Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Прибыль — один из ос­новных источников доходов федерального и местного бюджетов, основная цель предпринимательской деятельности




 

Прибыль — один из ос­новных источников доходов федерального и местного бюджетов, основная цель предпринимательской деятельности. При стабильных ценах динамика прибыли отражает изменение эффективности производства. От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия, возможность формирования фондов развития производства и социальной защиты, материального поощре­ния работников.

Прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия и основной источник финансирования его деятельности. В то же время прибыль предприятия — это источник доходов государства и местных бюджетов.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть меха­низм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Целью работы является исследование методов анализа прибыли.

Для выполнения поставленной цели в семестровой работе выполнены следующие задачи:

- изучены понятие и виды прибыли;

- исследовано основные статистические показатели прибыли;

- изучены факторы влияющие на прибыль;

- исследована методика анализа балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли.

Предметом исследования является прибыль.

Объектом исследования является методика анализа прибыли.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная классификация, анализ и обобщение, методы описания, сравнения и др.

 

 

1 Сущность и статистические показатели прибыли

1.1 Понятие и виды прибыли

 

Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты торгово-производственного процесса, является прибыль в форме денежных накоплений, представляющих собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. Прибылью характеризуется абсолютный эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности предприятий всех видов [1, c. 442].

«Прибыль - это часть чистого дохода, соз­данного в процессе производства и реализо­ванного в сфере обращения, который непо­средственно получают предприятия» [5, c. 325]. Только после продажи продукции чистый доход при­нимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выруч­кой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчис­лений из выручки в бюджетные и небюджет­ные фонды) и полной себестоимостью реали­зованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной про­дукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности сле­дует изучать в тесной связи с использова­нием и реализацией продукции.

«По составу включаемых элементов различают:

- валовую прибыль;

- прибыль от реализации;

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- чистую при­быль» [3, c. 232].

Базой для всех расчетом служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. «Балансовая прибыль (убыток) — конечный результат деятельности предприятия, отражаемая в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета» [3, c. 232]. Она рассчитывается суммированием прибыли от реа­лизации продукции (товаров, работ, услуг), иных материальных цен­ностей и доходов (расходов) от внереализационных операций:

Пб = ± Пр ± Ппр ± Пвнер, (1)

где Пб — балансовая прибыль (убыток);

Пр — прибыль от реализации продукции (работ и услуг);

Ппр — прибыль от прочей реализации, включающей реализацию

основных фондов и другого имущества, нематериальных ак­тивов, ценных бумаг и т.п.;

Пвнер — прибыль (доход) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности других предприятий и др.). Здесь вполне возможен как положитель­ный результат (+), так и отрицательный (-) даже при благо­приятных итогах работы.

Основная, преобладающая часть балансовой прибыли — это прибыль от реализации готовой продукции, сдачи заказчиком вы­полненных работ и услуг.

На формирование балансовой прибыли оказывают влияние результаты:

Прибыль от реализации продукции и услуг:

- объем продажи продукции;

- структура товарной продукции;

- цены реализации;

- себестоимость продукции.

Прибыль от прочей реализации:

- прибыль от продажи товарно-материальных ценно­стей;

- прибыль от реализации продукции подсобных хо­зяйств;

- прибыль от реализации основных фондов и нематери­альных активов.

Внереализационные финансовые результаты:

прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий;

- прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли;

- пени и штрафы, полученные и уплаченные;

- убытки от списания дебиторской задолженности;

- убытки от стихийных бедствий;

- доходы по акциям, облигациям, депозитам;

- доходы и убытки по валютным операциям и т. д.

На основе балансовой прибыли определяется валовая прибыль. «Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям» [3, c. 233]. Валовая прибыль в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Это расчетный пока­затель, специально определяемый для целей налогообложения.

В настоящее время в хозяйственной практике используется по­казатель чистой прибыли предприятия.

«Чистая прибыль представляет разность между балансовой при­былью и суммой платежей в бюджет из прибыли» [1, c. 443].

Чистая прибыль направляется на производственное разви­тие, социальное развитие, материальное поощрение работни­ков, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предпри­ятием действующего законодательства, на благотворитель­ные и другие цели.

«Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реа­лизации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию:

PP = N – S - CK - Cy, (2)

где Рр— прибыль от реализации продукции;

N — выручка от реализации продукции;

S — себестоимость реализованной продукции;

Ск — коммерческие расходы;

Су—управленческие расходы» [3, c. 234].

«Прибыль до налогообложения равна сумме прибыли от реализации продукции, работ, услуг и прочих доходов за мину­сом расходов» [2, c. 232].

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

- доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого учас­тия в совместных предприятиях,

- доходы от сдачи (получения) имущества в аренду,

- доходы (расходы) по акциями, облигациями и другим ценным бумагам,

- суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санк­ций и в возмещение убытков,

- другие доходы и расходы от операций, непосредственно не свя­занных с производством и реализацией продукции. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.

«Налогооблагаемая прибыль - это прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу меж­ду прибылью до налогообложения и суммой доходов, полученных по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, рентных платежей, а также суммой льгот по налогу на при­быль в соответствии с действующим налоговым законодательством» [2, c. 232]. Она равна ба­лансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

- отчислений в резервные фонды, создание которых пред­усмотрено законодательством;

- рентных платежей в бюджет;

- доходов по ценным бумагам и от долевого участия в де­ятельности других предприятий;

- прибыли от страховой деятельности;

- прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

- курсовой разницы, образовавшейся в результате изме­нения курса рубля по отношению к котируемым ЦБР иностранным валютам и т. д.

 

1.2 Показатели рентабельности

 

«В условиях рыночных отношений велика роль показа­телей рентабельности продукции, характеризующих уро­вень прибыльности (убыточности) ее производства. При анализе производства показатели рентабельности исполь­зуются как инструмент инвестиционной политики и цено­образования. К ним можно отнести рентабельность про­даж (показатели оценки эффективности управления), рен­табельность вложений в предприятия (прибыльность хо­зяйственной деятельности). Эти показатели характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций» [6].

Различают три показателя рентабельности:

- общая рентабель­ность предприятия;

- рентабельность реализованной продукции;

- рен­табельность капитала.

«Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:

R = * 100%, (3)

где П6 — балансовая прибыль (убыток);

Ф — среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств» [1, c. 447].

Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (ос­новных и оборотных средств).

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятель­ности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по ак­циям, облигациям и другим ценным бумагам.

Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным.

Повышению рентабельности предприятия способствует увели­чение прибыли на основе роста производства и реализации продук­ции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, пре­дупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и про­стоев, повышения производительности труда.

В мировой практике в условиях рыночной экономики показате­лем, близким по содержанию к рентабельности предприятий, явля­ется норма прибыли — отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу.

«Рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение при­были (Пр), полученной от реализации продукции (работ, услуг), к затратам на ее производство:

r = * 100%, (4)

где Пр — прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Z — затраты на производство продукции (полная ее себестоимость)» [1, c. 447].

Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает прирост средств, которые получены в изучаемом периоде в резуль­тате эффективности текущих затрат, и зависит от цен на сырье, ка­чества продукции, производительности труда, материальных и дру­гих затрат на производство.

«Средний уровень рентабельности продукции можно представить как сумму произведений рентабельности отдельных видов продук­ции и структуры затрат на реализованную продукцию:

, (5)

где ri — уровень рентабельности отдельных видов продукции;

di — удельный вес затрат на производство и реализацию отдель­ного вида продукции» [1, c. 448].

Использование индексного метода анализа позволяет опреде­лить меру влияния каждого фактора на изменение суммы прибыли.

«Абсолютный прирост суммы прибыли в текущем периоде по сравнению с базисным (∆П6) обусловлен:

изменением общей рентабельности предприятия:

, (6)

изменением суммы затрат:

(7)

где R1, R0 — общая рентабельность предприятия в отчетном и базис­ном периодах соответственно;

Z1,Z0 — выраженные в денежной форме текущие затраты на произ­водство и реализацию продукции (себестоимость) в отчет­ном и базисном периодах соответственно» [1, c. 448].

=+, (8)

«Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:

, (10)

где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

К — капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения)» [1, c. 448].

Общая оборачиваемость капитала характеризует число круго­оборотов имущества предприятия за определенный период (год, квартал) или показывает объем выручки от реализации продукции, приходящийся на 1 руб. капитала предприятия. Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продук­ции на 1 руб. имущества предприятия, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньше капитала.

Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в ре­зультате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом перио­де, роста цен из-за инфляции. Нормальным значением для этого коэффициента считается 1:1.

Изменение рентабельности продукции означает высо­кую вероятность того, что будущие доходы от производ­ственной деятельности также изменятся в том же направ­лении. Характер изменений рентабельности продук­ции можно оценить на основе динамики цен и заработ­ной платы [7].

Масса прибыли обусловлена не только рентабельно­стью продукции, но и объемом продаж. Простейший рас­чет позволяет разложить прирост прибыли от продаж на две эти составляющие: за счет роста оборота (выручки от реализации) и за счет изменения рентабельности продук­ции. Если рентабельность вычислять как прибыль на 1 рубль оборота (Р = П/Q, где П - прибыль от продаж продукции; Q - выручка от продаж продукции), то прирост прибыли по сравнению с предыдущим годом определя­ется следующим образом:

«∆П = P1Q1 – P0Q0 = ∆ПQ + ∆ПР. (11)

В этой формуле ∆ПQ - прирост прибыли за счет изме­нения оборота; ∆ПР - прирост прибыли за счет изменения рентабельности продукции» [7].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.