Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ прибыли




 

Основными задачами анализа являются:

1. Оценка динамики показателей прибыли, обоснованности обра­зования и распределения их фактической величины.

2. Выявление и измерение действия различных факторов на при­быль.

3. Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек.

 

2.1 Факторы, влияющие на величину прибыли

 

Различные стороны производственной, сбытовой, снаб­женческой и финансовой деятельности предприятия полу­чают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффек­тивность хозяйствования предприятия. На изменение при­были влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- природные условия;

- транспортные условия;

- социально-экономические условия;

- уровень развития внешнеэкономических связей;

- цены на производственные ресурсы;

- чрезвычайные события;

- изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, сырье, материалы, топливо и др.

К внутренним факторам изменения прибыли, зависящим от предприятия и контролируемые им, относятся:

основные факторы:

- объем продаж;

- себестоимость продукции;

- структура продукции и затрат;

- цена продукции;

не основные факторы, связанные с нарушением хозяй­ственной дисциплины:

- ценовые нарушения;

- нарушение условий труда и требований к качеству продук­ции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.

 

2.2 Анализ балансовой прибыли

 

«Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций» [4, с. 99].

Анализ балансовой прибыли начинают с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в размере ее составля­ющих элементов — так называемый горизонтальный анализ. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе балансовой прибыли.

Для более глубокого анализа исследуют состав каждого элемента балансовой прибыли и факторы, повлиявшие на нее.

Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции:

«Pp=N - S, (12)

где N – выручка от реализации продукции,

S – себестоимость реализованной продукции» [3, c. 237].

Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручку от реализации) и себестоимость продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой прибыли.

Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования.

Приведем по факторные расчеты изменения прибыли.

Общее изменение себестоимости за период составляет:

∆S = ∆U+∆M+∆A, (13)

где: ∆S — общее изменение затрат на производство реализо­ванной продукции;

∆U — изменение затрат по оплате труда;

∆M — изменение материальных затрат;

∆А—изменение амортизации.

В свою очередь, изменения затрат по оплате труда ха­рактеризуется абсолютным и относительным отклонением: абсолютное отклонение:

∆U = U1 – U0, (14)

относительное отклонение:

∆U = U1 – U0∙IN, (15)

где U1, U0 — отчетная и базовая величина затрат по оплате труда;

IN — индекс изменения объема выручки от реализации продукции.

Изменение материальных затрат раскладывается ана­логично:

абсолютное отклонение:

∆М = М1 - М0, (16)

относительное отклонение:

∆М = М1 - М0∙IN. (17)

Влияние амортизации составит: абсолютное отклонение:

∆А = А1 - А0. (18)

относительное отклонение:

∆А = А1 - А0∙IN. (19)

 

Рисунок 1 – Схема анализа прибыли [5, с. 327]

 

Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости про­дукции. Это отражается на изменении прибыли от реализа­ции и, в конечном счете, на изменении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет к снижению балансовой прибыли и наоборот.

 

2.3 Анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг

 

Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и ди­намику прибыли от реализации.

«На прибыль от реализации оказывает влияние изменение сле­дующих факторов:

- изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и ра­боты;

- изменение полной себестоимости объектов реализации;

- изменение объема реализации;

- изменение структуры и ассортимента реализованной продукции» [3, c. 240].

Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение прибыли, т.е. с увеличением уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: уве­личение себестоимости снижает прибыль, и наоборот.

Объем реализации продукции (работ, услуг) может оказывать различное воздействие на сумму прибыли.

При увеличении объема реализации убыточной продукции сум­ма прибыли снижается, а рентабельность увеличивается.

Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на величину прибыли. С уве­личением доли рентабельных изделий в общем объеме ее реализа­ции сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации про­дукции (работ, услуг), необходимо дать общую оценку изменения прибыли:

∆П = П1 – П0, (20)

где ∆П — изменение прибыли;

П0, П1— прибыль базисного и отчетного периода.

Затем необходимо определить количественное влияние измене­ний факторов.

Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реа­лизованную продукцию определяется как разница между реализа­цией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчет­ном году в ценах базисного года (через выручку от реализации):

∆Пz = ∑ p1q1 - ∑ p0q1, (21)

где ∆Пz — изменение прибыли за счет изменения цены.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разни­ца между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчет­ного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции):

∆Пс = Сz1 - Сz0, (22)

где ∆Пс — изменение прибыли за счет изменения себестоимости;

Сz1 фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;

Сz0 — себестоимость реализованной продукции отчетного года

в ценах базисного года.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчис­ленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой ве­личиной):

∆Пv, стр = Пpvф. - П pzб, (23)

где ∆Пv, стр — изменение прибыли за счет изменения объема и структуры;

Пpvф. — прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;

П pzб — прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо опре­делить влияние объема через коэффициент роста реализации про­дукции (Кр), т.е. определить процент выполнения плана по реали­зации продукции в оценке по плановой себестоимости или в нату­ральном исчислении:

∆Пv = П0Кр – П0 = П0 р – 1), (24)

Кр = qф/qпл, (25)

где ∆Пv — изменение прибыли за счет изменения объема реализа­ции;

П0 — балансовая прибыль;

Кр — коэффициент роста объема реализованной продукции;

qф, qпл фактический плановый выпуск продукции в условно-натуральном выражении.

Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции будет определяться сальдовым способом:

∆Пстр = ∆Пv, стр - ∆Пv, (26)

где ∆Пстр — изменение прибыли за счет изменения структуры реа­лизованной продукции.

Влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифы на услуги (электроэнергия, водоснабжение, пере­возки и т. п.) определяют по данным аналитического учета и расчетам экономистов.

Влияние на прибыль изменения затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как раз­ность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и факторов, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины.

Влияние на прибыль нарушений хозяйственной дис­циплины. Влияние устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах вследствие нарушения стандартов, технических условий, рецептур, невыполнения мероприятий по охране труда, техники безопасности и др.

 

2.4 Анализ чистой прибыли

 

«Чистая прибыль равна разнице между облагаемой налогом при­были до налогообложения отчетного года и величиной налога с уче­том льгот. Чистая прибыль является основой развития экономики хо­зяйствующего субъекта. Направления использования прибыли, и прин­ципы распределения определяются хозяйствующим субъектом само­стоятельно и отражаются в учетной политике. Хозяйствующий субъект при определении принципов распределения и направлений использо­вания исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений дея­тельности и перспектив развития экономики, исходя из чего отдель­ные направления использования прибыли могут меняться в зависимо­сти от конкретной ситуации» [4, c. 107].

В соответствии с законода­тельством и учредительными документами хозяйствующий субъект распределяет чистую прибыль по следующим направлениям исполь­зования:

- отчисления в резервный фонд, в том числе: резервы, образован­ные в соответствии с законодательством и в соответствии с уч­редительными документами;

- на гуманитарные и иные цели;

- в акционерных обществах — на выплату дивидендов.

В течение года хозяйствующий субъект направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т.е. расходует прибыль прошлых лет.

Часть прибыли может быть нераспределенной — это дополни­тельный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.

При анализе чистой прибыли необходимо составить аналити­ческую таблицу, в которой отражаются направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли).

На основании данных, необходимо найти абсолютное отклоне­ние, выявить причины отклонений, определить процент к прибыли по плану, по факту, найти относительное отклонение. По результа­там проведенных расчетов сделать выводы. Особое внимание сле­дует обратить на формирование и использование фонда накопления и величину нераспределенной прибыли, т.е. реинвестированной прибыли.

В акционерных обществах распределение прибыли — это вопрос дивидендной политики хозяйствующего субъекта. Данная пробле­ма решается по-разному хозяйствующими субъектами.

Капитализация чистой прибыли позволяет расширить производ­ство за счет собственных средств, что снижает величину расходов на обслуживание внешних источников финансирования (кредитов, займов). Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оце­нить не только темпы роста капитала хозяйствующего субъекта, но и оценить запас финансовой прочности (рентабельности продаж, оборачиваемости всех активов). Темп увеличения собственного ка­питала является важным ограничителем темпов роста предприятия. Темпы роста производства зависят не только от спроса рынков сбы­та, мощностей предприятия, но и от структуры капитала.

Темпы роста собственного капитала характеризуют потенциаль­ные возможности хозяйствующего субъекта по расширению произ­водства. Темпы устойчивого роста на перспективу зависят от теку­щей деятельности, определяющей величину прибыли. Величина текущих активов подвижна и зависит от масштабов бизнеса:

- отраслевой принадлежности;

- темпов реализации продукции;

- структуры оборотных средств;

- инфляции;

- учетной политики;

- системы расчетов.

Индикатором финансового благополучия является стабильность дивидендных выплат, которая снижает уровень риска для инвесто­ров, а, следовательно, ведет к увеличению спроса на акции данного хозяйствующего субъекта и росту цен на акции.

 

3 Задача: Анализ прибыли от реализации продукции

 

Расчет количественного влияния на величину прибыли можно определить, используя данные таблицы 1.

Изменение прибыли от реализации продукции:

∆Преализ = П1 – П0 = 18340 – 17080 = 1260 тыс. руб. - прибыль от реализации увеличилась на 1260 тыс. руб.

Влияние изменения цен ∆Пцена = Ц1 – Ц0 = 108380 - 107500 = + 880 тыс. руб.

Влияние изменения себестоимости ∆Псебест-ть = С1 – С0 = 90040 - 90640 = -600 тыс. руб. Снижение себестоимости увеличивает прибыль от реализации.

 

Таблица 1 - Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли

Показатели За пред. год По с/с и ценам пред. года По с/с и ценам отч. года
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в оптовых ценах (без НДС и акцизов), тыс. руб.      
2. Полная себестоимость реализованной продук­ции, тыс. руб.      
3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.      

Влияние изменения объема и структуры

∆Пструкт,V = 16860 - 17080 = -220 тыс. руб.

Общее влияние составит

∆П = +880 + 600 – 220 = 1260 тыс. руб.

Коэффициент роста реализованной продукции

Кр = qФ/qПЛ = 108380/115600 = 0,937;

∆П v = (17080 • 0,937) - 17080 = -1076 тыс. руб.

Снижение объема выпуска продукции снизило прибыль на 1076 тыс. руб.

∆Пстр = (-220) - (-1076) = 856 тыс. руб.

Изменение структуры выпуска продукции увеличило величину прибыли на 856 тыс. руб.

Анализ проведенных расчетов показывает, что увеличение при­были от реализации произошло за счет увеличения цен, а это при­вело к росту прибыли на 880 тыс. руб. и за счет снижения себесто­имости на 600 тыс. руб., собственно увеличив прибыль.

Влияние на изменение объема и структуры снизило прибыль в целом на 220 тыс. руб., что произошло за счет снижения объема реализации продукции на 1076 тыс. руб. и изменения структуры выпуска на 856 тыс. руб. Таким образом, влияние оказали ценовые факторы и структурные сдвиги в производстве.

 

 

Заключение

 

Общепризнанным индикатором успеха любой деятель­ности является прибыль, которая отражает эффективность работы и источники жизнедеятельности предприятия. Од­нако из-за ряда организационных и методологических про­блем учета эта категория пока не заняла своего важного места в практической деятельности предприятий и орга­нов управления России. В то же время значение прибыли в современных условиях многократно возросло, так как этот важнейший показатель входит в состав валового внутрен­него продукта вместе с доходами населения и нало­гами [6].

Анализ прибыли и финансовой деятельности предпри­ятий основных отраслей экономики за последние 13 лет показал, что «выжили» только прибыльные предприятия, а другие обанкротились. Многие продукты, выпускаемые на предприятиях, исчезли из нашей жизни в связи с тем. что не обладали необходимой полезностью или были слиш­ком затратными и низкого качества.

Это свидетельствует о неспособности и неготовности многих руководителей предприятий области работать в рыночных условиях прибыльно, иметь необходимые для этого знания, структуры и использовать новые рыночные методы управления финансовыми, материальными и тру­довыми ресурсами.

 

Тема 20: «СТАТИСТКА И АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

Введение 3

1 Статистические показатели 5

1.1 Виды статистических показателей 5

1.2 Абсолютные показатели 5

1.3 Относительные показатели 7

1.4 Средние показатели 9

2. Анализ рентабельности предприятия 17

2.1. Понятие рентабельности. 17

2.2. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности. 19

2.3. Анализ финансовой рентабельности. 23

2.4. Анализ рентабельности продукции. 26

Заключение 29

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.