КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Прибыль — один из основных источников доходов федерального и местного бюджетов, основная цель предпринимательской деятельности
Прибыль — один из основных источников доходов федерального и местного бюджетов, основная цель предпринимательской деятельности. При стабильных ценах динамика прибыли отражает изменение эффективности производства. От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия, возможность формирования фондов развития производства и социальной защиты, материального поощрения работников. Прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия и основной источник финансирования его деятельности. В то же время прибыль предприятия — это источник доходов государства и местных бюджетов. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения. Целью работы является исследование методов анализа прибыли. Для выполнения поставленной цели в семестровой работе выполнены следующие задачи: - изучены понятие и виды прибыли; - исследовано основные статистические показатели прибыли; - изучены факторы влияющие на прибыль; - исследована методика анализа балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли. Предметом исследования является прибыль. Объектом исследования является методика анализа прибыли. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная классификация, анализ и обобщение, методы описания, сравнения и др.
1 Сущность и статистические показатели прибыли 1.1 Понятие и виды прибыли
Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты торгово-производственного процесса, является прибыль в форме денежных накоплений, представляющих собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. Прибылью характеризуется абсолютный эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности предприятий всех видов [1, c. 442]. «Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия» [5, c. 325]. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. «По составу включаемых элементов различают: - валовую прибыль; - прибыль от реализации; - прибыль (убыток) до налогообложения; - чистую прибыль» [3, c. 232]. Базой для всех расчетом служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. «Балансовая прибыль (убыток) — конечный результат деятельности предприятия, отражаемая в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета» [3, c. 232]. Она рассчитывается суммированием прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов (расходов) от внереализационных операций: Пб = ± Пр ± Ппр ± Пвнер, (1) где Пб — балансовая прибыль (убыток); Пр — прибыль от реализации продукции (работ и услуг); Ппр — прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и другого имущества, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п.; Пвнер — прибыль (доход) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности других предприятий и др.). Здесь вполне возможен как положительный результат (+), так и отрицательный (-) даже при благоприятных итогах работы. Основная, преобладающая часть балансовой прибыли — это прибыль от реализации готовой продукции, сдачи заказчиком выполненных работ и услуг. На формирование балансовой прибыли оказывают влияние результаты: Прибыль от реализации продукции и услуг: - объем продажи продукции; - структура товарной продукции; - цены реализации; - себестоимость продукции. Прибыль от прочей реализации: - прибыль от продажи товарно-материальных ценностей; - прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств; - прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов. Внереализационные финансовые результаты: прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий; - прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли; - пени и штрафы, полученные и уплаченные; - убытки от списания дебиторской задолженности; - убытки от стихийных бедствий; - доходы по акциям, облигациям, депозитам; - доходы и убытки по валютным операциям и т. д. На основе балансовой прибыли определяется валовая прибыль. «Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям» [3, c. 233]. Валовая прибыль в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Это расчетный показатель, специально определяемый для целей налогообложения. В настоящее время в хозяйственной практике используется показатель чистой прибыли предприятия. «Чистая прибыль представляет разность между балансовой прибылью и суммой платежей в бюджет из прибыли» [1, c. 443]. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели. «Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию: PP = N – S - CK - Cy, (2) где Рр— прибыль от реализации продукции; N — выручка от реализации продукции; S — себестоимость реализованной продукции; Ск — коммерческие расходы; Су—управленческие расходы» [3, c. 234]. «Прибыль до налогообложения равна сумме прибыли от реализации продукции, работ, услуг и прочих доходов за минусом расходов» [2, c. 232]. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: - доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях, - доходы от сдачи (получения) имущества в аренду, - доходы (расходы) по акциями, облигациями и другим ценным бумагам, - суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков, - другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций. «Налогооблагаемая прибыль - это прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу между прибылью до налогообложения и суммой доходов, полученных по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, рентных платежей, а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с действующим налоговым законодательством» [2, c. 232]. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму: - отчислений в резервные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; - рентных платежей в бюджет; - доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий; - прибыли от страховой деятельности; - прибыли от отдельных банковских операций и сделок; - курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБР иностранным валютам и т. д.
1.2 Показатели рентабельности
«В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. К ним можно отнести рентабельность продаж (показатели оценки эффективности управления), рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности). Эти показатели характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций» [6]. Различают три показателя рентабельности: - общая рентабельность предприятия; - рентабельность реализованной продукции; - рентабельность капитала. «Общая рентабельность предприятия определяется по формуле: R = * 100%, (3) где П6 — балансовая прибыль (убыток); Ф — среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств» [1, c. 447]. Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств). Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным. Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда. В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятий, является норма прибыли — отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу. «Рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение прибыли (Пр), полученной от реализации продукции (работ, услуг), к затратам на ее производство: r = * 100%, (4) где Пр — прибыль от реализации продукции (работ, услуг); Z — затраты на производство продукции (полная ее себестоимость)» [1, c. 447]. Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает прирост средств, которые получены в изучаемом периоде в результате эффективности текущих затрат, и зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. «Средний уровень рентабельности продукции можно представить как сумму произведений рентабельности отдельных видов продукции и структуры затрат на реализованную продукцию: , (5) где ri — уровень рентабельности отдельных видов продукции; di — удельный вес затрат на производство и реализацию отдельного вида продукции» [1, c. 448]. Использование индексного метода анализа позволяет определить меру влияния каждого фактора на изменение суммы прибыли. «Абсолютный прирост суммы прибыли в текущем периоде по сравнению с базисным (∆П6) обусловлен: изменением общей рентабельности предприятия: , (6) изменением суммы затрат: (7) где R1, R0 — общая рентабельность предприятия в отчетном и базисном периодах соответственно; Z1,Z0 — выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) в отчетном и базисном периодах соответственно» [1, c. 448]. =+, (8) «Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала: , (10) где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); К — капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения)» [1, c. 448]. Общая оборачиваемость капитала характеризует число кругооборотов имущества предприятия за определенный период (год, квартал) или показывает объем выручки от реализации продукции, приходящийся на 1 руб. капитала предприятия. Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. имущества предприятия, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньше капитала. Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции. Нормальным значением для этого коэффициента считается 1:1. Изменение рентабельности продукции означает высокую вероятность того, что будущие доходы от производственной деятельности также изменятся в том же направлении. Характер изменений рентабельности продукции можно оценить на основе динамики цен и заработной платы [7]. Масса прибыли обусловлена не только рентабельностью продукции, но и объемом продаж. Простейший расчет позволяет разложить прирост прибыли от продаж на две эти составляющие: за счет роста оборота (выручки от реализации) и за счет изменения рентабельности продукции. Если рентабельность вычислять как прибыль на 1 рубль оборота (Р = П/Q, где П - прибыль от продаж продукции; Q - выручка от продаж продукции), то прирост прибыли по сравнению с предыдущим годом определяется следующим образом: «∆П = P1Q1 – P0Q0 = ∆ПQ + ∆ПР. (11) В этой формуле ∆ПQ - прирост прибыли за счет изменения оборота; ∆ПР - прирост прибыли за счет изменения рентабельности продукции» [7].
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |