Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции современного естествознания

 

Планы семинарских занятий

 

Печатается по решению кафедры философии и культурологи РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2008

 

 

Авторы: Веревская П.А., Силенко С.В.

 

 

Планы семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» предназначены для использования на практических занятиях студентами всех специальностей. Задача данного курса заключается в формировании представлений у студентов об основных этапах развития естествознания; теоретических дискуссиях в области физики, химии, астрономии, биологии; о мировоззренческом и прикладном значении достижений естествознания. Содержат вопросы семинарских занятий, основную и дополнительную литературу, список тем докладов и рефератов.

 

Введение.

 

 

Планы семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» предназначены для использования на практических занятиях студентами всех специальностей. Студентам предлагается изучать курс в соответствии с вопросами, предложенными для рассмотрения в рамках каждой темы.

Для ознакомления с основными проблемами курса рекомендуется пользоваться указанными в списке основной литературы учебными пособиями. Для получения более подробной информации по каждой теме нужно обращаться к дополнительной литературе, списки которой приводятся в соответствии с тематическими разделами. Использование дополнительной литературы особенно необходимо для подготовки докладов и рефератов. Список тем докладов и рефератов представлен в конце данного пособия.

Задача данного курса заключается в формировании представлений у студентов об основных этапах развития естествознания; теоретических дискуссиях в области физики, химии, астрономии, биологии; о мировоззренческом и прикладном значении достижений естествознания.

Большое значение для формирования мировоззренческой ориентации современного человека имеет обсуждение проблем, связанных с вопросами о возможностях и границах научного познания; о происхождении жизни и Вселенной; о роли научно-технического прогресса; о нравственной составляющей научной деятельности. Знакомство с конкретными достижениями современной науки позволит студенту сделать собственный мировоззренческий выбор.

Содержание курса определяется поставленными задачами. В распределении материала курса реализован принцип единства исторического и логического: рассмотрение основных естественнонаучных проблем осуществляется в контексте исторического развития науки.

Структура курса включает несколько проблемных блоков: проблемы развития и существования науки в целом; общий обзор развития естествознания; основные проблемы математики как основы естествознания; проблемы физики, химии, биологии; основные положения синергетики; проблемы биоэтики и биотехнологий; глобальные проблемы, вызванные научно-техническим прогрессом.

Задачи курса могут быть успешно решены при условии систематической работы студента, как под непосредственным руководством преподавателя, так и в самостоятельной форме путем изучения дополнительной литературы.

 

 


Основная литература:

 

1. Концепции современного естествознания. под ред. Самыгина С.И.

Р/нД., 2007.

2. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. Ратников В.П. М., 2007.

3. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2002.

4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 1998.

5. Гусейнов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания.

М., 2004.

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2005.

7. Волощенко В.Ю. Словарь основных понятий и терминов естествознания. Таганрог 2001.

8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2007.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2005.

10. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания. СПб., М., Краснодар, 2004.

 

Тема 1. Наука в системе культуры.

 

1. Понятие и происхождение науки.

2. Соотношение науки с другими видами духовной деятельности (религией, искусством, философией).

3. Особенности научного познания.

4. Особенности развития современной науки.

 

Дополнительная литература:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

3. Философия современного естествознания. Под ред. Лебедева С.А. М., 2004

4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Р/нД., 2005.

5. Хорган Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001.

6. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007. Часть 1, п.1.

7. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

9. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

 

10. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

11. Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М., 2003.

12. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

13.Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

14. Структура и развитие науки. М., 1978.

15. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

16. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

 

 

Тема 2. Специфика естественнонаучного знания.

 

1. Основные разделы естествознания. Диапазон явлений, доступных естественнонаучному исследованию.

2. Естествознание – как фундаментальная основа технологий.

3. Основные положения современного естествознания: системный подход, космологический принцип, антропный принцип, принцип глобального эволюционизма.

4. Проблема двух культур: естественнонаучной и гуманитарной культур.

 

 

Дополнительная литература:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

2. Кузнецов В.Н., Идлис ГМ., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

3. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

4. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М., 2000.

5. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

6. Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999.

7. Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.

8. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М., 1993.

9. Философия современного естествознания. Под ред. Лебедева С.А. М., 2004. Глава 11.

10. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: учеб. пособие. М., 2004.

11. Хазен А.М. Разум природы и разум человека. М., 2000.

12. Илларионов С.В. Антропный принцип: содержание и спекуляции. // Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

13. Сутт Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. М., 1976.

14. Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.

15. Структура и развитие науки. М., 1978.

Тема 3. Структура научного знания.

 

1. Понятия дифференциации и интеграции науки. Проблема классификации наук.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования:

а) эмпирические методы (наблюдение, измерение, эксперимент) и формы знания (научный факт, описания, первичные классификации);

б) теоретические методы (абстрагирование, идеализация, формализация, дедукция, индукция, анализ, синтез) и формы знания (теория, гипотеза, закон).

3. Типы моделирования:

а) математическое моделирование;

б) компьютерное моделирование.

 

Дополнительная литература:

1. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Р/нД., 2005

4. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007. Часть 1, п. 2-4.

5. Илларионов С.В. «Мысленные эксперименты» и их роль в развитии физики. // Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

6. Структура и развитие науки. М., 1978.

7. Капица П.Л., Эксперимент, теория, практика. М., 1987.

8. Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия и моделирование. М., 1984.

9. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

10. Кедров Б.М. Классификация наук. В 2-х тт. М., 1989.

11. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

13. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

14. Илларионов С.В. Научный метод как выражение духа науки. // Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

 

Тема 4. Эволюция европейского естествознания.

 

1. Исследование природы в античности.

2. Исследование природы в эпоху Средневековья и Возрождения.

3. Классическое и неклассическое естествознание.

 

 

Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания М., 2003.

2. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания М.,- Воронеж 2004.

3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки Р/нД., 2005.

4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

7. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

8. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

9. Фантоли Аннибале. Галилей: В защиту учения Коперника и достоинства святой церкви. М., 1999.

10. Соломатин В.А. История науки: учебное пособие. М., 2003.

Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982

11. Структура и развитие науки. М., 1978.

12. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. Л., 1989.

13. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М., 2000.

14. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

15. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. (Наука XIV – XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.

 

 

Тема 5. Математика и действительность.

 

1. Этапы развития математического знания. Математизация естествознания.

2. Роль неевклидовых геометрий в развитии естествознания.

3. Проблема существования в математике.

4. Специфика математического знания.

 

Дополнительная литература:

1. Кузнецов В.Н., Идлис ГМ., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996

2. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М., 1984

3. Александров П.С. Что такое неевклидова геометрия? М., 2007

4. Перминов В.Я. Философия и основания математики. М., 2001

5. Бурбакин Н. Очерки по истории математике. М., 2007

6. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

7. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М., 1984.

8. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., 1986.

9. Карнап Р. Философские основания физики. М., 2003. Часть 3.

10. Колмогоров А.Н. математика в ее историческом развитии. М., 1991.

11. Эвристическая роль математики в физике и космологии. Л.,1975.

 

 

Тема 6. Физика – как фундаментальная наука.

 

1. Место физики в системе естествознания.

2. Понятие физической реальности:

а) структурные уровни организации материи (макромир, мегамир, микромир);

б) типы физических взаимодействий.

3. Основные концептуальные модели природы в классической физике: корпускулярная и континуальная; близкодействие и дальнодействие; динамические и статистические закономерности.

 

Дополнительная литература:

1. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004.

3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

4. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.

5. Липкин А.И. Структура оснований физического знания в контексте научных революций. М., 2001

6. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982

7. Энштейн И., Инфельд Л., Эволюция физики. М., 2000.

8. Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989.

9. Спиридонов О.П. Фундаментальные физические константы. М., 1991.

10. Карнап Р. Философские основания физики. М., 2003. Часть 4.

11. Илларионов С.В. Проблема реальности в современной физике. // Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

12. Философия современного естествознания. Под ред. Лебедева С.А. М., 2004. Гл. 2, 4.

13. Капра Д. Дар физики. СПб., 1994.

14. Гудков Н.А. Идея «великого синтеза» в физике. Киев, 1990.

15. Девис П. Суперсила. М., 1989.

16. Единство физики. Новосибирск, 1993.

17. Панченко А.И. Философия.Физика. Микромир. М., 1988.

18. Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.,1979.

19. Мякишев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М., 1973.

20. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. М., 1988.

 

 

Тема 7. Физические картины мира.

 

1. Механистическая картина мира – основа классических представлений: обоснование гелиоцентризма, классическая механика, классическая термодинамика.

2. Электромагнитная картина мира: формирование электромагнитной теории Дж. К. Максвелла, разработка понятия поля.

3. Квантово-релятивистская картина мира – возникновение неклассических представлений:

а) предпосылки формирования данной картины мира;

б) концепция квантово-волнового дуализма.

в)принципы квантовой механики: неопределенности, дополнительности, соответствия.

 

Дополнительная литература:

1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

3. Кузнецов В.Н., Идлис ГМ., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

4. Бьеркен Дж. Д. Релятивистская квантовая теория. Новокузнецк, 2000.

5. Липкин А.И. Структура оснований физического знания в контексте научных революций. М., 2001.

6. Спиридонов О.П. Фундаментальные физические константы. М., 1991.

7. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М., 1985.

8. Энштейн И., Инфельд Л., Эволюция физики. М., 2000.

9. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007. Часть 2.

10. Чолпан П.Ф. Курс физики: методологические и философские вопросы. Киев 1990.

11. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., 1990.

12. Поппер К. Квантовая теория и раскол в физике. М., 1998.

13. Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира. М, 1985.

14. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.

15. Луи де Бройль. Революция в физике. М., 1965.

16. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX века до середины XX века. М., 1979.

17. Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. М.,1972

18. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982.

 

 

Тема 8. Развитие физики в XX веке.

 

1.Развитие представлений о пространстве и времени в теории относительности А.Эйнштейна.

2. Исследование строения атома и атомного ядра.

3. Классификации и свойства элементарных частиц.

 

Дополнительная литература:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002

2. Философские проблемы физики элементарных частиц. М., 1995.

3. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004

4. Энштейн И., Инфельд Л., Эволюция физики. М., 2000.

5. Липкин А.И. Структура оснований физического знания в контексте научных революций. М., 2001.

6. Спиридонов О.П. Фундаментальные физические константы. М., 1991.

7. Аксенов Г.П. Причина времени. М., 2001.

8. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.

9. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1999.

10. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007. Часть 2.

11. Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира. М, 1985.

12. Чолпан П.Ф. Курс физики: методологические и философские вопросы. Киев 1990.

13. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982

14. Грибанов Д.П. Философские взгляды А. Эйнштейна и развитие теории относительности. М., 1987.

15. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы: частицы, поля, заряды. М., 1988.

16. Канке В.А. Формы времени. Томск, 1984.

17. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М., 1982.

18. Азимов А. О пространстве и времени. М., 2004.

19. Аксенов Г.П. Причина времени. М., 2001.

 

Тема 9. Космологические модели Вселенной.

 

1. Основные проблемы космологии.

2. Модели строения Вселенной: теория «тепловой смерти», модель Эйнштейна, модель горячей Вселенной, модель Большого Взрыва.

3. Структура Вселенной: Солнечная система, звезды, галактики.

 

Дополнительная литература:

1 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002

2. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., 1990

3. Витязев А.В., Печерникова Г.В., Сафронова В.С. Планеты земной группы (происхождение и ранняя эволюция). М., 1990.

 

4. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982.

5. Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М., 1988.

6. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981.

7. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

8. Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. М., 1984.

9. Агекян Т.А. Звезды, галактики, метагалактика. М., 1982.

10. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

11. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука П. Рождение астрономии. М.,1991.

12. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1999.

13. Павленко А.Н. Современная космология. М.,1997.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант.М.,1994.

15. Розенталь И.Л. Вселенная и частицы. М., 1990.

16. Человек, космос, эволюция. М.,1992.

 

 

Тема 10. Синергетика – теория самоорганизации.

 

1.Понятие сложной неравновесной системы. Статистический смысл энтропии.

2.Свойства самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность.

3. Междисциплинарное значение синергетики.

 

Дополнительная литература:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002

2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы 4. философии науки. Р/нД., 2005

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2000.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 2000.

5. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1991.

6. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

7. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М., 2003.

8. Глейк Дж. Хаос: Создание новой науки. СПб., 2001.

9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

10. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.

11. Самоорганизация в природе и обществе. Под ред. В.Н. Михайловского. СПб., 1994.

12. Дульнев Г.Н. Введение в синергетику. СПб., 1998.

13. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов.

14. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.

15. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1990.

16. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малицкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

 

 

Тема 11. Химия – наука о веществе.

 

1. Этапы развития химии: донаучный, классический, неклассический.

2. Учение об атомно-молекулярном строении вещества.

3. Основные направления современной химии: структурная химия, учение о химических процессах, эволюционная химия. Самоорганизации в химических системах.

 

Дополнительная литература:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002

2. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004

3. Азимов А., Краткая история химии. М., 2002

4. Пиментел Дж., Кунрод Дж. Возможности химии сегодня и завтра. М., 1992

5. Дамцев А.А. Философия и химия. Р/нД., 1991

6. Пиментел Дж., Кунрод Дж. Возможности химии сегодня и завтра. М., 1992.

7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы на вопросы. М., 1997.

8. Данцев А.А. Философия и химия. Р/нД., 1991.

9. Химия и мировоззрение. М., 1986.

10. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.

11.Браун Т., Лемей Т. Химия в центре наук. М., 1983.

12. Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). М., 1986.

13. Возникновение и развитие химии с древних времен до XVII века. М., 1980.

14. Философия современного естествознания. Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.

 

Тема 12. Биология – наука о живом.

 

1.Формирование биологического знания: от натурфилософии - до теоретической науки.

2. Фундаментальные теории биологии: теория клеточного строения живого вещества, теория наследственности, синтетическая теория эволюции.

3. Уровни организации живой природы. Свойства живого.

 

Дополнительная литература:

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002.

2. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004.

3. Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь, 1993.

4. Гранд Б. Эволюционный процесс. Критический отбор эволюционных теорий. М., 1991

5. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М., 1987

6. История биологии. С древнейших времен до начала ХХ века. М., 1972

7. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978

8. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

9. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

10. Новиков Г.А. Очерки истории экологии животных. Л., 1980

11. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002.

12. Дарвинизм: история и современность. М., 1988.

13. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев, 1990.

14. Райт Р.Т. Биология сквозь призму веры. М., 1994.

15. Рьюз М. Философия биологии. М., 1997.

16. Сойфер В. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. М., 1993.

17. Корочкин Л.И. Введение в генетику развития. М., 1999.

18. Шмальгаузен И.И. Вопросы дарвинизма. М., 1990.

 

Тема 13. Проблема происхождения жизни.

 

1. Мировоззренческое значение проблемы происхождения жизни. Дискуссионность вопроса о биогенном или абиогенном источнике жизни.

2. Теории происхождения жизни:

а) теория креационизма;

б) теория самопроизвольного зарождения жизни;

в) теория стационарного состояния;

г) теория панспермии;

д) теория биохимической эволюции.

 

Дополнительная литература:

1. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004.

2. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. М., 1988.

3. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002.

4. Серебровская К.Б. Сущность жизни: история поиска. М., 1994.

5. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.,1994.

6. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

7. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М., 1980.

8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М., 1995.

9. Руттен М. Происхождение жизни. М., 1973

10. Мир вокруг нас. М., 1983.

11. Югай Г.А. Общая теория жизни. М., 1985.

12.Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции. М., 1991.

13. Философия современного естествознания. Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.

 

 

Тема 14. Биоэтика и биотехнологии.

 

1. Генная инженерия – основа разработки биотехнологий. Этический аспект использования биотехнологий.

2. Понятие и модели биоэтики.

3. Либеральная и консервативная модели биоэтики о развитии биотехнологий.

 

Дополнительная литература:

1. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания. М.,- Воронеж 2004

2. Введение в биоэтику. М., 1998

3. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

4. Азимов А. Краткая история биологии. М., 2002.

5. Биотехнология. М., 1984.

6. Дубинин Н.П. Очерки о генетике. М., 1985.

7. Вакула Р.Л. Биотехнология: что это такое? М., 1980.

8. СассойА. Биотехнология: свершения и надежды. М., 1987.

Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. М., 2004.

9. Медицина и права человека. М., 1992.

10. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

11. Биомедицинская этика. Под ред. Покровского В.И. М., 1997.

12. Поттер В.Р. Биоэтика. Мост в будущее. Киев, 2002.

13. Лопухин Ю.М. Биоэтика: избранные статьи и доклады. М., 2003.

14. Кендрю Дж. Нить жизни. М., 1968

 

Тема 15. Естествознание и глобальные проблемы современности.

 

1. Биосферный уровень организации живого. Понятие ноосферы.

2. Космические циклы и эволюция биосферы.

3. Место человека в эволюции биосферы. Техногенная цивилизация как источник экологических, энергетических, климатических проблем.

 

Дополнительная литература:

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

2. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

3. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М., 2000.

4. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.

5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. М., 1998.

7. Человек, космос, эволюция. М., 1992.

8. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

9. Хазен А.М. Разум природы и разум человека. М., 2000.

10. Кочергин А.Н. Экология и техносфера. М., 1993.

11. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии.

12. Философия современного естествознания. Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекція № 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.