Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические условия развития архитектуры в XIX в

Перемены в архитектуре, которые произошли в конце XVIII и в течение XIX столетия, связаны с глубокими изменениями в развитии общества, с переходом от феодализма к капитализму. Промышленная революция оказала огромное воздействие на способ расселения людей и на окружающую природу, привела к изменениям в архитектуре и изобразительном искусстве. Она началась уже в последней трети XVII в. в Англии и вызвала такие значительные изменения в условиях жизни, каких не было за весь предыдущий период развития человечества.

Промышленная революция привела к переходу от мануфактурного производства к промышленному, породила потребность в свободной рабочей силе и уничтожила крепостную зависимость. Последствия ее проявились в общей рационализации труда, использовании машин и серийности производства. Более совершенные способы производства повлекли за собой дальнейшие научные открытия и технический прогресс.

Исторически переломным моментом стала Великая французская революция 1789 г., которой предшествовало появление черт буржуазного общества в Нидерландах и Англии и новых представлений о будущем развитии человечества. Одновременно начали формироваться и новые социальные идеи, прообразом которых стали идеи и многочисленные архитектурные проекты социалистов-утопистов. В революционной борьбе, которая в XIX в. прокатилась почти по всей Европе, были заложены программные и теоретические основы революционного движения пролетариата.

События, оказавшие в XIX в. влияние на жизнь отдельных людей и всего общества, воздействовали не только на материальную жизненную среду, но и на представления о мире. Ослабло религиозное понимание света. На место мистической веры приходит рационализм в мышлении. Одновременно с этим постепенно меняются идейные, функциональные и технические требования к архитектуре, строительству городов, системам расселения и к окружающей природе. Основным заказчиком на новое строительство стала буржуазия, не имевшая, однако, собственных культурных традиций и вынужденная ориентироваться в своих идеалах на предыдущие исторические эпохи. В управлении строительной деятельностью значительную роль начинает играть государство, что сказывается на том, что при строительстве городов и отдельных зданий кроме художественных решается ряд вопросов функционального гигиенического характера. В XIX в. изменилась также система профессионального обучения, которое из архитектурных мастерских переносится в школы художественного и политехнического направления.

Новые способы жизни вызвали изменения в формах расселения и проявились прежде всего в развитии городов. С постепенной концентрацией промышленности, увеличением числа жителей происходит структурное изменение основных функций городов.

Историю развития городов этого периода можно разделить на два основных этапа. Первый, еще связанный с идеями барокко, относится к первой половине XIX в. и характеризуется классической композицией, которая исходит из ренессансных представлений и теорий строительства городов. Второй этап приходится на вторую половину XIX в. и характеризуется широкой перестройкой городов, в частности, их освобождением от системы крепостных стен. При строительстве новых и перестройке существующих городов закладывались новые системы инженерных сетей, городского освещения и другого технического оборудования.

К нововведениям относится городской общественный транспорт, а также доступ в существовавшие и новые парки. Развитие городов начинает регулироваться строительными правилами. В архитектуре новые общественные требования привели к возникновению форм и совершенно новых типов сооружений. Изменения в структуре общества привели к утрате значения традиционных типов построек — дворцы, замки, монастыри и храмы отходят на задний план. К новым типам относятся промышленные и транспортные сооружения, городские многоквартирные доходные дома, жилые поселки для промышленных и сельскохозяйственных рабочих, новые лечебные и спортивные здания, школы, театры, банки, торговые и административные здания, выставочные павильоны. Одновременно изменяется и интерьер, и его оборудование. Внутреннее пространство становится более функциональным. Перемена вкусов требовала использования новых средств, изделий художественных ремесел, промышленных изделий из стекла и металла и новой мебели. Большого размаха достигло строительство инженерных сооружений, особенно дорог и мостов, а также военных объектов. Значительное влияние на развитие архитектуры оказали научные открытия и новая техника. Более всего это заметно на появлении новых способов строительства, конструкций и материалов, особенно в связи с более широким применением металла и возникшей возможностью перейти от эмпирических знаний к научным исследованиям и теоретическим обобщениям в этой области.

Градостроительство и архитектура классицизма

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.

Результат архитектурных теорий эпохи Просвещения, изложенных и повторенных во многих трактатах конца XVIII в., можно сжато определить следующим образом: размах градостроительства при полном отсутствии архитектурных шедевров. Возможно, наше суждение покажется поверхностным. Действительно, были архитекторы, которые не хотели создавать шедевры. Архитектура для них не была выражением и утверждением некой концепции мира, религиозных или политических идеалов. Ее задача—служить обществу. Этой задаче с необходимостью подчиняется строительство, декорум, типология. Так как жизнь общества меняется очень быстро, то необходимо соответствовать новым требованиям и новыми типами зданий, то есть строить не только церковь или дворец, а жилой дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт, рынок и так далее.

От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство—это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции.

Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.

Архитектура русского классицизма

Из западной Европы классицизм распространяется в Россию, где уже на грани XVIII—XIX вв. принимает своеобразный характер. Наступление классицизма находится в прямой связи с политическими, хозяйственными и культурными реформами, которые начались при Петре I и продолжались в период царствования Екатерины II. Основной чертой русского классицизма было создание многочисленных градостроительных комплексов, использование крупного пространственного ордера, который применялся с необычным чувством, и условий местной среды, и масштаба человека.

В русском классицизме отдаленно проявились отзвуки древнерусской и византийской культуры, а одновременно и русского барокко, который был первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В. И. Баженова в Москве, такие как дом Пашкова (1784—1787) и грандиозный проект перестройки Кремля. Примером служить может также носящая черты и барокко, и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга — Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов. Главным представителем классицизма в Москве был М. Ф. Казаков — автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.

Своей вершины русский классицизм достиг в архитектуре новой столицы — Петербурга, который был заложен Петром Великим в 1703 г. Первый (неосуществленный) план города, еще «свернутого» в овальную ренессансную звездчатую систему (1717), разработал А. Леблон. Первыми строителями Петербурга стали Еропкин, Земцов и Коробов. Сегодняшний образ города определился, однако, только в начале XIX в., когда возник основной композиционный скелет города в форме трезубца и многочисленные комплексы на Невском проспекте, Васильевском острове с Биржей (1805—1816) по проекту Тома де Томона, большое здание Адмиралтейства, архитектор которого А. Д. Захаров относится к наиболее значительным представителям русского классицизма, и комплекс Казанского собора (1801 —1811) по проекту А. Н. Воронихина. Развитие классицизма в Петербурге достигает своей кульминации в работах К. И. Росси, который завершает Дворцовую площадь дугой здания Главного штаба (1819—1829) и Сенатскую площадь — зданием сената и синода. Он также автор проекта Михайловского дворца и ансамбля Театральной улицы и Александровского театра. Примерами последнего этапа развития классицизма здесь служат монументальные и стройные Триумфальные ворота, созданные архитектором В. П. Стасовым, и Исаакиевский собор, построенный по проекту А. А. Монферрана во второй четверти XIX в.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковь Св. Женевьевы, Париж | Лекция по ХТО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.