КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура общения. Коммуникативный компонент общения
Исследователи выделяют множество разновидностей структуры общения. Достаточно распространена структура, включающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразумевает простой обмен информацией. Интерактивная часть общения основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индивидами с целью поддержания интерактивной части общения. Коммуникативная часть общения представляет собой взаимный обмен индивидами кодированной информацией с целью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де- кодировке, часто имеют социальную или психологическую основу. Информация, которой оперируют коммуникаторы, может быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, пожелание, сообщение, намек. Простейшие модели коммуникации — вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация использует в качестве- кодировки речь. Невербальная — четыре группы средств общения: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт. Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбавки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное восприятие друг друга общающимися. Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса, состоящую из пяти вопросов. 1. Кто говорит? 2. Что сообщает? 3. Кому? 4. По какому каналу? 5. С каким эффектом? Первый вопрос предполагает анализ управления коммуникативным процессом, второй — анализ содержания сообщений. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демонстрирует формирование процесса общения. Структура общения включает понятие «дистанции общения». Дистанция между общающимися может быть публичной, официально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для общения. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или социальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми. Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дружеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (отОдо 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей. Интерактивная часть общения подразумевает общение людей в сфере профессиональной деятельности и может быть кооперативной и конкурентной. Кооперативное общение подразумевает совместную координацию действий. Любая совместная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и представляет собой одну из форм конфликта. Перцептивная часть общения основана на понимании и взаимном восприятии друг друга. Перцепция — это познавательный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысление получаемой через органы чувств информации об окружающем мире.. Коммуникативным компонентом общения считается совокупность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начинают регрессировать. Общение в любой сфере деятельности подразумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта. Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как равноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а.также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику. Вместе с тем, любое общение связано с возникновением коммуникативных барьеров, препятствующих взаимодействию индивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивационный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, социального положения, отрицательных эмоций, состояния здоровья, психологической защиты, установки, двойника, нежелания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно. Современная жизнь способствует увеличению числа барьеров общения. Для их преодоления следует слушать себя, контролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точки зрения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |