КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм
Понятие изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Равновесие производителя. Производственная функция. Общий, средний, предельный продукт. Средняя и предельная производительность. Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность. Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм. ТЕМА 2.3 Теория фирмы Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин). Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы. Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло). Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
При микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Фирма является первичным звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются товары и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные признаки:
Основной стратегической целью фирмы является получение максимальной прибыли. В отдельные периоды времени у неё могут быть кратковременные цели хозяйствования, например техническое перевооружение, эти краткосрочные, локальные, цели подчинены главной стратегической цели. К основным функциям фирмы можно отнести производство благ удовлетворяющих потребности общества и максимализация прибыли. Участниками деятельности фирмы являются собственники, управляющие, работники. Общий стратегический интерес всех участников - повышение эффективности деятельности фирмы, предприятия. Вместе с тем, каждый из субъектов имеет свои интересы, которые могут не совпадать с интересами других. По конечной цели хозяйствования фирмы делятся на:
Цель коммерческих фирм - максимальная прибыль. Некоммерческие фирмы создаются для оказания социальных услуг. По форме собственности на средства производства, фирмы делятся на:
По принадлежности капитала выделяют:
Различают фирмы и по отраслевой принадлежности:
Законодательство РФ определяет организационно-правовые формы предприятий:
· 2. Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность. Производство образует материальную основу экономики. Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата. Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Ресурсы делятся на 4 группы: q природные (потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества); q материальные (все созданные человеком средства производства); q трудовые (трудоспособное население); q финансовые (денежные средства общества). Факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Выделяют 3 основных фактора производства: ¨ земля (сама земля и все естественные ресурсы); ¨ капитал (материальные и финансовые ресурсы); ¨ труд. Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – зарплату. Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией: Q = f (F1, F2, …, Fn), где Q - max объем пр-ва при заданных затратах; F1 - кол-во использованного фактора f1; F2 - кол-во использованного фактора f2; Fn - количество использованного фактора fn. Техническая и экономическая эффективность Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, а бюджет производителя постоянно растет. Соединив точки пересечения изоквант с изокостами, мы получим линию «путь развития» (рис.5.3). Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства. Форма кривой «путь развития» зависит от формы изоквант и от цен на ресурсы (соотношение между которыми определяет наклон изокост). Линия «путь развития» может быть прямой или кривой, исходящей из начала координат. Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует возрастающая экономия от масштаба, т.е. увеличение выпуска достигается при относительной экономии ресурсов. Если расстояния между изоквантами увеличивается, это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба. В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба. Таким образом, изокванта позволяет не только экономно использовать имеющиеся ресурсы для достижения данного объема производства, но и определить минимально эффективный размер предприятия в отрасли. В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, т.к. это приводит к относительной экономии ресурсов. Анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства. Пересечение изоквант с изокостой позволяет определить экономическую эффективность, т.е. выбрать технологию (трудо- или капиталосберегающую, энерго- или материалосберегающую), позволяющую обеспечить максимальный выпуск продукции при тех денежных средствах, которыми располагает производитель.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |