Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная деятельность как первооснова социальных отношений

 

По мере выявления философской мыслью сложности и мно­гообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление философов отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Настойчиво размышляя над этим вопросом, соци­ологи после долгих дискуссий пришли в конце концов к общему ответу на него. Он сводился к тому, что все внешне многообраз­ные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную разновидность совместной деятельнос­ти людей. Так рассуждал Огюст Конт – один из основателей современной социальной философии. Развивая его мысль, Макс Вебер считал основой жизни общества социальное действие, понимая под ним человеческое поведение, ориентированное на другого человека. Соглашаясь в принципе с Вебером, Т. Парсонс рассматривал всю социальную систему как совокупность «взаи­моотношений между исполняющими свои роли людьми». По словам К. Маркса, общество есть «продукт взаимодействия людей».

Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности. Это как бы скрытая, тайная сущность, первооснова, субстанция всего социального. Однако при всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в социальной жизни роль ее все же нельзя преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Это означало бы искусственное упрощение, обеднение реально существующего многообразия, сложности и многомерности со­циального пространства.

Следует учитывать, что при всем фундаментальном, системо­образующем значении социальной деятельности, она все же не является исчерпывающим основанием человеческого существо­вания, поскольку сама определяется лежащими в ее основе различными мотивами, нормами, ценностными представления­ми людей. Кроме того, активная человеческая деятельность нередко порождает в качестве своего результата целый мир чуждых и даже враждебных человеку-творцу вещей, социальных отношений и институтов, политических и идеологических явле­ний. Нельзя не видеть, что социальная жизнь, основываясь на человеческой деятельности, тем не менее не сводится к ней. Наличие у социальной системы единой основы в виде деятель­ности не исключает представление о ее многомерности, сложнос­ти. Она поэтому может быть понята не только как совокупность отдельных видов деятельности, но и как совокупность отдельных социальных групп и их организаций или структура связывающих эти группы и организации отношений.

Так, в качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура социальных общнос­тей, включающая в свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может быть также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимос­тей, отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как эко­номическая, политическая, духовная, нравственная, религиоз­ная, эстетическая. Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими этими сферами.

Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных институтов, возникающих с целью обес­печения устойчивости социальных отношений. Эта структура включает бесчисленное множество социальных институтов: раз­личного рода производственные предприятия, институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, систему здра­воохранения, т.е. всю многообразную сеть экономических, поли­тических и культурных учреждений и организаций, удовлетворя­ющих различные потребности человека.

Допустим и иной, универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества – как состоящую из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп; из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представи­тель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации, причем каж­дый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвя­зей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных элементов социаль­ной системы – видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных институтов – составляет, по сути дела, содержание социальной философии. Не пытаясь исчерпать все богатство этого содержа­ния, сосредоточим внимание на характеристике того аспекта социальной системы, который составляет ее субстанциональную основу, т.е. на совместной деятельности людей.

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содер­жание которой составляет целесообразное осмысление, измене­ние и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность системного подхода к анализу общества | Сферы, специфика и функции социальной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.