КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права
Принцип законности - конституционный принцип. Он закреплен в ряде статей Конституции (ст. 4,13,15,17-19 и др.), а также в международных правовых актах. Общеправовой нормой является ч. 2 ст. 15: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Уголовно-правовое и уголовно-исполнительное содержание принципа законности выражено в ч. 1 ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» и в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, согласно которой Российская Федерация обеспечивает законность применения средств исправления. В уголовно-исполнительном праве законность при исполнении наказания закреплена в качестве основополагающего принципа уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В соответствии с принципом законности только УИК РФ определяются: - основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера; - права и обязанности осужденных исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания; - порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; - порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; - порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; - порядок освобождения от наказания; - порядок оказания помощи освобождаемым лицам; - порядок соотношения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами; - действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени. Принцип законности нашел, в частности, отражение в ст. 10-15 УИК РФ, определяющих основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, правовое положение осужденных. Указанный принцип нашел свое выражение также в ст. 7 УИК РФ, в которой устанавливаются основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, правовое положение осужденных. «Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, - говорится в ней, - является приговор либо изменяющие его определения или постановления суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии». Примером воплощения этого принципа служит и ч. 2 ст. 12 УИК РФ, устанавливающая, что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на конституционном статусе граждан России, поэтому и ограничения прав осужденных должны также устанавливаться законом. Это следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данного положения вытекают следующие требования принципа законности: 1) ограничения правового статуса осужденных не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами; 2) ограничения не могут определяться законами субъектов РФ. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации, что гарантирует единство законности на всей ее территории; 3) обеспечение приоритета конституционных прав и свобод человека и гражданина перед нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства. Это требование обусловлено тем, что впервые в Конституции РФ закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18). Например, Конституционный Суд РФ, исходя из указанного принципа, постановлением от 16 октября 1995 г. признал неконституционными положения ст. 124 Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в части приостановления выплаты трудовых пенсий пенсионерам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Этот судебный прецедент был воспринят Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, в ч. 7 ст. 12 которого установлено: «Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации»; 4) строгое соблюдение заключенных Россией международных договоров, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Например, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) нашла свое отражение в УИК РФ. Согласно ч. 3 ст. 3 УИК РФ «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». Требование законности несовместимо с аналогией. Если гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно из общих начал и смысла гражданского законодательства, то есть исходя из принципов данной отрасли права, то применение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства по аналогии не допускается. Реформирование уголовно-исполнительной системы и соответствующего законодательства неизбежно влечет за собой пробелы в законе, восполнение которых относится к исключительной компетенции законодателя. В других отраслях законодательства (например, в гражданском, семейном, трудовом) средствами устранения пробелов служат аналогия закона и аналогия права. Нередко законность отождествляется с законопослушанием, с точным и неукоснительным исполнением предписаний закона. В последние годы высказывается иное суждение: сама по себе правоприменительная, законопослушная деятельность - это еще не законность. По этому поводу Л.С. Явич и С.А. Комаров справедливо замечают, что содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону13. Некоторые авторы выступают против слепого поклонения закону, приводят в доказательство примеры законов, принятие которых имело последствия криминогенного характера (запрет производства абортов, ограничение продажи спиртных напитков, установление мнимых преступлений, подобных уклонению от уплаты налогов, и т. п.)14. В связи с этим вносятся предложения включить в понятие законности так называемых правовых законов и признаки «неправовых законов», отдавать предпочтение целесообразности перед законностью из-за сложных социально-экономических условий в стране. Такие суждения ничего общего не имеют с объективным содержанием принципа законности. Для законности характерны следующие черты: а) всеобщность законности, заключающаяся в ее обязательности как для государственных, судебных органов, общественных объединений, так и для осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; б) единство законности, состоящее в выполнении ее требований в сфере исполнения наказаний на всей территории России; в) верховенство Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов в области исполнения уголовных наказаний; г) неотвратимость реализации законности - пресечение любых нарушений уголовно-исполнительного закона, от кого бы они ни исходили. Всякое нарушение установленного порядка отбывания наказания есть одновременно и нарушение законности. Правопорядок в уголовно-исполнительной системе - это реализованная в уголовно-исполнительных правоотношениях законность. Иными словами, правопорядок достигается не иначе как через обеспечение законности; д) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Необходимо подчеркнуть, что законность и есть высшая целесообразность. Законность предполагает учет целесообразности. В уголовно-исполнительном законодательстве немало норм, имеющих педагогическое содержание, требующих проявления мастерства воспитателя, творческой инициативы, принятия решений по оценке поведения осужденного, а в некоторых нормах прямо заложены схемы управленческих решений (например, ст. 82-105 УИК РФ). И если при этом учесть, что не все основные средства исправления осужденных в полном объеме регулируются нормами уголовно-исполнительного права (воспитательная работа, общественно полезный труд, общественное воздействие, общее образование), то станет ясно, что мы имеем дело с обстоятельствами, которые в определенной мере способствуют примату целесообразности над законностью. Однако в любых случаях соображения целесообразности должны учитываться на основании и в рамках только уголовно-исполнительного закона; е) неразрывная связь законности и правовой культуры. Обеспечение законности в процессе исполнения наказаний во многом зависит от правовой культуры работников УИС и знания основ российского законодательства осужденными; ж) мера государственного принуждения (наказание) не является юридической гарантией законности, напротив, законность выступает гарантией правомерности применяемого принуждения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |