КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует общепризнанный принцип международного права, который закреплен в ст. 19 Конституции РФ
Принцип гуманизма закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991), Конституции РФ, Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ. Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Согласно ч. 2 данной статьи никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Указанное конституционное положение детализируется и развивается в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В ст. 29 Основ говорится, что испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы, не допускаются. Этот принцип закреплен также в других статьях Конституции РФ. Так, в ст. 20, закрепляющей право каждого на жизнь, говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела в суде с участием присяжных заседателей. Часть 2 ст. 26 констатирует, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Можно привести и другие примеры: ч. 2 ст. 37 ( о запрещении принудительного труда); ч. 1 ст. 41 (о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь); ст. 43 (о праве каждого на образование); ст. 54 (об обратной силе закона: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет»). Реализация указанного принципа в уголовно-исполнительном законодательстве России отвечает международным стандартам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (своего рода «Великой хартии» прав осужденных) отмечается, что заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку лишают его свободы (пр. 57). Кроме того, в них записано: «Режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства» (пр. 60). Гуманизм уголовно-исполнительного права диалектически противоречив: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой - осуществлять принудительную ресоциализацию преступника. С учетом этого обстоятельства реализация рассматриваемого принципа в уголовно-исполнительном праве многоаспектна: 1) принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В ст. 1 УИК РФ указывается на примат цели исправления как наиболее гуманной из целей наказания по отношению к осужденному; 2) определяя правовое положение осужденных, уголовно-исполнительный закон подчеркивает: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний» (ч. 1 ст. 10 УИК РФ); 3) уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (ч. 3 ст. 3 УИК РФ); 4) осужденные имеют право наличную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности (ст. 13 УИК РФ); 5) гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления. Ряд существенных изменений в этом плане внес УИК РФ, воспринявший нормы международного права, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Так, изменение условий содержания в пределах одного исправительного учреждения дополняется элементами прогрессивной системы отбывания наказания путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (например, из исправительных колоний общего и строгого режима в колонию-поселение). Осужденным к лишению свободы могут быть разрешены выезды за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами и на время ежегодного оплачиваемого отпуска. Время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего или высшего профессионального образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия; 6) в прямой связи с принципом гуманизма находится выделение в изучаемом законодательстве норм, регулирующих исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних и женщин. Многие рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с несовершеннолетними осужденными и женщинами реализованы в российском законодательстве. Речь прежде всего идет о Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде, а также о Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990). Руководящие принципы исходят из того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется (п. «е» ч. 5 разд. I). Таким образом, правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному представлению, основано не на снисхождении к преступникам молодежного возраста, а на таких ответных мерах, которые поощряют процесс изменения поведения, помогая молодому человеку почувствовать ответственность за свои поступки и понять, как они отражаются на других, а также способствуют социальной интеграции несовершеннолетнего, а не отчуждению его от общества. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, обращают внимание на то, что наказание должно осуществляться в условиях, обеспечивающих соблюдение прав человека. Следует гарантировать претворение в жизнь программ, которые поддерживали бы здоровье осужденных, воспитывали у них чувство ответственности и формировали взгляды и навыки, которые, в свою очередь, помогли бы им развивать свои возможности как членам общества. С учетом изложенного российское уголовно-исполнительное законодательство в воспитательных колониях устанавливает обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Для несовершеннолетних осужденных предусмотрена повышенная норма жилой площади в расчете на одного человека, питание и одежда предоставляются им бесплатно, для них создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливается повышенная норма питания. Они привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 24 рабочих дней. Согласно Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (п. 2.4.5) исполнение наказания в отношении женщин и несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, должно основываться на международных нормах, требующих учитывать их физиологические и возрастные особенности, а также роль женщин, которую они традиционно выполняют в обществе. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными выделяют насущные нужды беременных женщин и женщин с детьми. Так, в пр. 23 отмечается, что «женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами. Там, где это возможно, следует заботиться о том, чтобы роды происходили не в тюремном, а в гражданском госпитале. Если же ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в метрическом свидетельстве». Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает организацию домов ребенка в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. Администрация исправительной колонии может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка на срок до одного года, если ему исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года (ст. 100 УИК РФ). Осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Женщинам не назначаются смертная казнь, пожизненное лишение свободы и отбывание наказания в колониях особого режима. Они отбывают наказание в основном в исправительных колониях общего режима, а в колониях строгого режима - только при особо опасном рецидиве преступлений. Им предусмотрена повышенная норма жилой площади, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принцип демократизма выражается: а) в признании осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. Государство берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивать их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний; б) участии органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; в) учете общественного мнения в вопросах, связанных с совершенствованием уголовно-исполнительного законодательства и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; г) развитии общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы; д) обеспечении объективной информацией граждан и общественных объединений о реальных условиях отбывания наказания осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы; е) демократизации управления уголовно-исполнительной системой. Этот принцип нашел отражение и закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, УИК РФ (ст. 12) устанавливает право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Принцип демократизма проявляется также в выборе осужденным языка обращения и переписки, свободе совести и свободе вероисповедания, осуществлении контроля общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, запрещении проводить кино-, фото- и видеосъемку осужденных без их письменного согласия. Решая вопросы изменения вида исправительного учреждения, законодатель предусматривает возможность перевода осужденного в колонию-поселение из исправительных колоний общего и строгого режима только с его согласия в письменной форме. Закрепление в УИК РФ категории «законные интересы осужденных» свидетельствует о стремлении законодателя к расширению диспозитивных начал правового регулирования, что, несомненно, способствует реализации принципа демократизма. Например, перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется с его согласия (ст. 73 УИК РФ). О расширении диспозитивных начал свидетельствует увеличение количества норм, регулирующих режим отбывания наказаний, которые предполагают обязательный учет мнения осужденного как необходимого условия возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом его прав и обязанностей. В УИК РФ таких норм в три раза больше, чем в ИТК РСФСР 1970 г. Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России предусматривает реформирование организации управления на основе сочетания централизованного и территориального управления с рациональным разграничением их компетенции. При этом территориальным органам УИС будет делегировано решение многих вопросов, связанных с исполнением наказаний без изоляции осужденных от общества, кадровым обеспечением и производственно-хозяйственной деятельностью исправительных учреждений. Расширяется участие органов исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации в деятельности уголовно-исполнительной системы, повышается их ответственность. Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей положения настоящей Декларации, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Конституционный принцип равенства граждан перед законом отражает положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, провозгласивших принцип равенства перед законом в качестве основного принципа, в соответствии с которым «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима» (пр. 6). Содержание принципа равенства осужденных перед законом представляет собой совокупность трех основных элементов: равенства в законе, равенства перед законом, равной защиты законом. Нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от указанных выше признаков. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Так, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов уголовно-исполнительный закон предусматривает льготные условия отбывания наказания. В данном случае принцип равенства осужденных перед законом корректируется реализацией принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Однако реализация анализируемого принципа, как в уголовном, так и уголовно-исполнительном праве нередко не достигает своей цели. В уголовном праве, например, имущественное неравенство значительно влияет на назначение наказания. В УК РСФСР I960 г. существовал прямой запрет на замену штрафа лишением свободы, и наоборот (ст. 30). Действующий УК РФ такого ограничения не имеет, напротив, значительное количество санкций Особенной части содержат альтернативу им. В частности, за такие преступления в сфере экономики, как кража, мошенничество, присвоение или растрата, предусматриваются штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест либо лишение свободы (ст. 158,159,160 УК РФ). Таким образом, за одно и тоже преступление состоятельные преступники приговариваются к штрафу, а неимущие жертвуют личной свободой. В связи с этим заметим, что Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ установил: в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части (ч. 5 ст. 46) УК РФ. Уголовно-исполнительное законодательство содержит нормы, которые устанавливают неравенство осужденных в самом законе. Так, общая норма, определяющая, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, выделяет категории осужденных, на которых это правило не распространяется. Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений (ч. 3 ст. 73 УИК РФ), что, несомненно, увеличивает объем карательного воздействия. Осужденный, не имеющий собственных средств, не может, например, воспользоваться правом выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами или оплатить дополнительные лечебно-профилактические услуги. В настоящее время в отдельных исправительных учреждениях страх и невежество в вопросах распространения ВИЧ-инфекции нередко приводят к дискриминации ВИЧ-инфицированных осужденных, которая выражается в их физической и социальной изоляции. Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Свобода религиозных убеждений является одним из основных прав человека. Вера помогает некоторым осужденным изменить свое отношение к преступной деятельности. Важно, чтобы религиозные убеждения не становились средством дискриминации при решении вопроса о степени исправления осужденного и представлении его к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким его видом.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |