Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическая карта. Экономическая теория




История;

Экономическая теория

Учебная программа для специальностей:

1-26 02 04 документоведение; 1-23 01 13 историко-архивоведение;

Факультет экономический

(название факультета)

Кафедра теоретической и институциональной экономики

(название кафедры)

Курс (курсы) _______2_______

Семестр (семестры) _______1-2______

Лекции ___44______ Экзамен ______2_________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ____20______ Зачет ________1________

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия ___________

(количество часов)

КСР________4______ Курсовой проект (работа) ______

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине ___68____

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине ___138___ высшего образования дневная

(количество часов) (первое высшее образование)

 

Составил: к.э.н., доцент Руденков И.А.

 

 

2010 г.


Учебная программа составлена на основе типовой программы для высших учебных заведений неэкономических специальностей ТД-СГ.012./тип.- 15.04.08 Министерства образования Республики Беларусь

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

теоретической и институциональной экономики экономического факультета

(название кафедры)

«2» июня 2009 г., протокол № 7

(дата, номер протокола)

 

Заведующий кафедрой

________________ П.С. Лемещенко

(подпись)

 

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией экономического факультета

(название высшего учебного заведения)

 

«25» июня 2009 г., протокол № 6

(дата, номер протокола)

 

Председатель

_____________ Е.Э. Васильева

(подпись) (И.О.Фамилия)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по учебной дисциплине «Экономическая теория» предназначена для преподавателей. Ее отличительными особенностями являются: обновленное содержание, акцентуация на компетентностном подходе в обучении, усиление роли и самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий.

Цели и задачи дисциплины «Экономическая теория»

Программа составлена на основе модульного подхода. В логической последовательности представлены следующие модули: «Введение в курс», «Основы микроэкономики», «Основы макроэкономики», «Основы международной экономики».

В процессе реализации программы преподаватели вправе расширять список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Основные цели преподавания дисциплины:

• развитие экономического мышления студента;

• формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли;

• выявление специфики экономических отношений в Республике Беларусь;

• формирование и развитие у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития национальной и мировой экономики.

Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать и уметь объяснить:

• основные экономические понятия и категории;

• тенденции развития объективных экономических процессов;

• основные задачи экономики;

• основные экономические цели общества;

• основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике;

• основные формы фискальной и денежно-кредитной политики;

• особенность экономических процессов в Республике Беларусь;
уметь:

• анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

• использовать экономические знания для принятия рациональ­ных экономических решений и осуществления предстоящих соци­альных и профессиональных ролей;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации из раз­личных источников;

• различать объективный и субъективный анализ экономической информации;

• аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения эко­номических проблем;

• решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного мате­риала.

Структура содержания учебной дисциплины

В основу структурирования содержания учебной дисциплины по­ложен принцип модульного подхода, который предполагает разбив­ку научно-теоретического материала в относительно самостоятель­ные учебные модули. По каждому учебному модулю, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем (кафедрой) проектируют­ся и реализуются определенные педагогические технологии.

В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий следует выде­лить: учебно-методические комплексы, вариативные модели управ­ляемой самостоятельной работы студентов, блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы, информационные технологии, методики активного обучения.

Структура содержания учебной дисциплины включает: введение в дисциплину, разделы (модули), учебные темы, заключение.

Диагностический инструментарий. Для диагностики компетенций студентов «на выходе» из модуля при итоговом оценивании рекомендуется использовать педагогические тесты и тестовые задания, разноуровневые контрольные задания, зачет, экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п Название разделов, тем Количество часов
Аудиторные Самост. работа
Лекции Практич., семинар. Лаб. занят.   КСР
1. Введение в курс          
1.1 Экономическая теория:предмет и метод          
1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора          
1.3 Экономические системы Рыночная система хозяйствования          
2. Основы микроэкономики          
2.1 Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения          
2.2 Теория фирмы          
2.3 Рынки факторов производства и распределения доходов          
3. Основы макроэкономики          
3.1 Основные макроэкономические показатели          
3.2 Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления          
3.3 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и предложения(AD-AS)          
3.4 Финансовая система и фискальная политика государства          
3.5 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика          
3.6 Социальная политика государства          
4. Мировое хозяйство.          
4.1. Мировая торговля.          
4.1.1. Теория мировой торговли. Принцип абсолютного и сравнительного преимущества          
4.1.2. Внешнеторговая политика и ее инструменты          
             
  Итого: 138          

Номер раздела, темы, занятий     Название раздела, темы, занятий; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)   Литература   Формы контроля знаний
лекции практические занятия лабораторные занятия   контролируемая самостоятельная работа
                 
1. Введение в курс              
1.1 Экономическая теория:предмет и метод   -     Учебные пособия   [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], []  
1.1.1   1.Возникновение и развитие экономической науки 2.Эволюция современных течений экономической мысли 3.Предмет и функции экономической теории 4.Метод экономической науки.              
1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора.         Учебные пособия, нормативные документы [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] Опрос, упражнения задачи
1.2.1   1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики. 2.Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Издержки и выбор. 3.Экономический рост. Эффективность. -            
1.3 Экономические системы Рыночная система хозяйствования.         Учебные пособия, нормативные документы [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] Опрос Самостоятельная работа студентов
1.3.1 1.Экономическая система общества. Типология современных экономических систем. 2.Понятие и характеристика рынка. Функции рынка. Классификация рынков. Определение рыночного механизма. 3.Место и роль государства в системе рыночной экономики. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.              
2. Основы микроэкономики              
2.1 Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения         Учебные пособия   [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] задачи, тест
2.1.1 1.Спрос и предложение. Закон спроса. Кривая спроса. Закон предложения. Кривая предложения. 2.Рыночное равновесие. Сдвиги кривой спроса и кривой предложения. 3.Эластичность спроса и доходы продавца. Свойства и факторы ценовой эластичности спроса. 4.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.              
2.2 Теория фирмы         Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] Рефераты,упражн.,задачи,лаборат.Раб-та, контрольная работа Самостоятельная работа студентов
2.2.1 1.Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм. 2.Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность. 3.Производственная функция. Общий, средний, предельный продукт. Средняя и предельная производительность. 4.Понятие изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Равновесие производителя. Экономия от масштаба.              
2.2.2 1.Определение фирмой объема предложения в краткосрочном периоде. 2.Долгосрочное равновесие фирмы. 3.Совершенная конкуренция и экономическая эффективность              
2.2.3 1.Монополия. Определение цены и объема производства. 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. 3.Ценообразование в условиях олигополии.              
2.3 Рынки факторов производства и распределения доходов.         Учебные пособия, нормативные документы [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] Упражнения, тест задачи,контрольная работа
2.3.1 1.Спрос на факторы производства как производный спрос. 2.Предложение на рынке труда. Равновесие на отраслевом рынке труда. Заработная плата. Роль профсоюзов в регулировании заработной платы. 3.Спрос и предложение на услуги капитала. Равновесие на рынке капитала. Ссудный процент. 4.Спрос и предложение на рынке услуг земли. Земельная рента и цена на землю.              
3. Основы макроэкономики.              
3.1 Основные макроэкономические показатели.           Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] Опрос,задачи
3.1.1   1.Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов. Система национальных счетов (СНС). 2.ВВП как основной показатель объема национального производства, его сущность. Методы измерения ВВП. 3.Номинальный и реальный ВВП. Индекс цен. ВВП и общественное благосостояние. 4.Экономический рост и его факторы. Экстенсивный и интенсивный рост. Измерение экономического роста.              
3.2 Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления.         Учебные пособия, нормативные документы [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] Проблемные ситуации, тест
3.2.1. 1.Экономические циклы. Фазы классического экономического цикла. Причины экономических колебаний. 2.Безработица и ее виды. Определение уровня безработицы. Закон Оукена. Безработица в Республике Беларусь. 3.Инфляция: сущность и причины возникновения. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. 4.Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Стагфляция.              
3.3. Общее макроэкономическое равновесие: модель сово-купного спроса и совокупного предложения (AD-AS)         Учебные пособия, раздаточный материал [2], [3], [4], [5], [7], [] Тест
3.2.1. 1.Совокупные расходы как выражение совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. 2.Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Детерминанты совокупного предложения. 3.Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.              
3.4. Финансовая система и фискальная политика государства.           Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал [2], [3], [4], [5], [6], [7], Опрос, беседа, рефераты и доклады. Самостоятельная работа студентов.
3.4.1.   1Финансовая система: принципы построения и структура.Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг. 2.Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. 3.Сущность и задачи фискальной политики. Фискальная политика Республики Беларусь. 4.Сущность и задачи фискальной политики. Фискальная политика Республики Беларусь.              
3.5. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика.         Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] Опрос, рефераты и задачи. Самостоятельная работа студентов.
3.5.1. 1.Происхождение денег и их функции. Агрегаты денежного обращения. Ликвидность. 2.Спрос и предложение денег. Денежный рынок. Денежно-кредитная система страны и ее уровни. 3.Коммерческие банки, их виды и функции. Денежный мультипликатор. 4.Денежно-кредитная политика, ее основные инструменты и цели              
3.6 Социальная политика государства.           Учебные пособия, нормативные документы нормативные документы [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] коллоквиум, доклады
  1.Социальная политика: понятие, цели, направления. 2.Доходы населения. Функциональное и личное распределение доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца. Роль государства в решении проблем 3.Социальная политика Республики Беларусь. Основные направления и приоритеты.              
4. Мировое хозяйство         Учебные пособия [2], [3], [4], [5],  
4.1. Мировая торговля              
4.1.1 Теория мировой торговли. Принцип абсолютного и сравнительного преимущества              
4.1.2 Внешнеторговая политика и ее инструменты              
Итоговый контроль: экзамен

Идеологическая и воспитательная работа – на протяжении семестра в соотвествии с темами учебных занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском Референдуме 24 ноября 1996 года. – Минск, 1997.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-3 // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп.Беларусь. – 1999. – № 7-9. – Ст. 101.

3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Минск, 2006.

 

Основная:

1. Современная политическая экономия: Учеб.пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др. Под общ.ред. П.С. Лемещенко. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005. – 472 с.

2. Экономика. Университетский курс. Учеб.пособие / П.С. Лемещенко, Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др. Под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. – Мн.: Книжный Дом, 2007. – 704 с.

3. Экономическая теория: Учеб.пособие / И.В. Новикова и др. Под ред. И.В. Новиковой. Минск, 2006. – 543 с.

4. Экономика: Учеб.пособие / Под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. – Минск, 2006. – 398 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб.пособие / рук. и ред. А.В. Сидорович. – М., 1997. – 736 с.

6. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В.Н. Шимов. – Минск, 2003. – 299 с.

7. Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Минск, 2003. – 344 с.

 

Дополнительная:

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – 3-е изд. – М., 2000. – 416 с.

2. Гальперин, В. Микроэкономика: в 2 т. / В. Гальперин, С. Игнатьева, В. Моргунов. – Спб., 2002. – 851 с.

3. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб.пособие /И.А. Спиридонов. – М., 2004. – 272 с.

4. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: учеб.пособие / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев; под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2004. – 256 с.

5. Микро- и макроэкономика: учеб.пособие / М.И. Плотницкий и др. Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2004. – 185 с.

6. Микроэкономика. Учеб.пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2002. – 426 с.

7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2002. – 304 с.

8. Экономическая теория: учеб. для экономических специальностей вузов / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск, 2004. – 608 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.