Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа как профессиональная деятельность: объект, предмет, уровни практики

 

Социальная работа как профессиональная деятельность оформилась в России лишь в начале 90-х годов ХХ в. До сих пор в учебной литературе отсутствует научно корректное и обоснованное опре­деление социальной работы, в котором были бы отражены ее глубинная социокультурная природа, сущность и система. Сегодня в отечественной науке и практике условно можно выделить три теоретических подхода к определению сущности СР: индивидуальный, социетальный и социально-деятельностный.

Индивидуальный подход п редставлен работами Н.С. Данакина, М.А. Гулиной и др., которые дают такое определение: «СР – это содействие людям в решении их личных проблем». При этом подчеркивается, что специалисты по социальной работе должны свое внимание обращать на дезадаптивные процессы личности в контексте ее социальных проблем. В связи с этим, сторонники этого направления полагают, что объект СР - это проблемы личности, которые возникают в результате взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми, с социумом в целом. А предмет СР - личностная и социальная защита человека.

II подход - социетальный разрабатывают такие известные ученые, как Е.И. Холостова и И.Г. Зайнышев. Они считают, что СР – это специфическая форма государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достаточно высокого культурного, социального и материального уровня его жизни; это оказание индивидуальной помощи семье, человеку или группе лиц в целях улучшения или восстановления их способностей к социальному функционированию, повышения качества жизни людей и социальных связей. Объект СР - потенциально или реально конфликтные социальные отношения. Предмет СР включает закономерности, влияющие на развитие социальных процессов в обществе. В частности, Е.И. Холостова в предмете социальной работы выделяет такие направления:

1. индивидуальные, семейные и организационные проблемы;

2. социально-экономические проблемы;

3. социально-экологические проблемы;

4. проблемы социальной стратификации (структурного неравенства между различными группами людей), которые проявляются в экономической эксплуатации, технократической манипуляции, в невозможности маргиналов получить высококачественные образование и медицинскую помощь, что в итоге приводит к росту экстремизма, криминализации, депопуляции населения РФ;

5. коммуникативные проблемы;

6.проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей;

7. проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем, приводящие к неадекватным действиям, недостижимости поставленных целей, потере чувства собственного достоинства, к социальным предрассудкам и отчуждению, изоляции и др.

Традиционно говорят о трех уровнях социальной работы – макро-, мезо- и микро.

Макроуровень СР (федеральный уровень ) предполагает меры общегосударственного масштаба по улучшению среды жизнедеятельности всех граждан страны путем создания нормальных условий для жизни человека в обществе, по предотвращению социально-политических и национально-этнических конфликтов; регулированию различных социальных проблем. Макроуровень СР включает выработку различных законодательных актов, направленных на социальную защиту граждан, определение и осваивание различных источников финансирования различных социальных проектов и программ.

Мезоуровень СР (региональный) включает деятельность по оказанию помощи различным группам населения на основе определения числа нуждающихся в экстренных мерах социальной защиты, выявления потребностей населения в тех или иных видах социального обслуживания. Реализуется посредством социальных программ регионального масштаба.

Микроуровень СР подразумевает непосредственную работу с конкретными клиентами, которая строится исходя из специфики их проблем и запросов.

Многоуровневость социальной работы предполагает системный подход к определению субъектов социальной работы, к которым относятся:

- клиенты (люди, оказавшиеся в ТЖС и объективно нуждающиеся в помощи);

- специалисты по социальной работе (прошедшие специальную профессиональную подготовку в сфере организации и осуществления социальной помощи населению);

- специалисты сферы социального управления, представители административных структур по роду своей деятельности участвующие в формировании и реализации социальной политики государства;

- волонтеры (люди, не обязательно имеющие специальное образование, но их личностные ресурсы стимулируют оказание ими добровольной, бескорыстной помощи нуждающимся);

- исследователи, занимающиеся научным анализом практики социальной работы, обобщением опыта деятельности различных субъектов социальной работы, прогнозированием ее возможных перспектив и конструированием наиболее эффективных моделей социальной поддержки нуждающихся социальных групп и индивидов;

- люди, которые учат социальной работе; преподаватели, помогающие сформировать профессиональные знания и развить гуманистическую направленность личности будущим специалистам сферы социальной защиты населения.

 

 

III. Социально-деятельностный подход (М.В. Фирсов, А.М.Панов, Т.Е. Демидова и др.).

В русле этого подхода дает определение социальной работы М.Н. Гуслова: «Социальная работа – профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам и общностям в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы».

Павленок П.Д.: СР – это интегрированный, универсальный вид деятельности, направленный на удовлетворение социально-гарантированных групповых и личностных интересов и потребностей различных и, прежде всего, социально уязвимых слоев населения.

Объекты социальной работы как профессиональной деятельности: организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сферы, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы; различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; средние специальные и высшие учебные заведения, ориентированные на профессиональную подготовку в сфере социальной работы.

Предметная область деятельности: гуманизация социокультурной среды обитания человека, социальная защита, социальное воспитание, социальное взаимодействие и партнерство в обществе

Точка зрения представителей этого теоретического направления наиболее четко отражена в Концепции развития социального обслуживания населения, где дается такое определение: «Социальная работа - это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (ТЖС), через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность в разрешении ТЖС».

Никитин В.А. отмечает непонимание не­которыми специалистами сути интегративно-комплексного характера социальной работы. указывая на то, что в одном из учебных пособий по теории социальной работы говорится не об интегративно-комплексном, а об эклектическом характере социаль­ной работы. Определение «эклектический» означает механическое, беспринципное соединение отдельных частей в целое. Тогда как интегративно-комплексный характер означает, что для осуществления процесса социальной работы необходимы мате­риально-вещественные, медицинские, юридические, психолого-пе­дагогические и т.п. средства, но все они должны интегрироваться в едином результате — обеспечении социального благополучия че­ловека. Никитин В.А. считает, что компетентный социальный работник при использовании любых средств и технологий должен всегда стремиться к достиже­нию интегрального социального результата — адаптации, абилитации или реабилитации человека как члена окружающей социаль­ной среды.

В силу всего вышеизложенного, Никитин В.А. дает такое определение: «Социальная работа является особым видом деятельности, взаи­модействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации».

Объект социальной работы как вида деятельности — че­ловек в различных состояниях и на различных этапах своего воз­растного развития и потому в ее содержании должна быть вся совокупность (разумеется, социально позитивной направленности) средств, методик и форм социализации или ресоциализации чело­века, социума, общества. В этом смысле она является существенным фактором социального воспроизводства общества, обеспечения преемственности в его развитии.

Субъектами социальной работы являются государство и общество, группы и слои населения, отдельные лица, а ее цель — социализация (социальная адап­тация, социальная абилитация, социальная реабилитация) во имя достижения социального благополучия отдельных лиц и групп населения.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Профессионализм: сущность, показатели, условия становления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.