Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанр поэмы в творчестве Пушкина

В это время установка была на изображение внутреннего мира человека

 

Во времена Карамзина понятие «легкая поэзия» - обращение к частной жизни человека и его внутренним переживаниям в форме малых жанров: малых лирических стихотворений и т.п.

 

Жуковский культивирует балладу, но это тоже малый формат. Он пробовал себя в жанре поэмы, но это были переводы («Узник» Байрона).

Шихматов культивировал поэму, но писал чрезвычайно скучно (медленное развитие действия, тяжеловесные словесные конструкции).

 

Эпоха южных/горячих поэм. Всего традиционно их 4, мы изучаем 2. Кавказский пленник, Бахчисарайский фонтан, Братья-разбойники, Цыганы.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Конец 10-начало 20 появляется Пушкин, который объявляет своей задачей «Геройство воспевать одно» - поэма «Руслан и Людмила».

 

Поэма принесла Пушкину широкую известность. Критика была недовольна, т.к. Пушкин нарушал традиционно принятые формы поэмы, которые сложились в сознании людей, начитавшихся поэм 18в. Пушкин работал над «Русланом и Людмилой» – 1817-1820гг., тогда было 6 песен + эпилог, написанный на Кавказе в ссылке. Пушкин вводит в свою поэму современность.

 

1824-1825 – Пушкин жил с няней и слушал ее сказки, Арина Родионовна его привлекла и постаралась окунуть в мир фольклора. В это время пишется «У Лукоморья дуб зеленый…». Основной текст был напечатал в 1820г. в отсутствие Пушкина Гнедичем, который неудачно распорядился текстом, большинство денег получили издатели, а не Пушкин.

 

«Бахчисарайский фонтан» Пушкин поручил публиковать Вяземскому и впервые он получил очень большой доход. Сюжет «Руслана и Людмилы» основан на фольклорных элементах, главный мотив – приключения витязя-богатыря ради спасения возлюбленной. Пушкин обращается к традициям русского фольклора и к конкретным авторским произведениям на древнерусские сюжеты (издания Левшина, пересказы русских сказок в прозе, где впервые появляется Лель – бог любви). Есть связи с поэмой «Освобожденный Иерусалим» Тассо. Пушкин никогда был интертекстуален, он смешивает серьезное и низкое. Пушкин умело вводит буффонаду – падение Фарлафа в грязный ров, сопротивление Людмилы своему преследователю. Игровой момент есть и в авторских отступлениях. Пушкин не первый, кто включил лирические отступления в жанр поэмы. Пушкин прямо говорит, что автор перевоплощается в Баяна, а потом пишет о себе и о лирическом герое поэмы, вспоминая ученичество у Жуковского. Поэма экспериментаторская. В Опровержениях на критики Пушкин пишет о том, что это очень холодная поэма в поэтике, в экспериментаторстве.

 

Задача поэм – передать мироощущение человека нового времени. Это новое поколение, романтическое. Стремление романтического поколения хочет передать в эпическом плане. Особенности романтической поэтики и романтический способ не одно и то же, т.к. эти понятия можно разводить и заменять одно из них на другое. Герои «Кавказского пленника» и «Цыган» – родные братья ЕО.

 

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

Природа изображается в избытке красок, литературных приемов – характерные черты романтической поэтики. В «Кавказском пленнике» романтический герой передается на фоне экзотического пейзажа. Романтический герой близок лирическому Я самого поэта. Но Пушкин все же субъективен, не пишет совсем уж о себе. В «Кавказском пленнике» характерно посвящение Раевскому – «и глас души моей». В центре внимания обеих поэм – анализ безлюбовного сердца, герой лишен возможности любить, он отвергает все настоящее ради прошедшего, ищет свободы, но оказывается несвободным от собственных цепей. «Кавказский пленник» не имеет имени – характерно. Важна фигура черкешенки, у нее тоже нет имени. Она оказывается спасительницей для него – характерный элемент Пушкинского мира, часто героини близкие к природе, оказываются спасительницами для мужчин разумного мира (Ларина).

 

ЦЫГАНЫ

Алеко разочаровался в неволе душных городов, и уходит из города – традиционный мотив бегства. Алеко тянется к цыганам и пытается жить, как они, но не может. Он заложник несвободы, которая идет из воспитания. Несвобода в его индивидуализме и гордости, он дает себе право быть выше других. Разговор со старым цыганом - показывает неспособность Алеко вернуться в мир природы. История старика противоположна истории Алеко. Истинно свободным человеком оказывается старый цыган.

Жуковский упрекал «Цыган» за то, что нет высокой моралистической цели, Пушкин отвечал – цель поэзии – поэзия.

В «Цыганах» ценно художественное изображение и мысль о трагедии гордого человека.

 

«Граф Нулин» – написан в ночь 13-14декабря, как раз во время самых острых политический событий.

 

После этого пишет «Полтаву». Он обращается к национально-исторической тематике, эта поэма отличается других поэм.

 

Потом в первую Болдинскую осень Пушкин пишет маленькие трагедии, лирику, повести Белкина, Домик в Коломне. В 1833 Пушкин пишет Медный всадник. В период Евгения Онегина и после Пушкин пишет 2 комические поэмы и 2 поэмы с высокой национально-исторической тематикой.

 

1828 год – еще не утихли страсти после восстания декабристов. Пушкин задумывается о прозе, стремление к большому эпическому повествованию. Интерес к Петру I.

 

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

«Медный всадник» – вторая болдинская осень. Основная часть повествует о днях современных, хотя во вступлении – прошлое. Пушкин пишет о наводнении 7 ноября 1824г. Интересная черта поэмы – Пушкин во вступлении говорит с интонацией оды, а основная часть написана в повествовательно-раздумчивом плане. Основная часть очень конфликтна, дело не только в конфликте Евгения и Петра. Памятник всегда стоит спиной к Евгению и Евгению только в один момент кажется, что Памятник смотрит на него (когда Евгений говорит – «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе»). Великий медный всадник повернут спиной к малому человеку. Это значит, что великая власть чужда маленькому человеку и это чревато бунтом маленького человека. Еще один более глобальный конфликт – стихия и город, стихия и Человек. Памятник не тронут - он творец на земле, великий человек хоть на время может покорить стихию, а маленьком человеку эта стихия страшна. Но не только маленькому человеку, но и царям (Александр I – «Царям со стихией не совладать»). В центре поэмы – «Куда ты скачешь гордый конь». Конь – государство.

 

Конный памятник – памятник правителю, который успешно справился с делами развития своего государства. Но есть символизм - Петр поднял на дыбы, но куда он опустится – неизвестно! Великие планы великого человека, реализованные им при жизни, еще не значат, что дальше все будет так же успешно (Питер построил Петр, но не факт, что Питер и дальше будет так же успешно существовать).

Петербург – символ европеизации России, но и имперский город, в котором господствуют рационализм и бездушие. Петербург с прямыми улицами, закованными в гранит набережными. Москва противопоставляется Петербургу как город исконно русский, символ сердечности россиян. Рациональное начало из Европы противостоит русской вольности, несобранности.

 

Судьба ЕВРОПЕИЗИРОВАННОЙ России оказывается под вопросом.

 

С философско-исторической точки зрения в Полтаве Пушкин в чем-то близок Толстому, в Полтаве Пушкин задал некий тон для Достоевского. Слезинки ребенка не стоит никакой прогресс. Проблема цены прогресса. Оправдывает ли цель средства? Обреченность простого человека на страдания. Прогресса нет без беды. Пушкин предлагает над этим размышлять...

 

Основная тенденция — движение от романтизма к реализму. Идет усложнение картины мира и художественной картины в творчестве Пушкина от 10-20 к 30 годам, это заметно и в жанре поэмы. Очень явственна разница между «Русланом и Людмилой» и Медным всадником. Попытка понять законы человека и общества, причинно-следственные связи — одно из отличий реализма.

 

Горький сказал, что литература — это человековедение.

 

В «Полтаве» Пушкин отказывается от характерных для декабристов взглядов на историю и на проблемы общественного развития, он отходит от позиции героя, возвышающегося над толпой, отходит от культа героев (что характерно для романтизма). Есть объективные законы, которым личность противостоять не может. Личность становится маленькой и глупой, если не воспринимает эти законы как руководство к действию. С точки зрения автора высший закон был — объединить все земли вокруг России, и Петр в этом был прав, а Мазепа — нет.

 

В «Медном всаднике» к надличностным законам прибавляется проблема маленького человека и проблема цены прогресса. Цель и средство — вечный вопрос. Евгений расплачивается за великую идею Петра, за идею обновления России, за попытку перепрыгнуть через пропасть, разверзнувшуюся перед Россией (конь, вставший на дыбы над бездной). Но ведь Петр преследовал великую цель — прорубить окно в Европу, а не ради прихоти. Для Пушкина нет однозначного ответа его правоты.

 

Важнейшие проблемы — человек, народ, история - он поставил в первом драматическом произведении «Борис Годунов».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лирика Пушкина. Пушкин — общепризнанный гений Русской литературы | Драматургия Пушкина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.