Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало испанского Ренессанса – 16 век, т.е. относительно поздний срок по сравнению с Итальянским Возрождением

Лекция 15

Бюджетирование

При бюджетироование планы могут быть класс

  1. оперативные планы (короткосрочные планы сформированные в виде годовых или кварт бюджетов)
  2. административные планы(планы на год) - тактические планы
  3. Стратегические планы(планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации)

 

Мигель де Сервантес (1549-1616)

На судьбу Испании повлияло не только её несколько обособленное географическое положение в Европе, но и арабское завоевание, и последующая за ним Реконкиста. Разные области в разное время освобождались от арабского владычества, и это влияло на их мировосприятие и культуру. Демократические слои испанского общества, крестьяне и горожане, ощущали себя несколько по-иному, чем в Европе. Холопская приниженность была чужда испанцам. Именно в ходе Реконкисты кастильское крестьянство добилось освобождения от крепостной зависимости. Крестьяне могли воспротивиться сеньору и указать на законы и обычаи своей общины. А крестьянский всадник, отличившийся в бою, мог получить рыцарское звание – кабальеро. Реконкиста способствовала и тому, что у испанцев было очень обострено чувство национального.

Внушительную политическую силу представляли собой кастильские города. К концу Реконкисты они достигли экономической мощи. В Севилье, Толедо, Сеговии процветали ремёсла и мануфактуры, здесь производились сукна, шёлковые ткани, металлические и кожевенные изделия. И на всю Европу славилась испанская шерсть и испанская сталь. Развито было и кораблестроение. Испания ведь морская держава.

Датой объединения страны считается 1479 год. На самом деле фактически, это объединение было закреплено на 10 лет раньше браком между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским. Но Изабелла становится королевой Кастилии в 1474 г., а Фердинанд – королём Арагонским в 1479 году. Поэтому именно 1479 год – официальная дата объединения Испании.

В 1492 г. у арабов отвоёван их последний оплот – Гранада. Именно там в изумительном по своей красоте, причудливости мавританском дворце Альгамбра королева Изабелла приветствует победителя – Христофора Колумба, который в 1492 году открыл Америку. Памятником этому событию красуется в Барселонском порту макет Колумбова корабля «Санта Мария».

Таким образом, во владении Испании оказались области Центральной и Южной Америки.

В Европе тоже расширялись испанские владения: к Испании перешли земли Южной Италии – в 1504 г. Фердинанд создал Неаполитанское королевство.

Но произошла странная вещь. Казалось бы, как могло американское золото затормозить экономику страны, но, тем не менее, именно это и случилось. В результате в руках у аристократии оказались огромные денежные средства, которые создавали возможность для грандов жить роскошно. А в развитии экономики как бы, не было потребности. Расцвело ростовщичество. Крестьяне, ремесленники, идальго – нищали, люди гибли в завоевательных войнах, деревни пустели. В стране уничтожалось свободомыслие. Ещё 1492 год был отмечен позорным актом изгнания евреев, а в 1515 г. из Испании были изгнаны и мавры.

В 1480 г. создана священная инквизиция, которая только за первые годы своей деятельности возвела на костёр по обвинению в ереси 9 000 человек.

Плачевным результатом изгнания мавров и евреев было оскудение рынка и закрытие мастерских. Именно они, мавры и евреи занимались торговлей и ремёслами. Но политическая мощь Испании усиливалась.

Карл V – внук Фердинанда, унаследовал от другого дедушки германского императора Максимилиана титул императора «Священной Римской империи». Тогда испанская корона получила и Нидерланды, и герцогство Миланское и все немецкие княжества. Карл V (можно вспомнить карикатуру Рабле) был захвачен идеей создания «всемирной христианской монархии». Поначалу это казалось возможным.

В 1525 г. испанские войска разбили французов при Павии, в следующем году ворвались в Италию, в 1527 году разгромили Рим. У турок испанская флотилия отбила Тунис и Алжир (1535, 1541). Карл V вёл опустошительные войны с немецкими и протестантскими князьями. Всё это нужно было королю, а не испанцам. В 1520-1522 годах происходят мощные восстания городов. Поднялись почти все кастильские города: Толедо, Сеговия, Бургос, Мадрид, Авила, Саламанка.

Но в Европе положение Испанской державы было сложным. Нидерланды готовились к восстанию, французы собирались нанести ответный удар, и снова шли в бой немецкие князья. В 1556 году Карл отрёкся от престола, королём стал его сын Филипп II – символ католической реакции в Европе. Не без его влияния в 1572 году в Париже состоялась кровавая резня Варфоломеевской ночи. В 1567 г. жестоко обезглавлено восстание в Нидерландах. Филипп II поддерживал Марию Стюарт. Но, тем не менее, во Франции пришёл к власти гугенот Генрих IV, а в Англии воцарилась на троне Елизавета. Именно при ней в 1588 году была разбита испанская «Непобедимая Армада».

Мёртвые тиски власти не могли уничтожить высокого народного духа в стране, где люди необыкновенно эмоциональны, но умеют сдерживать свои чувства, где идеалом с древних времён была коррида, с её испытанием смелости и героизма. Где умеют отдаваться вихрям танца и, затаив дыхание, при первых аккордах гитары внимать романсам.

Тот же 1492 год считается датой рождения испанской драмы, удивительного искусства, которое выигрывает и сверкает, когда нужно встать на защиту гибнущего идеала. Катастрофа рубежа XVI-XVII веков отмечена золотым веком испанского театра.

Но сегодня у нас идёт речь о Мигеле де Сервантесе и его романе «Дон Кихот».

Мигель де Сервантес родился в 1547 году в Алькала де Энарес. Небольшой город вблизи Мадрида. Отец его был врачом и юристом и часто переезжал с места на место. Детские годы Сервантеса прошли в Кордове. Исследователи сомневаются в получении Сервантесом систематического образования, особенно университетского. Но Мигель де Сервантес очень много читал и любил театральные представления. Иногда говорят, что он получил приличное образование, которое завершил в Мадриде. В Мадриде он учился у известного гуманиста Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского. Сервантес очень тонко и глубоко чувствовал свой народ и его культуру. «он не кичился «чистотой крови», не презирал иноземцев и иноверцев, не поклонялся идолу «чести», которая понималась как строгое следование канонам поведения, сложившимся в «старохристианском» обществе. Сервантес всю жизнь, начиная с раннего детства был «маргиналом», - человеком, лишённым прочного социального положения и достатка. С нищетой он встретился (чтобы никогда с ней не расставаться) ещё в родительском доме»[1].

Державин пишет, что в Мадриде Сервантес поступил на службу к папскому послу, и в 1568 году отправился с ним в Рим. Но есть версия, что Сервантес бежал из Мадрида в Италию, предположительно спасаясь от судебного преследования, вызванного участием в уличной стычке с применением оружия. В 1570 г. его имя мелькнёт в списке членов свиты кардинала Аквавивы. Летом 1571 г. в Неаполе он завербовался в солдаты, а 7 октября на борту галеры «Маркиза» принял участие в знаменитой битве при Лепанто, в которой соединённый флот Испании, Венеции и папского престола разбил турецкий флот, остановив на время турецкую экспансию в Средиземноморье. В этом бою Сервантес был ранен в грудь и в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Но ранения не помешали ему остаться в строю и ещё в течении четырёх лет сражаться «против турок». Впоследствии герой битвыв при Лепанто не раз с гордостью будет вспоминать о своём участии в ней и в других морских и сухопутных сражениях: до конца дней он будет чувствовать себя израненным солдатом, заслуги которого так и остались не оценёнными. Отвечая на оскорбительные выпады автора Пролога к подложному продолжению «Дон Кихота» Авельянеды, Сервантес писал: «… он назвал меня стариком и безруким, как будто в моей власти удержать время, чтобы оно нарочно для меня остановилось, и как будто я получил увечье где-нибудь в таверне, а не во время величайшего из событий, какие когда-либо происходили в век минувший и в век нынешний…»

В конце сентября 1575 г., везя с собой – в надежде получить чин капитана – рекомендательное письмо от самого Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, Сервантес отплыл из Италии в Испанию. Но галеру, на борту которой находились Мигель и его младший брат Родриго, захватили алжирские пираты. Сервантес оказался в алжирском плену, провёл там пять лет в ожидании выкупа. Красочный портрет Гассана –паши из новеллы о пленнике из 1 тома «Дон Кихота» рассказывает истинные жизненные впечатления писателя. Но о мужестве «Однорукого» ходили легенды. Прославился Сервантес, главным образом своими попытками бежать. Каждый раз неудачно, его ловили, наказывали.

В октябре 1580 года, выкупленный монахами-тринитариями, «алжирский пленник» вновь ступил на землю Испании.

С конца 1580 г. по 1587 Сервантес живёт в Мадриде, в Толедо и в его окресностях – в селении Эскивиас, на родине своей молодой жены Каталины де Паласиос. Его военная карьера закончена, на государственную службу его не берут, и он решает заняться «сочинительством». В 1585 году был опубликован его пасторальный роман «Галатея». Одновременно он пишет пьесы. С 1580-1590 гг. время расцвета испанского театра, формирования «новой комедии», творцом которой был соперник, а иногда недруг Сервантеса блистательный Лопе де Вега. Сервантес при всём тяготении к зрелищности и театру сочинял традиционные пьесы, которые не могли конкурировать с творениями Лопе. Хотя пьесы Сервантеса шли на сцене. Успех «Галатеи» не принёс Сервантесу достатка.

В 1587 г. отставной солдат Сервантес, получив, наконец, очень скромную должность комиссара по закупке провианта для готовящегося похода испанского флота к берегам Англии (год спустя испанская Непобедимая Армада будет разбита англичанами), покидает Мадрид и переезжает в Севилью, столицу Андалусии, большой портовый город, который называли «воротами» в Новый Свет. В Севилье, сменив должность закупщика провианта на столь же непочётную должность сборщика налогов, Сервантес живёт до 1600 г.. проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским городам и сёлам. У него были проблемы не только с навыками в торговом деле, в составлении счетов и оформлении бумаг, но и с арифметикой. В 1592 г. в селении Кастро дель Рио неподалёку от Кордовы его заключают в тюрьму, обвинив в превышении служебных полномочий. В 1597 он вновь оказывается в заключении – в севильской тюрьме – по обвинению в растрате казённых денег (банк, в котором он хранил собранные подати, лопнул). Именно там в севильской тюрьме он начинает сочинять историю Дон Кихота. Вскоре из тюрьмы его выпустили, но место он потерял. Он жил в Мадриде, в Толедо, в Эскивиасе… Летом 1604 года снял дом в Вальядолиде. Тогда же он продал права на издание «Дон Кихота» мадридскому издателю и книготорговцу Франсиско де Роблесу.

В начале 1605 года основная часть тиража «Дон Кихота» появляется в продаже в мадридской книжной лавке де Роблеса. Уже несколько месяцев спустя печатается второе издание имевшего огромный успех «Хитроумного идальго из Ла-Манчи» (так поначалу был назван роман). Пытаясь сгладить вкравшиеся в текст несообразности, Сервантес вносит в него некоторые изменения.

На издании «Хитроумного идальго..» Сервантес не разбогател, но приобрёл и всеиспанскую, более того всеевропейскую известность, и какой-то достаток, позволивший ему прожить последнпие десять лет жизни в относительном покое, нарушаемом лишь семейными неурядицами, да нападками литературных врагов. В 1606 г. Сервантес со своим семейством перебирается в Мадрид. Успех «Хитроумного идальго…» вдохновляет его осуществить давние замыслы о создании сборника новелл, а завершении авантюрно-сентиментального романа «Странствия Персилеса и Сихизмунды», возможно, начатого ещё до 1597 года. Сервантес также хочет продолжить карьеру драматурга в 1615 году он издаёт собрание своих пьес «Восемь комедий и восемь интермедий». За продолжение «Дон Кихота» он принимается вскоре после завершения работы над книгой «Назидательные новеллы», увидевшей свет в 1613 году. В прологе к этой книге он обещает читателю скоро выпустить продолжение полюбившегося романа, и всё никак не завершает Вторую часть. Как вдруг в начале 1614 года в арагонском городе Таррагоне выходит в свет «второй том» «Хитроумного идальго», на титуле которой стоит имя некоего Алонсо Фернандеса де Авельянеды. Сам обычай писать продолжения чужих книг в испанской литературе 16-17 вв. был весьма распространён, но Сервантес был потрясён и тем как Авельянеда исказил его замысел, и подлыми враждебными нападками на него самого. Единственным достойным ответом обидчику было скорейшее завершение всё время откладываемой на «потом» Второй части романа: уже в начале 1615 года в той же мадридской типографии, где родились два издания «Дон Кихота» 1605 года, вышло в свет сервантесовское продолжение «Хитроумного идальго…»: в пику Авельянеде оно было озаглавлено «Хитроумный кабальеро Дон Кихот Ламанчский».

Вторая часть не просто продолжает Первую, но и написана «поверх» Первой, исходит из того, что роман о Дон Кихоте вышел в свет и Дон Кихот совершает свой путь как почти всем известный, всеми признанный, пускай и книжный, но истинный рыцарь – кабальеро.

На смертном одре в апреле 1616 года Сервантес диктует пролог к своему любимому, спешно законченному роману «Странствия Персилеса и Сихизмунды», опубликованному уже после смерти автора, в 1617 году. В предисловии к изданию Сервантеса называли прославленным сыном нации. Сервантес скончался 22 апреля и был похоронен за счёт францисканского ордена в одном из францисканских монастырей на улице Кантарранос в Мадриде.

Могила писателя оказалась затерянной. Прижизненных портретов не осталось, дом, где Сервантес провёл последние годы снесли. Забыты «Персилес», на которого Сервантес возлагал такие надежды и «Галатея», но вечен «Дон Кихот». Это не только вторая по популярности книга после Библии, но и вечный уникальный образ, созданный воображением великого испанского писателя. Пожалуй, единственный случай, когда вечный герой приходит не из легенды. А из авторского сочинения.

Богатство и сложность текста романа о Дон Кихоте порождают множество интерпретаций этого героя. Если профессор из Петербургского университета Светлакова говорит о «формировании героя по собственному разумению», что и было заложено в рыцарстве, в идее рыцарства, то профессор Московского университета С.И. Пискунова пишет следующее: «Претворяя в жизнь свой виртуальный рыцарский роман, герой Сервантеса постоянно оглядывается на устав мифического ордена странствующих рыцарей, членом которого себя осознаёт. Поэтому нельзя сказать, что Дон Кихот ведёт себя по собственному усмотрению, стараясь ни в чём не походить на других, в чём нередко заключается чудачество героев более позднего времени. Напротив, его поведение «запрограмированно» канонами рыцарского повествования и идеей подражания. Но подражание деяниям и любовным страданиям книжных рыцарей помимо воли самого идальго превращается в пародирование – в передразнивание. Слова и дела Дон Кихота попадают не в тот контекст. Накладываются на «низкий» текст обыденной действительности, что иронически обыгрывается автором.

Но мы можем усомниться, в неоригинальности героя. Ведь будь то подражание, будь то пародирование рыцарства, невозможно говорить о клишированном поведении. Творение подвигов по канонам рыцарства можно воспроизводить только на личном уровне, руководствуясь высокими идеалами благородства и доброты. А вот пародированию, обыгрыванию, синтезу и переосмыслению подвергаются в романе Сервантеса все возможные нарративные стратегии, все жанры, известные в его время. Во-первых, разумеется, мы может отметить, что здесь есть не только повествование (эпос), но и лирика, т.к. в текст вкраплены лирические стихотворения, и драма. Есть сцены в романе Сервантеса, про которые можно сказать, что они оформлены театрально. Но что касается прозаических, нарративных жанров, то они представлены во всей полноте. Можно увидеть и хроники, и письма, и трактаты, не говоря уже о новеллах, непосредственно вставленных в текст. Первоначальный замысел Дон Кихота, возможно, тоже рассматривался как новелла, а не роман. Что же касается романного повествования, то оно составляет плоть и кровь романа Сервантеса.

Во-первых, рыцарский роман. В Испании он переживал «вторую волну» популярности в начале 16 столетия. Средневековый рыцарский роман даёт свою форму, и Ренессансный миф о человеке, обогащает концепцию героя. Открытие новых земель и расширение мира, включение в сознание европейского человека знаний о существовании запредельного мира придало новые краски авантюрности рыцарского романа.

Наибольшей популярностью пользовался в Испании роман об Амадисе Гальском. Первоначально роман об Амадисе сложился на рубеже 13-14 веков, но увековечил, художественно доработал его кастилец Гарси Родригес де Монтальво. Он изменил закрытую концовку на открытую. Если в ранней версии Амадис погибает от руки собственного сына, а его возлюбленная Ориана кончает с собой, то теперь Амадис и Ориана вступают в законный брак, Амадис становится идеальным правителем своей страны, но им уготованы новые испытания. Рыцарский роман в 16 веке был необычайно востребован. Но необходимо отличать жанры продуктивные от жанров серийных, подражательных. Ко второй половине 16 века рыцарский роман уже изжил себя, превратился в продукцию массовой литературы и в это время создавались романы, несопоставимые с шедеврами произведений начала 16 века. Именно про низ Дон Кихот говорит: в одном то же, что и в другом и в третьем. Роман об Амадисе Гальском содержал предпосылки для многочисленных продолжений про сына, племянников и т.д. Но сама невероятность их приключений не спасала.

Пасторальный роман рассказывал о возвышенной науке любви, когда герои уходят из мест обитания в горы, в лес, ведут образ жизни самый простой, но при этом их отношения необычайно благородны. Социум, дающийся в пасторальном романе – самое большее деревня, откуда герои стремятся убежать. Богатые и знатные персоны, если и встречаются в повествовании, то бывают выведены из свадебной коллизии развязки.

И, наконец, плутовской роман. Именно он даёт ту неповторимую ироническую тональность, которая так прославит его в 17 столетии и сделает одним из ведущих романных жанров. Плутовской роман строится как антитеза рыцарскому. Если в рыцарском романе даётся длинная родословная, то в плутовском романе герой, как правило – сирота, или из очень бедной семьи. Он оказывается в отрицательной среде и должен выжить в этом страшном мире. Сентиментальная чувствительность исключена из повествования, зато усилен иронический модус. Повествование ведётся от первого лица, иначе мы бы не могли принять и объяснить поступков героя.

Мавританский роман. И он упоминается на страницах «Дон Кихота». Начнём с «автора» повествования о Дон Кихоте. Это "мавританские" романы, посвященные жизни мавров: анонимная История Абенсерраха и прекрасной Харифы и Гражданские войны в Гранаде (ч. I – 1595, ч. II – 1604) Хинеса Переса де Ита (ок. 15 – ок. 1619).

В «Дон Кихоте» обыгрываются и используются повествовательные техники всех этих романов.

Главный герой романа идальго. Сервантес и сам принадлежал к этому сословию, как идальго ничего не добился. Это сословие в 16 веке переживало психологическую драму. Если в начале 16 века идальго говорили о себе, что они «пониже Господа, Бога, а уж королю не уступят ни в чём, то в середине 16 столетия нищие идальго – явление уже встречающееся, а в конце- массовое.

В «Дон Кихоте» отразилась философия Эразма Роттердамского. Эразм открыл путь развития христианской мысли, когда она не порывая с собственной традицией уже не была связана собственно богословской доктриной. В эпоху Возрождения возникает вопрос о христианском гуманизме, т.е. о том, как следует на земле воплощать принципы Христа. В идеологическом отношении роман Сервантеса нейтрален. Сервантес не даёт готовых ответов, по возрожденческому обычаю скрывает истину. У него нет проникновенного образа какого-нибудь настоящего истинного служителя церкви. Священники в романе показаны, но не маркированы. Но через рыцарский идеал, через служение Дон Кихота христианские идеи входят в структуру этого романа.

Мир, в котором появляется Дон Кихот, обыден, меркантилен и зол. В этом мире Дон Кихот выглядит безумцем, не соблюдающим законы здравого смысла. Зазор между меркантильностью Нового времени и прекрасным рыцарским идеалом превратился в пропасть. Сумасшествие Дон Кихота в том и состоит, что герой не хочет этого замечать.

Если задастся вопросом, а кто есть Дон Кихот, какие качества сделали его нарицательным героем, и как мы понимает донкихотство, то можно ответить: донкихотство – это бескорыстное доброе деяние, как правило, обречённое на неудачу. Почему мы всё-таки сочувствуем личностной концепции Дон Кихота и поддерживаем её, так это именно из-за характера и сущности самого героя. Ведь очень легко делать что-то вместе со всеми, трудно делать наперекор, но когда ты победил, то ты торжествуешь. Но если постигла неудача, все смеются, но ты знаешь, что всё равно прав, и всё равно готов идти по пути добра, то это и есть Дон Кихот.

То, что этот герой не сумасшедший, а, напротив, обладает особой мудростью, добротой и самоотверженностью, мы начинаем понимать после вставных историй в новеллах первого тома. Как только заходит речь о мире высоких чувств (здесь включается пасторальный регистр), то Дон Кихот уже не выглядит сумасшедшим. Он всё понимает, даёт советы и оказывается, в высшей степени, разумен. Хитрый Сервантес в какой-то момент делает оговорку: «Дон Кихот был способен рассуждать вполне здраво, КОГДА ДЕЛО НЕ КАСАЛОСЬ РЫЦАРСКИХ РОМАНОВ.

Меркантильное Новое время забыло не только идеалы рыцарских романов, но и уже вытеснило из действительности ренессансные великие идеи о прекрасном человеке. Поэтому возрождение рыцарства в Дон Кихоте есть и возрождение ренессансных идеалов.

Бахтин находит в романе Сервантеса упоительные подтверждения теории смеховой культуры. Прежде всего, это касается образа Санчо Пансы. Санчо- самое распространённое имя среди испанских крестьян, а Панса – значит брюхо. Сам облик Санчо Пансы напоминает о торжестве «материально-телесного низа» по Бахтину. Ему противоположен аскетичный и восторженный тощий Дон Кихот, живущий только духовными идеями и резонно ответивший трактирщику на вопрос о деньгах, что никогда не читал в романах, чтобы рыцарь, приехав в замок, платил деньги.

Рождение прекрасной дамы Дон Кихота – начало его миротворения. Он с удовольствием видит Альдонсу Лоренсо и называет её Дульсинеей. Имя Альдонсы в известной испанской пословице «когда нет приличной девицы и Альдонса сгодится» понимается как синоним потаскушки. И хотя о крестьянской девушке Сервантес такого не говорит, но пространство воображения его героя действительно изображает широким.

Ingenio- хитроумный, изобретальный Дон Кихот. Эта изобретательность становится его знаком, его движущей силой.

«Друзья» Дон Кихота священник и цирюльник приводят его домой и чистят его библиотеку. Кстати почему именно цирюльник и священник? Цирюльник очень хорошо знает телесный должный облик человека, он же выполнял и фельдшерские обязанности, ну а священник имеет безоговорочную монополию на внутренний мир, вот и получается, что, по их мнению, Дон Кихот сильно болен. Это очень знаменательный эпизод. Кроме того, что здесь дан каталог книг и их оценка, именно в этом эпизоде односельчане подыгрывают Дон Кихоту и, замуровав книгохранилище, заявляют, что «книги унёс злой волшебник». Так в сознание Дон Кихота входит тема волшебников, которые не дают ему исправить этот мир. Волшебники становятся оправданием, когда Дон Кихот видит отрицательные результаты его подвигов.

Кроме самоотверженности и бескорыстия Дон Кихот обладает редким достоинством. Это проявляется в его знаменитой отповеди духовнику и герцогской чете:

я - рыцарь и, коли будет на то воля всевышнего, рыцарем и умру. Одни шествуют по широкому полю надутого честолюбия, другие идут путем низкой и рабьей угодливости, третьи - дорогою лукавого лицемерия, четвертые - стезею истинной веры, я же, ведомый своею звездою, иду узкой тропой странствующего рыцарства, ради которого я презрел житейские блага, но не честь. Я вступался за униженных, выпрямлял кривду, карал дерзость, побеждал великанов и попирал чудовищ. Я влюблен единственно потому, что так странствующим рыцарям положено, но я не из числа влюбленных сластолюбцев, моя любовь - платоническая и непорочная. Я неизменно устремляюсь к благим целям, а именно: всем делать добро и никому не делать зла. Судите же теперь, ваши светлости, высокородные герцог и герцогиня, можно ли обзывать глупцом того, кто так думает, так поступает и так говорит. (т.2 гл 32)

Вторая часть усложнена по сравнению с первой, она, как уже говорилось, написана «поверх» первой. Но бытует мнение, что вторую часть Сервантес писал, полемизируя со своим врагом. Он использовал приём текста в тексте. Текст второй части включает отголоски текста врага. Отношение Сервантеса к тексту Авельянеды утилитарно-уничижительно. Он использует его текст как подручный материал для создания собственной постройки, всячески подч1ркивая грубость и топорность работы предшественника. См. Пискунова стр.252


[1] Пискунова С.И. Сервантес и его роман//Пискунова С.И. Испанская и португальская литература XII-XIX вв. М.: ВШ 2009, с. 153

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие Финансовое планирование предприятия | Энтропия. Первое начало термодинамики ничего не говорит о направлении протекания процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.