Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы убеждения при дискуссионно-диалоговом общении

Руководитель должен в совершенстве владеть стратегией и тактикой убеждения. Убеждения или аргументация представляет основную стадию диалогического общения, в которой происходит противоборство мнений, проявляются личностные качества партнеров, взаимно оцениваются сильные и слабые стороны собеседников.

Помимо этой стадии в диалогическом общении различают стадии: начало - передачу информации - аргументацию - нейтрализацию возражений - принятие решений и финал.

Целями стадии аргументации являются: изменить уже сформированное у противоположной стороны мнение или закрепить его; критически проверить положения и факты, изложенные собеседников; смягчить противоречия, наметившиеся до диалога.

Диалог в стадии аргументации может реализоваться в двух конструкциях: в доказательной, когда требуется нечто обосновать и в контраргументации, когда опровергаются тезисы противоположной стороны.

Руководитель должен знать и использовать в дискуссии методы убеждения, отмеченные многими психологами:

1. " Фундаментальный " - заключается в обосновании доводов неоспоримыми фактами и сведениями. В этом смысле проводимый цифровой материал, факты, точные даты являются вескими аргументами;

2. Извлечения выводов " - построен на логической обоснованности доказательств. Шаг за шагом строится цепь рассуждений, приводящих к требуемому результату. Можно использовать только при безупречном логическом мышлении;

3. " Сравнения " - дает возможность перехватить инициативу в диалоге и перейти в наступление;

4. " Да - но " - спокойно согласившись с доводами выступающего, можно перейти контрнаступление. Непременным условием успеха является отличная осведомленность оппонента в вопросе;

5. " Кусков " - состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные его части: полностью достоверные факты, спорные положения и ошибочные взгляды. При этом целесообразно не касаться сильных аргументов, а ориентироваться на слабые стороны речи и попытаться опровергнуть именно их;

6. " Игнорирования " - когда собеседник приводит неопровержимые доказательства и факты, согласиться с которыми тактически не выгодно, тогда ценность их можно проигнорировать, встав в оборонительную позицию дипломатического молчания;

7. " Потенцирования " - в контрнаступлении смещаются акценты, сделанные ранее выступавшим собеседником. В соответствии со своими интересами оппонент выдвигает на первый план то, что его устраивает, как бы не замечая всего остального. Смещение акцентов в диалоге сродни постановке запятых в письме, от которых диаметрально противоположно меняется смысл изречения. (Напр.: "Казнить нельзя помиловать");

8. " Выявления противоречий " - основан на тщательном анализе высказываний собеседника, если подготавливается контраргументация. Если же один из партнеров в диалоге сам собирается что-то доказать, то противоречия выявляются в предварительном мысленном споре с самим собой. Метод является оборонительным;

9. " Видимой поддержки " - после того, как собеседник изложил свои аргументы, вы берете слово, и к его изумлению не опровергаете его, а как бы приходите на помощь, приводя новые доказательства в пользу его точки зрения. Но делается это только для видимости, чтобы усыпить его бдительность. "Вы забыли упомянуть еще о том, что... (следует ряд примеров в пользу высказываний говорившего), но так как..." (здесь наносится контрудар);

10. " Опроса " - состоит в постановке тщательно и заранее продуманных вопросов по теме разговора. Метод применим при заведомо известном предмете диалога. В глубокой древности с успехом использовался Зеноном Элейским. Тактика заключается в том, чтобы, построив батарею вопросов - "ударную силу" диалога, заставить собеседника противоречить самому себе;

11. " Выведения " - основан на постепенном смещении акцентов с последующим изменением существа дела. Его следует отличать от самопроизвольной потери тезиса разговора, что свойственно неискушенным спорщикам. Здесь уклонение от темы протекает целенаправленно и планомерно. Для этого нужно заранее знать соприкосновенные вопросы и аргументации собеседника, чтобы при удобном случае именно на них перенести удельный вес разговора;

12. " Бумеранга " - метод ненадежен в качестве аргумента в серьезной дискуссии, но дает возможность использовать прием собеседника против него же. (Например, собеседник привел в качестве примера нелепое положение, в котором он однажды оказался, и закончил речь словами: "Я никогда не боюсь посмеяться над собой". "В этом Вы всегда найдете много единомышленников", - вставил его оппонент. Хохот присутствующих заглушил ответ).

 

Залог успеха управленческого общения (по Бальтасару Гриануэ)

Общаться с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседы - изысканно приятным обучением! Смотри на друзей как на наставителей и сочетай пользу от учения с наслаждением от беседы.

Имей разумных помощников. Преимущество власть имущих - окружить себя людьми выдающегося ума, которые извлекают их из пути невежества, а в любом затруднении выигрывают за них спор. Прибегать к помощи мудрых - свойство великих. В "слуг" обращайте тех, кого природа наделила превосходством, помогите им раскрыться!

Менять приемы, даже отвлечь внимание, тем паче враждебное. Однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой, труднее ту, что кружит.

Не начинать с чрезмерных надежд. Когда что-либо не в меру восхваляется, то чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть - трудно.

Не гнаться за многим, стремиться к глубине. Суть величия не количество, а качество. Превосходное всегда единолично редко, чего много - тому цена невелика. Вот и среди людей: великаны ростом могут быть карлики умом. Некоторые ценят книги по объему, словно книги пишутся для упражнения рук, а не головы. Распространяясь только вширь, не выйдешь за пределы посредственности.

Знать свои главные достоинства. Развивать лучшую из своих способностей, не забывая об остальных. Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, если бы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие: у одних преобладает ум, у других - доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.

Вовремя прекратить удачную игру. Уметь достойно отступить так же важно, как важно наступать. Когда совершенно достаточно, когда достигнуто много - подведи черту. Непрерывное везение всегда подозрительно: более надежно - перемещающееся. Кисло-сладкое вкуснее сплошной сладости. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыпается и рухнет.

Не восторгаться сверх меры. Избегай превосходных степеней, дабы не исказить картину и не прослыть глупцом. Захваливать, расточать восторги - признак ограниченности понимания и вкуса. Похвалы возбуждают любопытство, разжигают желание, и ежели достоинства затем окажутся ниже твоей оценки - а обычно так и случается - обманутое ожидание отомстит за обман презрением - и к тому, кто восхвалял. Человек благоразумный сдержан, он охотней прослывает с купцом, чем мотом. Превосходное редко: будь же умерен в восторгах.

Настолько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всем - внутри должно быть больше, чем снаружи. Есть люди с одним фасадом, как дома, недостроенные за недостатком средств: по входу - дворец, по жилью лачуга. На "пристанище" не надейся, толковать с ними не о чем - после встречи и приветствий смолкают речи.

Будь благоразумно отважным. Мертвого льва даже зайцы лягают.

Сдерживать себя. Не должно перед всеми без разбору красоваться, тратить силы сверх надобности. Ни умом, ни доблестью не бросайся попросту. Добрый сокольничий не пошлет на добычу больше соколов, чем надобно. Не выставляй на показ все, что имеешь - назавтра уже никого не удивишь.

Умей отказывать. Не следует всем и во всем уступать. Это столь же важно, как и уметь уступать. Тем более важно для тех, кто повелевает. Тут помни про манеру: у одних "нет" звучит любезней, чем у других "да". Послащенный отказ легче проглотить, чем сухое согласие. Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле. Не надо и отказывать наотрез - это значить рвать узы преданности. Пусть остаются надежды, они умерят горечь отказа.

Обновляй свою краску - "привилегия феникса". И превосходное стареет, а с ним - его слова. Привычка умоляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость.

Дозволять себе мелкие небрежности. Иной огрех - лучшая рекомендация достоинствам. Зависть охотно прибегает к остракизму - чем несправедливей, тем единодушней. Самому совершенству она поставит в упрек его безупречность, ни в чем, не сыскав изъяна, осудит все.

Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься. Сомнения в удачу у того, кто действует, становится уверенностью в неудачи у наблюдателя, тем паче соперника. Если в пылу страсти разум сомневается, то, когда страсть остынет, он осудит свой поступок как явную глупость.

Поддерживать ожидания, неустанно питать их. Пусть от тебя ждут много - выгоднее играть крупно. Не выкладывая с первого хода все на личность. Важный прием игры - знать меру, когда открывать свои силы, свои знания и опережать надежны.

Обзаводиться друзьями. Дружба - второе бытие. Всякий друг для друга своего хорош и умен: меж друзьями все улаживается. Человек стоит столько, во сколько его ценят, а путь к устам лежит через сердце. Нет сильнее чар для друга, чем добрая услуга. Лучший способ заслужить дружбу - выказать ее. Большая и лучшая и часть того, чем мы богаты, зависит от других.

В дни благоденствия готовиться к черным дням. Разумен, кто летом запасается на зиму: можно не торопиться, милости даются не дешево, "друзей" - множество. Хорошее сбереги на черный день, когда все дорожает и во всем не хватка. Имей в запасе друзей и должников: придет день и весьма кстати окажется тот, кого нынче не ценишь.

Не будь не преступным. Нет человека столь совершенного, чтобы никогда не понадобился ему совет. Кто никому не внимает - глупец неисправимый. Будь ты семи пядей во лбу, а все же умей выслушать дружеский совет.

Избегай тех, в чьем обществе ты проигрываешь, - то ли потому, что они слишком хороши, то ли, что слишком дурны. У кого достоинств больше, того больше уважают, он будет играть первую роль, - ты вторую, и похвала перепадет тебе разве что от его излишков.

Не обмануться в людях. Это род заблуждений самый опасный и самый обычный. Лучше обмануться в цене, чем в товаре, а уж тут-то особенно важно видеть насквозь. Понимать жизнь и разбираться в людях - далеко не одно и то же. Великая премудрость - постигать характеры и улаживать настроения.

Факторы результативности деятельности руководителя
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Рассмотрим кратко качества управленческой деятельности во всех сферах системы непрерывного образования. Начнем с первого звена непрерывного образования – ДОУ. Результативность руководителя ДОУ включает в себя четыре фактора: опыт работы в качестве руководителя; личные качества; образование в области управления; желание работать руководителем в ДОУ.

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из современных педагогических профессий. Она возникла в ХVII-ХVIII вв. появились первые педагогические дошкольные учреждение. В Европе, в том числе России, такие учебные заведение первоначально прогнозировались для детей сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества. Затем возникли платные частные детские учреждения куда приходили играть и занимаются дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми проводили сними игры, занятия, то есть выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по разному: руководителями, учителями, наставниками, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.

1840 г.-год, который ознаменовался в историческом педагогике тем, что Ф. Фребель (1782-1852) выдающийся немецкий педагог дал своему дошкольному заведению (1837) в городе Бланкенбурге название – детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждение, но и его значение, а именно: обучение матерей при помощи практического руководства и показа приемов правильного воспитания детей.

Подготовка руководящего состава дошкольных работников осуществляется на факультетах дошкольного воспитания педагогических вузов. В системе профессиональной подготовки организаторов дошкольного воспитания важное место занимает курс “Управление дошкольным образованием”.

Различные факторы, влияющие на управление дошкольным образовательным учреждением:

Структурные факторы (логичность) Ÿ Плановость, Ÿ бюджетное финансирование, Ÿ принятие решения, Ÿ наставление, Ÿ контроль.
Активизирующие факторы (творческий подход) Ÿ Мотивирование, Ÿ информирование, Ÿ совершенствование организации, сотрудничество, Ÿ управление по ситуации.
Результат управления

Структурные факторы управления требуют к себе рационального подхода, логичности, объективности и систематичности. Владение активизирующими факторами предполагает наличие творческого подхода, знания в области человеческого поведения, чувства ситуации и проблемы. Хороший результат управления возможен только тогда, когда руководитель владеет ситуациями управления и достигает благодаря этому равновесие в использовании структурных и активизирующих факторов. Хорошее управление делами может обеспечить эффективную деятельность лишь на коротком отрезке времени. Современные руководители довольно хорошо используют структурные факторы, и в то же время их готовность к применению активизирующих факторов весьма низка.

Активизирующие факторы относятся к процессу управления людьми, структурные - к области технических навыков. Доля факторов, относящихся к процессу управления, может расти за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. Следует отметить, что во всех задачах управления большое значение имеет умение строить межличностные отношения.

Профессиональные и личные качества администратора и воспитателей, обеспечивающих успех в ДОУ: а) уровень социальной зрелости личности, б) профессиональная ориентация, в) социально – психологическая ориентация личности, г) деловые качества человека, д) интеллектуально – психологические возможности работника, е) исследовательская активность, ж) коммуникативные свойства человека, з) эстетические установки человека, и) способности перестраиваться психологически.

Сервисно-маркетинговая философия управления
в школе

Сегодня единообразие типов учебных заведений нарушено, на базе школ создаются: гимназии, лицеи, комплексы, центры. Не преследуя цели дать точное определение, отметим, что «гимназия» - это заведение, дающее повышенный уровень образования, широкое гуманитарное образование и ориентирующее своих выпускников (11 класс) на продолжение учебы в Университетах. Имя «колледж» - чаще всего присваивают образовательному заведению, дающему, помимо среднего образования, те или иную профессию. С названием «лицей» в последнее время происходит значительная путаница. Вне всяких сомнений - это тип среднего учебного заведения; однако лицеями называют и элитарные школы и бывшие профессионально-технические училища. слова «центр» и «комплекс» в названии образовательного заведения обычно указывают на наличие того или иного объединения (школа + детский сад, школа + учреждение дополнительного образования и т.д.). Еще одно имя в палитре многоцветия – «авторская школа». Авторскими в системе образования называют школы, работающие преимущественно по авторским образовательным программам, созданным в школе или по заказу школы.

Деятельность по управлению учебно-воспитательной деятельностью в школе значительно отличается от работы руководителей учреждений или промышленных предприятий. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и конечный результат - развитие личности школьника.

В практике работы школы имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное и др. Все они связаны между собой, проникают друг в друга, и их порой трудно дифференцировать. Однако главное, что определяет их назначение в школе,— это то, что все они должны быть направлены на осуществление ее ведущей общественной функции, на решение ею задач воспитания и образования. Вероятно, поэтому школоведение — сложившаяся область знаний — рассматривает управление школой как интегративный процесс.

Другая особенность школы как объекта управления заключается в том, что все виды управления, осуществляемые в школе, не являются рядоположенными. Согласно основной социальной задаче школы доминировать в ее работе должно воспитание и обучение. Отсюда следует, что среди других видов управления в школе должно доминировать управление воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника.

Главной структурой в школе является управленческая структура (планирование - организация- руководство - контроль) и управленческие связи. Вспомним суть понятия управления - это деятельность субъектов, обеспечивающее целенаправленност ь (то есть ясность того образа, который хотят создать, того результата, который хотят достичь к определенному сроку) и … организованность, то есть интегративность усилий и действий людей. Именно эти два фактора, прежде всего, и являются системообразующими, объединяющими. В основе управленческой деятельности лежит вышеназванная структура. Если идея актуальна, реалистична и направлена в будущее, то она тут же становится частью самого управления и вне его уже не существует. (См.: Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой-М.:Издательский центр «Академия», 2002.-С.129)

Сервисное понимание управления школой нацеливает управленцев не на командование школой и не на простую трансляцию решений, принимаемых «наверху», а на обслуживание школы в интересах ее успешного функционирования и развития, на создание наиболее благоприятных условий для эффективной, высокомотивированной совместной деятельности всех членов общешкольного коллектива. Организуя разработку планов и программ, в частности - программ развития школы, подготовку и принятие важных решений, совершенствуя структуру школы, мотивацию деятельности педагогов, осуществляя своевременный и не нарушающий прав и свобод учителей контроль, система внутришкольного управления оказывает управляемым объектам необходимые и весьма ценные управленческие услуги. Есть школы, отдельные классы в которых спрофилированы. Эти школы отличаются тем, что учащимся в них дается допрофессиональная подготовка по какой-либо специальности, например, по медицине, экономике и бизнесу, юриспруденции, военному делу, сельскому хозяйству и т.п. В настоящее время вырисовываются три направления совершенствования школьного управления:

1) совершенствование посредством коренного изменения системы управления школой;

2) совершенствование путем радикальных изменений в пределах существующей системы управления;

3) совершенствование внутришкольных механизмов управления. (См.: Назмутдинов В.Я. Управление обучением, воспитанием и развитием личности / В.Я. Назмутдинов, Д.Ф. Амиров, А.Ф. Ибрагимов / Под общей редакцией А.Н. Хузиахметова.-Казань: РИУ «Школа», 2004.- С.9).

Школа закладывает тот базовый интеллектуальный потенциал, который позволит ее воспитанникам непрерывно адаптироваться к новым социально-экономическим и социокультурным условиям жизни. Особенно это актуально в современных условиях рыночной экономики. И от того, в какой мере будут соблюдены этногенетические, этнокультурные, этносоциальные традиции, как они будут закреплены на всех последующих “этажах” системы непрерывного образования, зависит воспитание граждан нового поколения, способных не только нести ответственность за реформы, но и быть их активными лидерами, проводниками, исполнителями.

Социальная психология и педагогика всегда уделяли особое внимание проблемам управления учебно-воспитательным процессам. Эти проблемы особенно обострились в последнее десятилетие, когда многообразие форм собственности создало благоприятную среду, позволяющую учебным заведениям наиболее полно реализовать свои образовательные и воспитательные возможности в системе многоуровневого, непрерывного образования.

В современных, условиях руководители: всех типов учебных заведений, главной проблемой которых стало взаимоотношение с рынком труда, работают над совершенствованием не только образовательного процесса, но и решают проблемы адаптации своих преподавателей и учащихся (студентов) к новым условиям рыночной экономики. Выполнение учебными заведениями этих усложненных функций невозможно без психологических и педагогических исследований, технологий управления и обучения педагогической деятельностью.

Совершенствовать управление учебно-воспитательным процессом вуза обеспечивают и функции профессиографического мониторинга.

Под мониторингом понимают активный систематический контроль путём наблюдений, отслеживания, измерения и оценки. Рассмотрим эти функции.

1. Информационно-оценочная дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, обеспечить обратную связь. На этой основе происходит участие в управлении педагогическим процессом, анализируется эффективность воспитания и обучения.

2. Поисково-исследовательская предполагает участие в мониторинге различных субъектов образовательного процесса (преподаватели, управленческий аппарат). Она способствует повышению профессиональной культуры, побуждает к более глубокому изучению подготовки студентов, анализу своего педагогического труда.

3. Формирующая функция: внедрение профессиографического мониторинга в работу высших учебных заведений позволит более эффективно осуществлять процесс формирования личности будущего педагога, знать его сильные и слабые стороны. Опираясь на результаты мониторинговой оценки, преподаватели и декан факультета смогут подобрать методы и приемы индивидуального воздействия на каждого студента.

4. Коррекционная – тесно связана с предыдущей функцией, предполагается фиксация непрогнозируемых, неожиданных результатов образовательной работы. Коррекционная функция поможет устранить возникшие негативные позиции в профессиональном становлении специалиста.

5. Системообразующая. Требования научности любого вида мониторинга предусматривают его организацию и проведение на основе системы подхода.

6. Прогностическая. Мониторинг способствует прогнозированию дальнейших тенденций развития образовательного процесса и внесения соответствующих корректив. Это создает предпосылки к совершенствованию процесса образования.

Профессиографический мониторинг в вузе включает следующие этапы: исходно-диагностический; адаптационный; стабилизирующий; перспективно-развивающий; экспертный. Все они структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл.

Исходно-диагностический этап осуществляется в общеобразовательной школе, подготовительных курсах вуза.

Адаптационный реализуется в образовательном процессе вуза. В него входят: формирование устойчивой установки на приобретение профессиональных знаний и умений через знакомство с требованиями ГОСТа по специальности; работа кураторов и деканата по созданию педагогических условий для успешной адаптации студентов к образовательному процессу факультета; распределение индивидуальных обязанностей студентов в каждой учебной группе по направлениям учебной и общественно полезной деятельности; определение исходного индивидуального и группового рейтинга студентов.

В стабилизирующий этап входят: стабилизация проявлений профессиональной мотивации в учебной деятельности и при прохождении педагогической практики; предварительная дифференциация профессиональных интересов студентов; устранение возможных причин, тормозящих развитие объекта мониторинга; определение индивидуального и группового рейтинга студентов.

Перспективно-развивающий этап: прогнозирование дальнейших тенденций развития обследуемого объекта; формирование устойчивой системы профессиональных знаний и умений; определение индивидуального и группового рейтинга студентов.

На экспертном э тапе определяются уровни: устойчивости профессиональной направленности интересов студентов; профессионально-педагогической готовности специалиста по деятельностному и личностному компонентам. Анализируются динамика индивидуального и группового рейтинга в течение всего периода обучения в вузе и результаты ГАК, определяется соответствие избранных целей и задач мониторинга его результатам (См.: Силина С. Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах, Педагогика № 7, 2001.- С. 47-53).

Изучение условий повышения эффективности управления подготовкой студентов в высшем педагогическом учебном заведении можно рассматривать в следующих аспектах:

Первый аспект. Изучение субъекта управления - управленческих работников (руководство вуза) и тех, кто осуществляет процесс обучения (профессорско- преподавательский состав). Содержанием этого аспекта является изучение личности руководителей, стиля их управления, коллегиальности в управлении, а также вопросов ответственности, авторитета, престижа, компетентности и правомочий руководителей и преподавателей.

Второй аспект. Изучение предмета управления - сущности, структуры, закономерностей, движущих сил и

условий управления.

Третий аспект. Изучение объекта управления — деятельности студенческого коллектива. В это направление входит изучение социальных позиций студентов, их ценностных ориентаций в сфере познания и педагогической практики, общественной активности, уровня подготовки и усвоения материала, бюджета времени, социально-психологического климата в группах.

Четвертый аспект. Изучение отношений между субъектом и объектом управления, которые реализуются, главным образом, в процессе педагогического взаимодействия преподавателя и студенческой группы.

Пятый аспект. Изучение психолого-педагогического (профессионально-педагогическая подготовка) и специального циклов; разработка и внедрение сквозных учебных программ, информатизация обучения, совершенствование педагогической практики; составление научно-обоснованного расписания; применение технических средств обучения. (См.: Орлов А.Н. Управление воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении / А.Н. Орлов.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.- С.17).

Управление деятельностью студентов — это целесообразная' сознательная творческая работа преподавателя, исходящая из конкретной цели, связанная с выработкой решения, организацией, регулированием, получением и использованием информации. Определение цели управления необходимо не только для развития вуза в целом, но и отдельных его структурных компонентов: факультетов, отделов, кафедр и т.д.

В системе управления образованием должны планироваться следующие изменения: введение вневедомственной системы контроля за качеством образования, создание устойчивой связи системы образования с рынком труда, развитие нормативно-правовой базы вузов, расширение прав руководства вузов в управлении внутренними финансовыми потоками. Для вузов необходимо расширение прав как юридического лица для повышения экономической самостоятельности, и расширение интеграции вузов с целью повышения качества образования. Требует интенсивного развития система информационных материалов по деятельности вузов, составу имеющихся в стране учебных материалов, методик, средств обучения…

В настоящее время вырисоовываются три направления совершенствования вузовского управления: совершенствование посредством коренного изменения системы управления вузом; совершенствование путем радикальных изменений в пределах существующей системы управления; совершенствование внутривузовских механизмов управления.

Отличительные черты управления учебным процессом

Всякое управление – есть, прежде всего, управление личностями и коллективом. Управление личностями и педагогическим коллективом – есть интегрирующее направление управленческой деятельности учебного заведения в целом. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся (студентов) и отдельного учащегося (студента) для достижения заданных результатов обучения.

Отличительные черты управления учебным процессом заключаются в следующем: сознательное планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции; наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (студент); динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое; надежность, т. е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса; устойчивость – способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внешние и внутренние возмущения.

В процессе управления усвоением знаний преподавателю нужно установить, научились ли студенты делать выводы, критически анализировать полученные сведения; знать, как усваивают они материал учебника, хватает ли им времени на усвоение и т. д. Для реализации процесса обучения необходима такая теория, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального.

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований: формулирование целей обучения; установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения; получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предполагает определение: содержания обратной связи – выделение совокупности контролируемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории, которая принимается за базу при составлении обучающих программ; частоты обратной связи.

Управленческая проблема с учётом педагогических рисков

Поскольку педагогическая деятельность - процесс коллективный, важно обеспечить реализацию следующих функций: руководить коллективной деятельностью, интегрировать накопленные знания и адаптировать их к решаемой задаче, создавать общий язык, согласовывать разноголосицу понятий и точек зрения. Это важное условие организации и эффективного осуществления управленческой деятельности, включения научных знаний и опыта в диагностику разнообразных проблемных ситуаций и поиска путей выхода из них.

Управление в условиях педагогического риска - экстремальный вид деятельности, направленный на уменьшение негативных воздействий на результаты учебной деятельности. В процессе работы педагог накапливает своего рода банк данных, с помощью которого он может разрешать сложные педагогические проблемы:

а) выявляет уровень риска педагогической ситуации, в положительном разрешении которой полной уверенности нет;

б) решает, какой уровень риска приемлем в той или иной ситуации;

в) ищет приемы, условия или способы, позволяющие минимизировать негативное влияние.

Уровень педагогического риска возрастает, если управленческая деятельность сопровождается конфликтами.

Процесс управления подобными ситуациями предполагает 2 этапа: подготовительный и экстремальный.

На первом определяется возможность педагогического риска, варианты и наихудший из них, вероятность его наступления. Целесообразно построить матрицу оценки педагогических рисков, где отражаются потенциальные стояния этой опасности. В каждую клеточку данной матрицы заносятся количественная и качественная оценки: первая отражает возможные нежелательные последствия в чувствительных точках, вторая - вероятность нежелательного события, вызванного этим воздействием.

После того как определены и проранжированы возможные последствия педагогического риска, разрабатывается гибкий план управления. В нем необходимо четко определить, где, как и с чего начинать, чтобы среагировать немедленно, какова последовательность управленческих действий и операций, позволяющих обеспечить возврат образовательного процесса к нормальному функционированию в случае их нарушения.

План должен предусматривать критерии, позволяющие судить о выходе управляемого процесса за предусмотренные рамки. Таковыми могут быть стандарты специальности, уровень обученности учащихся (студентов), психологические критерии эффективности учебного процесса - запас знаний, сформированность учебной, практической деятельности и т.п. Разумеется, план управления должен предусматривать механизмы корректировки.

Основная опасность при управлении в условиях педагогического риска заключается в низком выходе высокоинтеллектуального «продукта», в подготовке специалистов, не способных адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, неконкурентоспособных на рынке труда.

Разрешение любой управленческой проблемы требует знания структурно-функциональных звеньев, отражающих ее внутреннюю сущность. Это значит, предвидеть реальное или ожидаемое состояние дел в области образовательной практики, которое ее не удовлетворяет; знать, что необходимо и возможно; намечать пути, способы и средства преобразования возможного в реальную педагогическую действительность.

Необходимые и достаточные условия решения управленческой задачи пересекаются или соседствуют с неизвестным. В качестве последнего могут выступать законы, необходимые для решения задачи, стратегические пути их использования, новые информационные и компьютерные технологии и т.п.

Сущность управленческой проблемы противоречива, ибо имеется рассогласование, между наличным и должным, известным. Кроме того, она возникает в условиях избыточности информации, поэтому и возможен выбор в процессе принятия управленческого решения. На каком-то этапе управленческого цикла возможен дефицит информации. Поэтому реализация решения сопровождается познавательной деятельностью. Противоречия, содержащиеся в поисковой проблеме, являются внутренним источником познавательной деятельности. Для осознания педагогической действительности субъект должен ясно представлять себе то, что его не удовлетворяет и к чему он должен стремиться.

Управленческая антропология и идеология деятельности

Развитие цивилизованного общества в ХХI веке должно определяться несопоставимой ценностью жизни человека. Человек и все, что связано с обеспечением достойного для него существования, - единственная цель общественного развития, призванная объединить все наши усилия, породить необходимую для этого идеологическую устремленность и социальную энергию.

Эта сложная тема хорошо раскрыта в монографии известного современного педагога-исследователя В.М.Шепеля: «См.: Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджмента: Управленческая антропология / В.М. Щепель.- М.: Просвещение, 1999.- 267 с.»

Используя антропологический принцип как «архимедов рычаг», можно, по мнению автора, «переосмыслить концепции и технологии современной управленческой деятельности», придать жизнедеятельности людей достойное существование.

Научная позиция В.М. Шепеля продиктована строгим исследовательским анализом социолога, исходящего из определяющих тенденций развития мира, видящего в отношении личности ко всему происходящему в обществе и государстве основной ресурс развития и всестороннего расцвета нашего отечества. Исследовательская заслуга В. М. Шепеля состоит в выявлении и раскрытии продуктивного аспекта рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с теорией и практикой управления.

В разработанную им «идеологию управленческой деятельности» внесено одно уточнение, позволяющее иначе подойти к теории управления, избавив ее от «избыточной научности».

Автор определил исходное основание, на котором может и должно строиться управление: «управленческая деятельность - реальная власть одних людей над другими».

Нетрудно увидеть, насколько заужено трактуется предмет управления, насколько он, будучи сведенным к власти одних людей над другими, лишается всего спектра методологических оснований, из которых исходит теория управления образования. За этим сознательным усечением скрывается определенная цель. Это сделано для однозначного проявления сути управления, которое призвано быть эффективным. Ставить его, как это сейчас делается, в прямую зависимость от уровня всесторонней научной разработанности - значит жить в ситуации постоянного ожидания, обретая реальную практику на все тот же метод «проб и ошибок».

Акцентирование исследовательского внимания на управлении как власти людей над людьми позволяет многое изменить в теории управления образованием, требует внесения этих сущностных изменений в теорию и непосредственно в практик у управленческой деятельности.

Если мы исходим из того, что определяющей характеристикой управления является власть людей над людьми, осуществляемая в первую очередь ради этих людей, то мы тем самым:

- полностью возлагаем ответственность за все, реализуемое этой властью, на тех, кто ее осуществляет;

- заранее и всесторонне определяем допустимые границы этой власти и столь же допустимые формы ее проявления;

- обоснованно определяем основания, на которых она призвана себя проявить;

- разрабатываем совокупность критериев, по которым оцениваются власть, используемые ею методы и реальная степень ее эффективности.

Эти выводы - только одна сторона, рассматриваемая исследователем. Есть и другая: «При каких условиях достижимо обеспечение эффективности управления в мире людских отношений? Что для этого нужно сделать?»

Основная ценность исследования состоит в ответах, которые есть в работе В. М. Шепеля. Это касается, в первую очередь, целей, определяющих функционирование системы образования. Конечно, они должны стать максимально конкретными, не допускать инверсии (лат. inversio- перестановка), когда к личности можно отнестись как к средству достижения целей.

Бесспорно, любое управление, трактуемое как власть людей над людьми, может рассматриваться и в педагогике, потому что оно таковым изначально является. Именно само общество на определенном уровне своего развития все больше утверждается в осознании исторической необходимости создать миру образование и в мире образования условие, позволяющее приобщать ребенка, будущего гражданина к ценностям и целям развития на основе его активной личностной заинтересованности.

С этих позиций «властьнад людьми» принципиально изменяет свою сущность, превращаясь из средства подчинения, подавления, формального администрирования в основное средство и способ максимальногоиспользования творческих потенций личности, ее приобщения к нравственным, духовным, трудовым, физическим и интеллектуальным ценностям. Но декларативное выдвижение принципов не обеспечивает само по себе практического воплощения в жизнь. В. М. Шепель, перенося всю меру ответственности за осуществляемое управление на руководителя, объясняет, что следует сделать для того, чтобы добиваться нужных результатов.

И здесь на первый план исследователь выводит не только и не столько профессиональную компетентность, а реальную способность увлечь, повести за собой людей, готовность профессионально отнестись к формированию своего воспринимаемого другими людьми образа, умению строить общение на эмоционально значимых для них основах.

И речь, и внешний облик, и манеру общения в управлении нужно рассматривать не как внешние формы, а как сущностную основу, реально обеспечивающую эффективность его деятельности. И для этого руководитель должен себя создать, а его профессиональная подготовка должна всемерно способствовать этому процессу.

С этих позиций может принципиально по-другому осмыслена проблема содержания высшего педагогического образования, перестроены и существенно обогащены подготовка и переподготовка педагогических кадров, теория и методика профессиональной эффективной деятельности. К несомненной заслуге автора относится то, что в основу монографии положены многие идеи имиджелогии - науки о целенаправленном формировании образа, раскрыты пути и возможности достижения этой цели в педагогике.

Заключение

Роль управленческой деятельности очень высока. Она обеспечивает нормальный процесс развития человека – как полноценной личности.

Сущность комплексного управления подготовкой учащихся (студентов) заключается в единстве решения задач совершенствования учебно-воспитательного, учебно-познавательного процесса, научно-исследовательской работы и ученического (студенческого) самоуправления…Эффективность управления зависит от взаимодействия управляющих и управляемых, от социально-психологического климата в коллективе, направленности личности каждого члена коллектива, желания успешно решить задачи, стоящие перед коллективом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В управленческом общении важно не только говорить, но и умение слушать | Введение. Тема 3. Технология управления персоналом предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.