Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование структуры организации. Понятие организационной структуры




Понятие организационной структуры

ТО. Лекция-7

Мова українська

 

Понять сущность структуры организации помогут следующие представления:

– По-латыни structura означает строение, расположение, порядок;

– В энциклопедическом словаре структура определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях;

– Математический словарь определяет структуру как схему соединения элементов между собой, независимую от количественных характеристик, описывающих эти связи.

Важно подчеркнуть, связи, определяющие структуру, могут быть как интенсивными, так и очень слабыми: это никак не отразится на данной структуре. Следовательно, структура не может быть признана исчерпывающей характеристикой организации. Тем не менее, структура является важнейшей формой, взаимосвязанной со многими характеристиками организации.

Можно выделить:

социальную структуру организации, включающую совокупность работников, объединенных по принципу образования, пола, возраста, профессий;

кадровую структуру, определяющую подбор и расстановку сотрудников организации, их квалификацию;

коммуникационную структуру как совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информации, и др.

Но наиболее важной в структуре организации выступает ее структурауправления или организационная структура, которую можно определить следующим образом.

Управленческая структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, представляющая собой упорядоченную совокупность субъектов управления (подразделений и должностей) и связей между ними.

Отметим, организационная структура определяет формальные задачи, формальные взаимоотношения и формальную координацию деятельности сотрудников организации. Это означает, что определяющими являются вертикальные связи структуры. Именно поэтому ряд авторов отождествляет организационную структуру с вертикальной структурой организации. Однако последний термин не совсем точен, поскольку не учитывает горизонтальное разделение труда, которое также должна отражать структура.

 

Выделим факторы, определяющие структуру управления, и принципы, лежащие в основе формирования структуры.

Разделение труда. В организации существует вертикальное и горизонтальное разделение труда. Это обстоятельство анализировалось в курсе экономической теории, а также фрагментарно – в предыдущем выпуске «Менеджмента». Рассмотрим разделение труда с позиции основополагающих принципов построения структуры организации.

Принцип иерархии организации определяется вертикальной дифференциацией труда по уровням управления, как показано на рис 3.1. Высший, средний и низший уровень управления могут включать различное число подуровней управления. Иерархия означает, что властные полномочия менеджеров распространяются с более высокого уровня управления на более низкий. При этом менеджер более высокого уровня может делегировать – передавать часть своих задач и полномочий – на более низкий уровень управления. Представления об особенностях делегирования являются очень значимыми, они будут рассмотрены в одном из последующих выпусков нашего курса, а также в учебной дисциплине «Организационное поведение».

  Высший уровень управления  
...
N
     
  Средний уровень управления  
...
М
   
  Низший уровень управления  
...
К

Рис. 3.1. Вертикальное разделение труда.

 

Горизонтальное разделение труда отражает, с одной стороны, степень дифференциации, с другой – степень интеграции выполняемых в организации работ.

Предельной степенью специализации является поточное производство: на конвейере работник может выполнять одну единственную операцию. Однако в этом случае имеют место негативные последствия разделения труда, на которые обратил внимание еще А. Смит. «Человек, – писал А. Смит, – вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций… не имеет случая в необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность и становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо». Узкая специализация, таким образом, может оказывать разрушительное воздействие на личность работника, становится тормозом на пути повышения производительности труда.

В настоящее время разделение труда качественно меняет свой характер, превращаясь из эволюционного в революционный, когда наука становится необходимым компонентом производства. На уровне одного предприятия это приводит к изменению функций совокупного рабочего: сокращаются исполнительские функции, связанные с затратами физической энергии, и увеличиваются функции, связанные с затратами умственной энергии. Соотношение затрат умственного и физического труда становится главным показателем научно-технического прогресса. Все это, как указывают ряд специалистов, приводит к тому, что существует некий порог специализации операций, причем как на рабочем месте, так и внутри производственного цикла, а также между отдельными подразделениями. Другими словами, разнообразие работ, укрупнение технологических операций может приводить к повышению производительности труда. Горизонтальная специализация взаимосвязана со следующим принципом.

Принцип специализации определяет степень различия между подразделениями организации (дифференциацию) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграцию). Специализация отражает функционализацию организации, т.е. разделение сфер деятельности между подразделениями организации.

Выполнение отдельных функций неотделимо от их контроля. На проблему охвата контролем работников организации акцентирует внимание следующий принцип.

Принцип нормы управляемости, т.е. установление числа сотрудников, непосредственно подчиненных одному менеджеру.

Разработкой оптимальной нормы управляемости занимались многие исследователи, особенно представители его административной школы. Еще в 1933 году В.С. Грейчунас рассчитывал количество взаимосвязей, находящихся под контролем менеджера. Нормы управляемости, по расчетам Д. Вудворд, для предприятий с различными масштабами производства, приведены в табл. 3.1.

Табл. 3.1.

Уровень менеджмента Производство (количество сотрудников на 1 мнеджера)
    Единичное Серийное Массовое
Высший      
Низший      
           

 

Приведенные цифры могут быть использованы лишь в качестве ориентира, они могут варьироваться в зависимости от типа организации. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижается эффективность и оперативность управления. Принятие научно обоснованных норм управляемости затруднено в виду большого количества факторов, воздействующих на масштаб управляемости:

– характер выполняемых работ (творческий, рутинный);

– стабильность организации;

– опыт работы и квалификация сотрудников;

– степень регламентации действий сотрудников;

– необходимость взаимодействия с другими отделами организации;

– количество, уровень личных контактов менеджеров с подчиненными;

– наличие и качество техники коммуникации.

Схемы узкой и широкой нормы управляемости представлены на рис. 3.2.

      Руководитель        
                           
                           
                           

а) Широкая норма управляемости.

            Руководитель 1        
                           
                           
    Руководитель 21       Руководитель 22  
                           
                           
                           
                                     

б) Узкая норма управляемости.

Рис. 3.2. Норма управляемости организации.

Принцип централизации и децентрализации указывает на характер концентрации властных полномочий на верхних или нижних уровнях управления, соответственно.

Централизация требует одновременно сокращения числа уровней управления. Соотношение между централизацией и децентрализацией во многом определяется социально-психологическими аспектами управления организацией. В последующих разделах будут обсуждаться такие категории как «философия управления», «организационная культура», «управление персоналом» и др., непосредственно связанные с рассматриваемым принципом.

Принцип правовой регламентации – отражает правовые нормы, условия и порядок функционирования организации. Правовая регламентация отражает создание того или иного подразделения с позиций производственной необходимости, но не с позиций наличия каких-то собственных целей у аппарата управления отдельным подразделением. Принцип отражает установки, решения вышестоящих органов, распределяющих обязанности и ответственность за их выполнение.

Принцип департаментализации – группирование специализированной деятельности в организации.

Департамент, по-английски, означает отдел, ведомство. Департаментализация означает разделение на отделы или группировка деятельности организации. Такая группировка может осуществляться вокруг результата деятельности или вокруг ресурсов организации.

В ряде работ по менеджменту управленческая структура отождествляется с депараментализацией. Такой подход вполне оправдан: понятие структуры в классическом представлении, как уже отмечалось, определяет наличие связей между элементами организации, но не дает характеристику этим связям. Другой подход выделяет департаментализацию как один из основополагающих принципов проектирования структуры. Это означает, что помимо построения традиционных управленческих структур организации, ориентированных на группирование работ, для описания структуры необходимо охарактеризовать связи, в соответствии с перечисленными выше принципами.

Представляются перспективными и тот и другой подходы. Важно лишь понимать, что вкладывается как в понятие управленческая структура, так и что представляют собой формальные связи в этой структуре.

В дополнение к перечисленным принципам, можно выделить следующие правила построения организационных структур:

– организационная структура должна быть предельно проста и обозрима, что упрощает кооперацию усилий сотрудников организации;

– линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, двойное подчинение возможно лишь в крайних случаях;

– координацию и контроль всей деятельности осуществляет высшее руководство;

– каждый работник должен иметь должностную инструкцию, в соответствии с положением в структуре организации;

– организационная структура должна предусматривать адаптацию к внешним условиям, т.е. возможность быстрой перестройки, реорганизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.