формированию приемов и способов самокоррекции и социально-психологической регуляции и адаптации. Переводные экзамены в школах для слепых и слабовидящих не проводятся. После окончания X и XII классов учащиеся сдают государственные выпускные экзамены в установленном порядке. Методы обучения. Существуют разные определения метода обучения. В основном их содержание сводится к тому, что метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования с учетом состояния здоровья. В современной дидактике существуют различные точки зрения на классификацию методов обучения: 1) по источникам, из которых дети получают знания (словесные, наглядные, практические); 2) по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы приобретения новых знаний, закрепления знаний, формирования умений и навыков, проверки и оценки знаний); 3) по характеру преобладающей деятельности учителя и учащихся (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся) и др. Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения непосредственно чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций. Кратко охарактеризуем традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) и специфику их применения. Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции, встречи учащихся с замечательными людьми. Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Учитель следит за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией, усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи. Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяется при изучении многих тем. Он предусматривает правильный подбор фактического материала, изложение, его в строгой логической последовательности с четким разделением на части. В рассказе приводятся строго достоверные факты, предусматривается идейная направленность, используются последние достижения науки, их связь с жизнью. Большое внимание уделяется работе с учебником, печатными текстами и иллюстрациями. В настоящее время все учебники для слепых и слабовидящих издаются со специально подобранными или адаптированными иллюстрациями и дидактическим материалом. Учитывая, что учебники для слепых и слабовидящих отличаются от учебников массовой школы, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с построением этих учебников. Наглядным методам обучения слепых и слабовидящих уделяют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные.предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слепых и слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления. Учащиеся вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слепых и слабовидящих широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения. Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной наглядно-практической деятельности. Проведение учащимися экспериментальных работ в школе является исходным моментом познания протекающих процессов; важным средством доказательства правильности положений, высказанных учителем или почерпнутых из книг и учебников; средством формирования; практических умений и навыков. Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.
ЛИТЕРАТУРА Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. А. Г. Литвака.—Л., 1981. Головина Т. Н. О некоторых особенностях развития осязательного узнавания объектов слабовидящими школьниками//Тезисы.докладов третьей научной сессии по вопросам дефектологии.— М., 1960. .Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика,—М., 1957. Денискина В. 3. Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей.—М., 1988, Ермаков В. П. Обучение слепых и слабовидящих школьников.— М., 1989.. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения.— М., 1973.. Зоричев Д. И. Особенности обучения слепых детей географии.— М., 1950. Книга для учителя школы слепых/Под ред. М. И. Земцовой.— М., 1962. Коваленко Б. И. Основы предметных методик в работе со слепыми детьми,—М., 1936. Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (I—V классы).— М.,. 1967, Крылова Н. А. Методические приемы и способы обучения чтению слабовидящих учащихся подготовительных •классов'//С6вершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П.- Ермакова, М. И. Земцовой.— М., 1986. Моргайлик Л. И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников.— Л., 1982. Об оценке знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей/Сост. Н. С. Костючек, Н. А. Крылова.— М., 1982. Основы дидактики/Под ред. Б. П. Есипова.—М., 1967. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения/Под ред. А. Г, Литвака.—Л., 1983. Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова, М. И. Земцовой.— М., 1986. Сретенская В. М. Особенности ослепших детей и учебно-воспитательной.работы с ними в школе слепых//Известия АПН РСФСР.—М., 1959.—Вып. 96. Толозов М. И. Особенности преподавания физики в школе слепых.— М., 1954. Тупоногов Б. К- Использование рельефно-графических пособий по биологии и химии.— М., 1985. Федяй Г. Ф. Сравнительная эффективность форм сочетания слова учителя со средствами наглядности на уроках химии в школах для слабовидящих детейу/Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабо-видящих детей/Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова. М. И. Земиовой — М, 1986. Чигринова И. П. Методика преподавания литературы в школах слепых и слабовидящих,— Киев, 1986.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |