Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приведите аргументы за и против теорий фюсей и тесей

Теория «фюсей» - Гераклит, наименование определялось природой вещи, имена – это тени или отражения вещей, а «тесей» - Демокрит, договорённостью между людьми.

Против теории «ф» - наличие полисемии, синонимов, омонимов.

Против теории «т» - без языка сложно договориться. Одни и те же понятия обозначаются несколькими словами.

1.8. Какие проблемы грамматического учения разрабатывал Аристотель?

Аристотель считал, что слово само по себе неистинное и не ложное, это знак, символ, представление. Истина и ложь состоят в соединении и разделении знаков, т.е. в соединении в рамках высказывания слов. Аристотель-основатель логического направления в языкознании. Он гвоорил об инвариантах слов. Он выделял составные части человеческой речи: элемент, слог, союз, имя, глагол, падеж, член, предложение.

Предложение-составной звук, имеющий самостоят.значение, отдельные части также имеют самостоятельное значение.

1.9. Какие цели стояли перед александрийскими грамматистами при проведении их исследований?

1. сохранить греч. лит-ную традицию; 2. поддержать нормы лит-ного, обще греч. языка.

1.10. В чем заключается сущность спора между аномалистами и аналогистами?

Сторонники аномалии подчёркивали и фокусировали своё внимание на изучении отклонений от нормы в языке (напр. сирота-ж. и м.р.). Они предлагали описывать формы языка, так чтобы в описании отражались обычаи их употребления; а сторонники анологии считали что аномалии не играют роли в языке, язык-это гармонич. система. Они считали что грамматика опис. языка должна базироваться на нормативности.

1.11. Каких результатов достигли александрийские ученые в области грамматики и фонетики?

Дали описание звуков на основе акустического принципа; отождествляя звук и букву, выделили 24 зв. - 7 гл. и 17 согл. Дионисий ввел ударение и его типы. Написал первую грамматику. Апполоний – написал о синтаксисе. Они разработали учение о частях речи – о синтаксич. фун-ции, морф. св-вах, и семантике.

1.12. Какие проблемы разрабатывали римские языковеды?

- из философских проблем языкознания, римских авторов интересовал и вопрос о происхождении языка. одна из них – звукоподражательная, междометная. – занимались развитием этимологии; - введение аблятива; - выделение междометий.

2.1. Какие группы языков выделялись в эпоху средневековья? Какое значение они имели для развития языкознания и культуры в целом?

Канонические – классические или правильные языки; неправильные, варварские или вульгарные языки. Канонические тексты стали основой всех знаний.

2.2. Какие науки занимались исследованием канонических текстов? В чем их различие?

Герменевтика – толковала содержаие текстов.Восстонавливала первоначальный смысл текста. Понимание текста достигалось раскрытием грамматических форм; вскрытием намёков. Экзегетика – исследовала историю возникновения канонических текстов, их подлинность; историю развития.

2.3. Какими потребностями было обусловлено развитие языкознания в Арабском Халифате?

Интерес был вызван политическими задачами- сохранить в чистоте язык Корана; установить нормы араб. языка.

2.4. В каких областях языкознания арабские ученые достигли наибольших успехов?

Арабское языкознание отличается тщательностью и точностью описания фонетических, морфологических и лексических сторон родного языка. Составление словаря, написание грамматики араб. языка.

2.5. Какие философские вопросы языкознания разрабатывали арабские ученые, и каких результатов они достигли?

Проблема происхождения языка пользовалась широкой популярностью в арабской лингвистике. По их мнению, язык был создан в целом Аллахом, и передан Адаму; - язык возник на основе соглаш. между родонач. человечества; - язык сообщён Богом Адаму только в некот. частях, дальше был развит. Как и у древних греков, велись споры между сторонниками естественной связи между звуковой оболочкой слова и предметом и сторонниками установления связи обозначающего и обозначаемого по соглашению. Важным достижением арабской лингвистической мысли было признание того, что количество слов ограничено, а количество значений бесконечно.

2.6. По каким вопросам велись дискуссии между реалистами и номиналистами? Какие взгляды ими высказывались?

Реалисты – епископ Кентерберийский Ансельм – общие понятия предшествуют материальным предметам; они объективны и реальны; общ. пон. – это внутреннее слово Бога, творящее мат. вещи.

Номеналисты – Росцелин, реальны лишь вещи с их индивидульными особенностями, а общие знания вторичны и не существуют не зависимо отпредмета.

Умер. ном. – Абеляр, он считал, что реально существуют тоьько отдел. предметы, а понятия выводятся сознанием человека, из существующих св-в и кач-в предмета.

2.7. Какова значимость грамматик Доната и Присциана в средневековой Европе?

Кроме того, что грамматики Доната и Присциана были основным источником знаний о латинском языке, они послужили в XII – XIII вв. образцом для первых грамматик новых европейских языков. Если грамматика Доната использовалась в чисто педагогических целях, то сочинение Присциана, продолжая применяться в качестве учебного пособия, стало той базой, на которую опирались представители средневековой науки, высказывавшиеся по грамматическим проблемам.

2.8. Какие вопросы разрабатывались, и какие идеи выдвигались в логическом направлении языкознания средневековья?

Логическая грамматика – выявление универсалий. Создание философского языка, который адекватно отображал бы логическое моделирование высказываний. Хотели создать языковую схему, при помощи которой можно было изучать любой язык.

2.9. Как отразилось движение Реформации на развитии языкознания?

Данное движении вызвало потребность перевода Библии на языки разных наций, это привело к повышению интереса к семитским яз. – древнееврейский, арабский, и т.д. В данный период встал вопрос о новых лит. языках и их нормах.

2.10. Каким образом формирование национальных языков способствовало развитию языкознания?

- достижения в области книгопечатания; - способность расширения знаний; - к зарождению представлений о едином всемирном языке и поискам универсального во всех языках.

2.11. Как развитие языкознания связано с эпохой великих географических открытий?

Европейцы познакомились с новыми языками – японский, персидский, индейский; знакомство с многочисленными народами, а значит с многочисленными языками; происходит накопление языкового материала.

3.1. Какие потребности общественно-культурной жизни и уровня развития науки вызвали активную разработку философского языка?

- потребность развития рац. языка, как ср-ва формирования и укрепления нац. гос-ва, как орудия культуры; - потребность в ср-ве научного культурного общения.

3.2. Какие идеи выдвигали представители английского эмпиризма?

Бэкон делил грамматику на: буквен. и философскую. Он считал что слова это произвольные знаки предмета. Он выдвинул идею о создании сравнит. грамматики всех существующих языков.

Локк – исследовал значение слова. Он считал что всё человеческое знание из опыта. Опыт может быть внешний – ощущения и внутр.- рефлексия. Слово – это чувственно восприним. знак мысли.

3.3. Каковы основные идеи проекта философского языка, выдвинутые Рене Декартом?

Он предложил создать рационально искусственный язык. Он предлагал расположить все слова в стройном порядке как числа. Он определил алгоритм с исходной суммой понятий и отношений. Целью создания фил. яз. – нахождение неразложимых идей, из которых образуется разучеловека.

3.4. Какой проект создания искусственного языка предложил Лейбниц? Каковы цели такого языка?

Он хотел найти универсальное ср-во логич. мышления при помощи кот. можно было бы скрыть суть самого мышления. Новым научным методом должна служить новая логика, основанная на универсал. логич. символике, кот. должна соотнос. со всеми предметами мышления. 3 цели: - стать междунар. вспомог. языком; - выражать все сущ., возможные знания; - быть орудием открытия по формал. правилам, по лингв. уже известным.

3.5. Какую роль сыграла Всеобщая рациональная грамматика в развитии языкознания?

Авторы грамматики пытались выдел. един. для всех языков, фундамент. правила функционирования грамм. строя. В теч. 50 лет данная грамматика была авторитетом в области науки. Основным достижение – это выделение универсал. инвариантов значений лексических и грамматических.

3.6. Какие задачи ставились авторами «Грамматики Пор-Рояль»?

задачи: - исследоват. природу слов и их строение; отношения между словами; - выявить универсальные яз. принципы; - выяснить соотношен. категорий языка и кат. мышления;

3.7. Какие характеристики «Грамматики Пор-Рояль» позволяют говорить о том, что это логико-типологическая грамматика?

Т.к. она представляет собой осмысление строения и функционирования естественного языка во всем многообразии языков мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межгосударственная система стандартизации (МГСС) | Общие свойства бинарных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.