Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линейная структура




Классификация структур по типу департаментализации

Классификация структур по сферам функционирования

Классификация межкомпонентных связей

 

Связь – это отношение взаимной зависимости между компонентами.

Связи классифицируют по различным признакам.

1. По направленности воздействия: прямые и обратные.

Прямая связь – это первичное исходное воздействие на определенный объект.

Обратная связь – это отражение объектом оказанного на него воздействия, направленное на источник воздействия.

Например, выдача распоряжения руководителем является проявлением прямой связи его с подчинённым, а отчёт исполнителя о результате выполнения задания является формой обратной связи. В реальности прямые и обратные связи находятся в единстве и формируют целостную структуру организации.

Обратная связь выполняет особую роль в системе управления. Основные функции обратной связи:

– противодействие действиям системы, когда они выходят за установленные пределы;

– компенсирование возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы;

– выработка управляющих воздействий на объект управления.

Примерами проявления указанных функций обратной связи может быть принятие конкретных мер по сокращению уровня брака выпускаемой продукции в случае снижения ее качества, устранение неполадок в работе оборудования, разработка новой стратегии в случае существенных изменений законодательства, роста цен на энергоносители, ужесточения конкуренции на рынке.

2. По роли и месту в структуре:

– основные;

– дополняющие;

– дублирующие;

– контрольные;

– корректирующие.

Основные связи определяют строение системы и формируют главный контур структуры. Остальные виды связей призваны обеспечить функционирование главного контура. Основными в структуре фирмы являются связи подчинённости исполнителей непосредственным руководителям.

Дополняющие связи создают условия для эффективной реализации основных связей. Примерами могут быть связи между функциональными подразделениями фирмы (отделом сбыта, производственно-диспетчерским отделом, бухгалтерией), которые позволяют координировать их действия, ускорять процесс принятия и реализации решений.

Дублирующие связи гарантируют осуществление определенных функций системы и ее подразделений при нарушении связей, обеспечивающих их реализацию.

Контрольные связи позволяют обеспечить рациональность, как отдельных межкомпонентных связей, так и всей структуры организации в целом. Такие связи устанавливает руководитель с подчинённым или подразделением для проверки выполнения текущего задания или выполнения программы или проекта.

Корректирующие связи позволяют внести изменения в реализацию межкомпонентных связей организации, устранить отклонения, адаптировать структуру к новой ситуации. Например, вышестоящий руководитель может внести коррективы в указания, данные подчинённым их непосредственным руководителем, это может касаться изменения планов, перераспределения обязанностей и т.д.

3. По пространственной ориентации:

– вертикальные;

– горизонтальные.

Горизонтальные связи – это связи между компонентами одного уровня организации (цех – цех, сотрудник – сотрудник). Они носят характер согласования, кооперации. Их основное назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи – это связи между компонентами разных уровней организации (предприятие – цех, руководитель – подчиненный). Это связи руководства и подчинения. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчётной информации.

4. По прерывистости:

– непрерывные;

– дискретные.

Непрерывные связи составляют основу организации, обеспечивают стабильность ее структуры. Непрерывными являются, например, отношения руководитель-подчиненный, предприятие-цех, отношения между смежными цехами.

Дискретные связи имеют определенные перерывы в реализации.

В главе 6 отмечалось, что в объекте можно выделить несколько различных систем. Подобно этому в фирме можно выделить несколько видов структур.

1. Технологическая структураэто совокупность связей технологического процесса изготовления продукта предприятия, конструкторской и технологической подготовки производства, транспортного, ремонтного и т.д. обслуживания (рис. 6).

 
 

 

 


Рис. 6. Технологическая структура

 

Технологические структуры являются плоскими; в них выделяют структуры материальных потоков (движение предметов труда в ходе производства) и структуры информационных потоков.

2. Организационно-управленческая структура (организационная структура управления) – это совокупность вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивающих упорядоченность, скоординированность и регулируемость деятельности организации.

Основу такой структуры составляют отношения иерархической соподчиненности. Структура является информационной. По вертикальным связям сверху вниз передается плановая, нормативная, инструктивная, руководящая информация. По вертикали снизу вверх передаётся аналитическая, рекомендательная, фактическая информация и запросы к руководству. По горизонтальным связям передается информация, обеспечивающая взаимокоординацию деятельности звеньев организации.

Составной частью организационно-управленческой структуры является структура руководства организацией, состоящая только из вертикальных связей между руководителями и подчиненными всех уровней управления (рис. 7).

 

 

 

 


Рис. 7. Структура руководства организацией

 

3. Экономическая структура – это совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации друг с другом (рис. 8).

 

 
 

 

 


Рис. 8. Экономическая структура организации

 

Основные вертикальные связи:

1. По линии: собственники – администрация – подразделение. Они возникают по поводу выделения ресурсов для производства;

2. По линии: собственники – администрация – работники. Они возникают по поводу оплаты труда и мотивации работников при осуществлении производственной деятельности;

3. По линии: работники – подразделение – администрация. Эти связи возникают по поводу вклада в экономические результаты организации.

Основные горизонтальные связи:

1. Между собственниками по поводу распределения дохода;

2. Между подразделениями по поводу формирования экономических

результатов и распределения общих экономических фондов;

3. Между работниками подразделений по поводу распределения фонда оплаты труда.

4. Социально-психологическая структура – это совокупность

вертикальных и горизонтальных связей организации, функционирующей как социально-психологическая система.

Она включает:

структуру отношений иерархической соподчиненности, устанавливающую социальный статус каждого члена организации;

структуру непосредственных социально-психологических взаимодействий между профессиональными, квалификационными группами, группами неформального общения, отдельными людьми (рис.9).

 

 

 

 


Рис. 9. Социально- психологическая структура организации

 

Все указанные функциональные структуры находятся в тесном единстве, взаимосвязи друг с другом и являются составляющими общей структуры организации.

 

 

В разделе 7.3 рассмотрены различные типы структур по сферам функционирования. Наиболее важной из них представляется организационная структура управления, так как она отражает строение системы управления и, таким образом, во многом определяет управляемость организации.

Структура управления определяется составляющими её звеньями и иерархическими ступенями управления.

Звено управления – это обособленное подразделение или руководитель, имеющие строго очерченные функции. Звено может выполнять часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления.

Подразделение – это часть организации, возглавляемая руководителем.

Ступень (уровень) управления – это совокупность звеньев, находящихся на определённом уровне иерархии.

Департаментализация – это выделение относительно обособленных подразделений в структуре организации.

Департаментализация является базисом для группировки отдельных видов деятельности в отделы и отделов в организацию в целом.

Все организационные структуры управления можно разделить на две большие группы: иерархические и адаптивные.

Иерархические организационные структуры (называемые порой формальными, механистическими, бюрократическими, классическими, традиционными) характеризуются жёсткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определённой ответственностью в деятельности.

Адаптивные организационные структуры (называемые порой органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности.

Иерархические структуры управления имеют следующие основные виды: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, продуктовая, дивизиональная. Каждая из них может иметь множество модификаций. Адаптивные структуры представлены матричной и сетевой структурами. Крупные организации, как правило, имеют смешанную структуру, в которой сочетаются элементы нескольких видов структур управления.

Принципами построения такой структуры являются вертикальная иерархия и единоначалие.

Вертикальная иерархия означает соподчиненность звеньев управления снизу доверху, поэтому системообразующими являются межуровневые связи между руководителями и подчинёнными.

Согласно принципу единоначалия:

– каждое подразделение возглавляет руководитель и единолично управляет всеми подчинёнными ему звеньями;

– каждый руководитель подразделения низшего уровня непосредственно подчиняется определённому руководителю более высокого уровня управления;

– руководитель подразделения низшего уровня получает задания только от непосредственного руководителя и отчитывается об их выполнении только перед ним.

Подразделения в линейной структуре не обладают функциональной специализацией, формируются в соответствии с нормой управляемости и отличаются значительной самостоятельностью. Такое группирование работ по численности участников широко используется в армии при формировании воинских подразделений, при формировании классов учеников и студенческих групп, при проведении общественных работ. Обобщенная схема линейной структуры представлена на рис. 10.

 

 
 

 

 


Исполнители подразделения 1 Исполнители подразделения 2

Рис. 10. Линейная структура

 

Каждый руководитель в линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом по всем направлениям работы своего подразделения. Однако при современных масштабах и сложности производства и управления это затруднительно. Поэтому линейная структура используется для организации однотипных работ, а также в низовых производственных звеньях, в том числе в группах или бригадах.

Преимущества:

1) простота и чёткость подчинения;

2) полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчинённых;

3) оперативность принятия решений;

4) согласованность действий исполнителей.

Недостатки:

1) предъявляются высокие требования к руководителям;

2) большая информационная перегрузка руководителя;

3) структура не обладает гибкостью и адаптивностью, что затрудняет её функционирование в постоянно меняющейся внешней среде;

4) структура может быть использована только для решения оперативных задач;

5) структура не способствует развитию инициативы и творческой активности работников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.