Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативы диалектики




Абсолютной альтернативой диалектики, т.е. ее полной противоположностью, является рассмотрение предметов и явлений обособленно и статически, т.е. вне связи и развития. Это имеет смысл на начальных этапах познания, когда человеку трудно учитывать изменчивость и многообразные связи изучаемых объектов. Аналогичным образом осуществляется первичная стадия обучения, когда упрощение и формализация предпринимаются ради лучшего понимания. Таким образом, на определенных этапах познания антидиалектический метод может быть оправдан. Он имеет свою достоверность, когда адресован накоплению эмпирического знания и стимулирует успехи в этой области. Но когда такой метод переносится на осмысление философских проблем, он становится ограниченным и запутывается в неразрешимых противоречиях, так как за отдельными вещами не видит их взаимосвязи. Антидиалектический метод мышления был перенесен в теорию познания, в частности, Ф. Бэконом, который полагал, что любой сложный предмет складывается из простых составляющих, изучив которые можно понять целое. Однако при разделении предмета на отдельные элементы он уничтожается как определенное качество, не сводимое к сумме отдельных свойств.

Относительными альтернативами диалектики являются софистика и эклектика, которые используют диалектические принципы, хотя особым образом. Софистикаабсолютизирует свободу мышления и тем самым теоретически спекулирует на диалектике. Она использует принципы многообразия связей и развития по собственному разумению ради собственной же выгоды. Софистика появилась в Древней Греции и была «старшей сестрой» диалектики. Она нанесла исторически первый удар по косности мышления, его стереотипам и предрассудкам. Античные софисты были известными учителями «мудрости», они порождали страсть к знанию и эффективным методам доказательства, определенным образом использовали принципы диалектики и в этом смысле создавали для нее теоретическую почву. В то же время в моральном отношении софисты были лицемерами: истину они знали или догадывались о ней, однако намеренно скрывали ее за паутиной якобы диалектических рассуждений. Поэтому софистику можно определить также как применение в доказательстве ложных положений, замаскированных внешней правильностью.

Другая альтернатива диалектики – эклектика. Она стремится наиболее полно реализовать один из важнейших принципов диалектики – всеобщую связь, но не может этого правильно сделать. Эклектика есть стремление ко всестороннему рассмотрению посредством наибольшего перечисления без выделения главного, существенного. Другими словами, эклектика реализует указанный принцип диалектики лишь формально, и позитивная в своей основе идея всестороннего подхода оказывается формальным соотнесением сторон без установления существенных связей между ними. Если софист нечестен, то эклектик стремится к истине, но заблуждается в способах ее достижения. Недостаток эклектики состоит также в отсутствии целостности и последовательности, в недопустимом смешении разнородных и несовместимых положений. Нередко «вирус» эклектики проникает в историческую науку. Там он подменяет настоящий историзм, учитывающий логику развития, историческим натурализмом, который заменяет множеством мелких фактов крупное историческое событие и его существенную характеристику. Внешне эклектика наукообразна, она может поразить многознанием, используя его как метод доказательства. Но эрудиция эклектика так же не равна мудрости, как и хитрость софиста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.