Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Функции цен




1. Измерительная, соизмерителъная и учетная функции.

2. Регулирующая функция.

3. Стимулируюшая функция.

4. Перераспределительная функция.

 

Форма организации обучения: обзорная лекция:

Цель лекции: формирование системы знаний о функциях цены.

 

Содержание лекции

1.Измерительная, соизмерителъная и учетная функции

Цена выполняет измерительную функцию. Цена обслуживает оборот по

реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех

относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-

посредника-покупателя. В этом качестве она выступает, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров.

Перечисленные факты позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

Цена выполняет учетную функцию. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т.д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача и т. п.

 

2Регулирующая функция.

Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно- платежной способностью производителя и потребителя. Причем на

рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой

происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для

изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса. Производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену, а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое качество как результат стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом- потребителем, либо государством.

Цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.

 

3. Стимулирующая функция

Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидка-микс цены.

4Функция распределения и перераспределения.

Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальным и группами населения. Данная функция цены остается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет. С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Функции цен

2. Перераспределительное ценообразование в условиях плановой экономики.

в условиях монополистических и олигополиетических структур.

3. Функция цены как средства более рационального размещения производства

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.