КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекція № 3
Мудрость как начало, предполагающее порядок и упорядоченность, отводит особое значение чувству меры и справедливости, и содержит в себе совокупность управленческих импульсов, которые, по сути, направлены на то, чтобы задать те или иные параметры порядка. Вспомним античное наставление: стремящийся к мудрости должен поступать сообразно природе вещей, следовать всеобщему логосу, понимаемому и как закон, и как слово, и как судьба. Софистика, так же как и «демагогия» вскоре получили негативную окраску. Понятием демагогия стал обозначать не процесс руководства, а многословие, связанное с тем, чтобы склонить людей на сторону предлагаемого решения или посредством демагогических упражнений снискать снисхождение. Демагогия стала означать прием манипуляции в целях осуществления нужного выбора. Обратим особое внимание на очень актуальное для наших дней замечание Аристотеля. Великий мыслитель считал, что для достижения высокой культуры необходим досуг, а, следовательно, и сама культура доступна не всякому, а только свободному гражданину. В век индустриализации человек исчерпал себя как производитель физической энергии, но значимость его в качестве разумного и интеллектуального существа во многом возросла. Современная жизнь соткана из решения сложных организационных и управленческих задач, а культура признается весомой составляющей успеха и в целом свидетельствует о степени цивилизованности отношений в обществе. Состояние культуры – это своеобразный диагноз тому или иному обществу, организации, коллективу, семье и пр. Усиление роли культурного воздействия всегда рассматривалось как важный показатель прогресса, признавалось в качестве одной из главных детерминант человеческой деятельности. Специфика естественнонаучной культуры и особенности гуманитарной культуры ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ Материал к лекции 1. Темы рефератов к итоговому зачёту 1. Научное и ненаучное знание. Виды ненаучного знания. 2. Сциентизм и антисциентизм. 3. Натурфилософия и ее роль в становлении естествознания. 4. Атомизм и его развитие в естествознании. 5. Возникновение экспериментального метода. 6. Мировоззренческое значение физики. 7. Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон. Формирование основ классической механики. 8. Основы термодинамики. 9. Квантовая физика и ее мировоззренческое значение. 10. Развитие взглядов на пространство и время в истории естествознания. 11. Антропный принцип и его значение в познании Вселенной. 12. Черные дыры и возможность их косвенного наблюдения. 13. Проблема происхождения Солнечной системы. 14. Порядок и хаос в синергетике. 15. Процесс эволюции с точки зрения синергетики. 16. Социальная синергетика и ее перспективы. 17. Алхимия и ее роль в науке. 18. Основные положения учения Ч. Дарвина. 19. Критика теории Ч. Дарвина. 20. Физические и химические основы явлений наследственности. 21. Возможности и перспективы генной инженерии. 22. Факторы, вызывающие мутации на генном уровне. 23. Этические проблемы генной инженерии. 24. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. 25. Проблема появления человека на Земле. 26. Угроза экологической катастрофы и возможность ее избежать. 27. Проблема социальной ответственности ученого.
Наука в современной культуре занимает центральное место, но как следует понимать культуру? В широком смысле культура понимается как «мир искусственного» ‑ вторая, «очеловеченная» природа, включающая в себе все то, что произведено совместными усилиями человечества, в противовес миру природы как миру естественного. Культура предстает как совокупность материальных и духовных ценностей, специфически человеческий образ жизни, как совокупный надбиологический опыт. Культура направлена на социализацию индивида, формирование из него полноценной личности, она включает в себя специфически человеческую общность норм, традиций, обычаев и нравов. При раскрытии сущности культуры оформились следующие концепции. Во-первых, культуру рассматривают с точки зрения ее предметно-ценностного наполнения в контексте сокровищ мировой культуры. С таким пониманием связана “аксиологическая ( ценностная) концепция” культуры. Во-вторых, культуру понимают как способ жизнедеятельности общественно развитого человека, культивирование его деятельных способностей - что отражено в “деятельностной концепции культуры”. Деятельностная концепция культуры указывает на человека как творца мира культуры, а также на сам процесс деятельности и технологии, благодаря и посредством которых совершенствуется мир искусственного, второй очеловеченной природы.В-третьих, культура понимается как знаковая система, несущая собой совокупность информации об истории, мире и человеке - это «семиотическая или информационно-знаковая концепция культуры». В-четвертых, культура предстает как то, что позволяет отличить образованного человека от варвара, что указывает на духовное богатство личности, возможности ее совершенствования. В этом суть “личностной концепции” культуры. Обратим внимание и на то, что этимологически культура означает возделывание (culture - от лат/ возделывание). Культивирование содержит в себе программу целенаправленного воздействия на объект, т.е. управления им. Управление, в свою очередь, предполагает операции и этапы видоизменения системы, процесса или ситуации, т.е. культуру. Античность заставляется нас обратить внимание на два феномена. Во-первых, это софисты ‑ платные учителя мудрости, во-вторых, такое явление как демагогия «demagogia» (demos – народ, ago – веду). Напомним, что первоначально понятием «демагогия» обозначается искусство управления людьми, руководство народом. Именно от демагогии, т.е. умения посредством слова убеждать, воздействовать на сознание и разум, вести за собой народные массы, зависело как признание оратора, так и то или иное начинание. Отсюда расцвет ораторского искусства, спрос на услуги платных учителей мудрости-софистов, умеющих равно успешно как доказывать, так и опровергать, что позволяло образованному человеку всегда превзойти необразованного. Софисты умело применяли искусство аргументации. Считается, что софистическая аргументация, способствуя активному выявлению малейших противоречий в рассуждениях и доводах, стояла у колыбели европейского способа мышления и формальной логики. Фигуры софистики ‑ софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоретического освоения противоречий. Софистика занимает законное место проблемообразующего момента, вскрывает логические тонкости мышления, обращает внимание на то, что объем понятия в словесном материале может быть выражен гибко и неоднозначно. Софистику определяют как совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения дел, признаются истинами, не подлежащими критик и, пересмотру [1]. Фигуры софистических опровержений - софизмы могут содержаться в любых сферах познавательной деятельности, они применимы и в настоящее время. Свое право как доказать, так и опровергнуть софисты основывали на том, что нормы общественной жизни существуют не от природы, а по установлению, а, следовательно, они подвижны и весьма условны. Поэтому культура управления неизбежно сталкивается с проблемой выбора критериев правильного управления. Это задача актуальна и поныне. На примере деятельности софистов очень хорошо понятна связь слова мудрость и мудрствование, последнее имеет негативную окраску. Мудрить и мудрствовать означает хитрить и выдумывать. Естествознание и естественнонаучная культура в самом широком смысле означает знание природы (естества), т. е. основанное на научных достижениях системное представление о природе, принципах и закономерностях ее развития. Естествознание понимается как комплекс дисциплин, направленных на отражение природных закономерностей. Иными словами естествознанием называют науки о природе, объектом исследования является мир природы. Если объект естествознание трактуется предельно широко – это природа с учетом всех уровней ее организации (микро-, макро-, мега) и типов материальных систем, то в качестве предмета естественных наук предстают более узкие ее сегменты, выделенные соразмерно исследовательским задачам. Еще в античности для обозначения той части знаний, которые сосредоточены на изучении природы, существовал специальный термин «натурфилософия». Древнегреческие натурфилософы были по большей части учеными, изучающими многообразие природных явлений. Термин физика («фюзис») переводился с древнегреческого как природа и имел латинский аналог – natura, поэтому физика и натурфилософия воспринимались как синонимы. «Греческое чудо», как называли античную цивилизацию, состояло в наличии математики, астрономии, механики, физиологии, географии, анатомии и медицины и прочих научных знаний, впитавших в себя исторический опыт познания мира. Античная наука, по мнению Дж. Бернара[2], носила математико-механический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение науки от философии, вычленение особых предметных областей и методов. Итак, начиная с античных времен изучение природы мыслилось как первостепенное занятие, поэтому естественные науки и по сей день отличаются высоким статусом и авторитетом лидирующих дисциплин. Уже первым натурфилософам, обратившим свои взоры к природе, она казалась царством упорядоченности и закономерности. Начальной ступенью исследования считалось наблюдение или «живое созерцание». За ним следовало описание, обобщение, методологическая процедура объяснения создавала возможность прогноза и предсказания. Открытие законов, постижение закономерностей природы, познание истины провозглашалось основной целью естественно-научных дисциплин. Естественные науки, к которым причисляют физику, химию, геологию, географию, мнерологию, астрономию, биологию, зоологию, ботанику, физиологию, анатомию и пр., направлены на раскрытие объективных, независящих от человека закономерностей развития природы и универсума, выявление причинной взаимосвязи явлений. В качестве важнейших принципов они используют принципы причинности, детерминизма, объективности и развития. Естественнонаучная культура опирается на закономерности, выявленные естествознанием, и предполагает, что человек в своих воззрениях на мир видит в нем упорядоченную, причинно обусловленную цепь явлений, подчиненную закономерностям. Естественнонаучная культура предполагает знание «азбуки», т.е. основ и оснований естественнонаучных дисциплин и наиболее важных научных открытий. Естественнонаучную культуру отличает логика, рациональность, доказательность. Она с необходимостью вбирает в себя строгие критерии научности, такие как объективность, интерсубъективность, общезначимость, непротиворечивость, проверяемость, предметность, достоверность, обоснованность и др. Ученый - представитель классической науки всегда стремился к отысканию истины, ее аргументированному и обоснованному выражению на языке формул, абстракций и аналитических схем. Основанием естественнонаучной культуры является научная картина мира, построенная на основе совокупных данных множества наук. Естественнонаучные дисциплины внутренне дифференцированы и обладают внутренней иерархией. Науки о природе делятся на две большие группы. Первая - включает в себя науки о явлениях природы: физика, химия, физиология, механика, с признанием лидирующей роли физики. Вторая - науки о предметах природы: геология, география, минерология, ботаника, зоология, астрономия и пр. Различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Исторически сложилось так, что исследованию специфики естественных наук и конкретно-научной методологии уделялось больше внимания, нежели наукам социально-гуманитарного профиля. Вместе с тем в понятие наука помимо естественных наук включены также науки социально-гуманитарного профиля (например, история, социология, лингвистика, философия, филология и пр.) и также технические науки. Таким образом, следует выделять три ветви науки: естественные, общественные (или социально-гуманитарные) и технические, которые имеют свою специфику и свою предметную область. Анализ соотношения наук о природе и наук об обществе показывает, что, во-первых, не состоятельна абсолютизация естественнонаучного знания как эталонного, а, во-вторых, не допустима дискредитация ни социально-гуманитарных, ни технических наук. Так например, анатомия выступает как дисциплина естественнонаучного цикла, но она необходима в иститутах и академиях художеств. Как отмечал еще английский философ Д. Юм, «анатом показывает нам самые отвратительные и неприятные предметы, но его наука полезна живописцу для начертания образа даже Венеры или Елены; пользуясь самими богатыми красками и придавая своим фигурам самые грациозные позы, живописец все же должен обращать внимание на внутреннюю структуру человеческого тела, на положение мускулов и строение строение костей, на назначение и форму каждого члена или органа»[3].
[1] Петров М.К. Софистика//Филосоская энциклопедия. М., 1970, Т. 4. [2] Бернар Дж. Наука в истории общества. М.,1956. [3] Д.Юм. Исследование о человеческом познании//Сочинения. В 2-х т., М., 1968. Т. 2, с. 12-13. Тема: Самоосвіта як засіб підвищення ефективності навчальної та наукової діяльності студентів. 1. Раціональні прийоми самостійного навчання та їх роль у підвищенні ефективності навчальної та наукової діяльності студентів. 2. Форми роботи з книгою в університеті. 3. Бібліотека університету і правила користування її фондами.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |