Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеология: учение о припоминании

Аргументы в пользу бессмертия души

Согласно Платону, человеческая душа является нематериальной, безвидной и простой. Платон также разделяет пифагорейское учение о метемпсихозе. Но бессмертие души для Платона не является неким постулатом, унаследованным от предшественников. Напротив, он рассматривает этот вопрос как проблему и приводит ряд доказательств в пользу бессмертия души.

¨ Одно из них связано как раз с указанными выше свойствами души. Суть его в том, что изменяться, разрушаться могут только предметы материальные, имеющие сложное строение. Простое и нематериальное по своей сути таким свойством непричастно. Поэтому душа не может разрушиться и существует вечно.

¨ Другое доказательство связано с пониманием души как принципа жизни человеческого существа. Человек состоит из души и тела и понятно, что жизнь есть нечто отличное от тела, коль скоро материальное тело может быть и мертвым телом. Но если существует идея жизни, то жизнь не может перестать быть жизнью и стать смертью. Душа и выражает эту идею жизни. Поэтому, как обладающая сущностью жизни, душа является бессмертной.

По мнению Платона, душа до своего воплощения в теле, обладая способностью к созерцанию этих идей, познавала их. Попадая в тело, душа забывает это свое знание, но способна вспоминать идеи вещей при определенных обстоятельствах, например, сталкиваясь с материальными предметами, беседуя о них или просто размышляя. Таким образом, Платон рассматривает познание как припоминание (анамнесис).

 

 

«Познай самого себя»

У Платона есть диалог «Менон» в котором его участник Сократ просит привести юного необразованного раба и в беседе с ним задает ему вопросы таким образом, что сам этот раб доказывает некоторую математическую теорему. Здесь перед нами наглядный пример «повивального искусства» Сократа, и Платон использует этот пример для того, чтобы истолковать сократовский принцип «познай самого себя» как анамнесис: душа от рождения в теле уже содержит в себе знание об идеях, поэтому познание оказывается самопознанием (не в смысле познания собственных свойств, а в смысле обращения за знанием о мире внутрь себя, а не во вне). Анамнесис, по мнению Платона, является еще одним доказательством в пользу бессмертия души.

Вслед за Парменидом и элеатами, Платон различает собственно знание и мнение. Мнение человек составляет на основе данных чувственного восприятия, которое опыт преобразует в представления, а мышление, абстрагируя и обобщая представления, сопоставляя понятия и делая выводы, превращает в мнение. Такое мышление называется рассудком – тем, что мыслит при помощи определенных логических процедур. Мнение может быть истинным или ложным, относиться к вещам чувственным или умопостигаемым. В отличие от мнения, знание не основывается на данных ощущений, не бывает ложным, не может относиться к чувственному. Знание вообще не является результатом процесса познания. Оно есть результат некоторого вневременного созерцания. То, чем душа видит и знает идеи, Платон называет умом. Знание, таким образом, оказывается плодом деятельности не рассудка, а ума. Душа – связующее начало между миром чувственного и умопостигаемого. Мышление и мнение – свойства души.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
От души космоса к душе человека | Учение об идеальном государстве: земное по образцу небесного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.