Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка – это система государственных, частных и общественных институтов (организаций и учреждений), которые обслуживают интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивают движение товаров и услуг, средств производства и рабочей силы, то есть обеспечивают их эффективное взаимодействие и регулируют движение товарно-денежных потоков.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, которые обслуживают рынок и обеспечивают его нормальное функционирование, то есть они создают организационно-экономические условия функционирования рынка.

Сюда относятся: банки, биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, страховые компании, информационные центры, маркетинговые, аудиторские, рекламные, юридические фирмы, а также комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство (строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, транспорт, связь и т.п.).

Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

· деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

· деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

· деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Рис. 3. Функции инфраструктуры рынка. Рис. 4. инфраструктура современного рынка

Преимущества рынка:

1. эффективное распределение ресурсов – «рынок направля­ет ресурсы на производство необходимых для общества товаров и услуг»;

2. свободу выбора и действий потребителей и предпринима­телей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

3. способность к удовлетворению разнообразных потребно­стей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой кор­ректировке неравновесия;

4. оптимальное использование результатов НТП. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

5. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся услови­ям. Так, когда «в 70-е годы резко повысились цены на энергоно­сители, рынок ответил на это разработкой альтернативных ис­точников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов»;

6. возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан­ные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращи­вают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электро­энергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер смо­жет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей.

Недостатки рыночного механизма:

1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага (товары). Либо не производится, либо поставляются в недостаточном количестве (дороги, дамбы, образование, медицина и т.п.);

3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных эффектов). Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание различного рода экологически чистых производств. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений (применение пестицидов для роста и защиты растений несет вред здоровью людей и т.п.);

4. Рынок не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает справедливого перераспределения дохода. Индивидам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение.

5. Рынок не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

6. Рынок не обеспечивает стабильного эк. развития (подъемы и спады деловой активности, безработица, инфляция)

7. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям.

Рис. 5. Модель круговых потоков Рис. 6. Модель кругооборота на рынке товаров и услуг

 

Вопрос 2.

Спрос – это шкала, графически изображаемая в виде кривой, показывающий количество продукта, которое готовы (хотят) и в состоянии приобрести потребители по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени.

Объем (величина) спроса показывает, какое количество продукта хотят (готовы) приобрести потребители в данный момент времени при существующем уровне цен.

Обозначения:

D - спрос (англ. слово Demand)

QD - объем спроса (англ. слово Quantity Demanded);

P - цена товара (англ. слово Price).

Графически: зависимость объема спроса от цены QD(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой спроса (Demand curve). Кривая спроса основывается на принципе убывающей предельной полезности.

Закон спроса впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно.

Закон спроса гласит: Изменение спроса на продукт обратно пропорционально изменению цены на данный продукт, то есть существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. При прочих равных условиях снижение цены на продукт ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный продукт. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены на продукт ведет к соответствующему уменьшению величины спроса на данный продукт.

Что же лежит в основе закона спроса?

1. Здравый смысл. При ↓ Р усиливается желание совершать покупки → ↑ Д, и наоборот ↑ Р → к ↓ Д.

2. Закон убывающей предельной полезности. Согласно закону УПП каждая последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения. Поэтому потребители купят дополнительную единицу продукта лишь при условии снижения его цены.

3. Эффект дохода. При снижении цены на данный продукт человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, и он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде, не отказывая себе в приобретении других продуктов. Высокая цена приводит к противоположному результату

4. Эффект замещения выражается в том, что при белее низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар в место аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С точки зрения объекта купли-продажи | Понятие изменение спроса и изменение величины спроса не следует уравнивать
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.