Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение об идеальном государстве: земное по образцу небесного

Проблема зла у Платона

Соотношение души и тела: влияние пифагореизма

Учение о душе и антропология

Три части (начала) души

Ум не является единственной составляющей души. Как принцип жизни, душа, согласно Платону, состоит из трех начал: разумного, пылкого (аффективного) и вожделеющего. Платон, таким образом, закладывает основы психологии, поскольку его разделение вполне адекватно может быть выражено на современном языке. Разум и есть разум. Аффективная часть души – это эмоциональная сфера. Вожделеющая – сфера низших чувств, инстинктов (чувства и эмоции, разумеется, не одно и тоже). Люди различаются в том числе и тем, что у каждого можно отметить преобладание той или иной части души. Три части души неравноценны. Высшей является разум, низшей – сфера чувственного, которая помещается в области живота (эмоциональная – в груди). Наряду с частями души Платон выделяет четыре основные добродетели души: здравомыслие – господство над вожделениями, мужество – смирение пылкого начала, мудрость – совершенство разумного начала, справедливость – должное функционирование каждого из начал и души в целом.

Душа обладает свободной волей и может выбирать свой жребий. Посмертная участь души зависит от ее жизни в теле. Как и пифагорейцы, Платон считал, что тело – это могила, темница для души, которая отвлекает душу от созерцания идей и подчиняет душу себе, тем самым, препятствуя ей вернуться в высший мир, ее подлинное отечество. Поскольку тело связано с материей, то материя у Платона понимается как источник зла.

Проблема существования зла у Платона появляется неоднократно, но в целом, не имеет однозначного решения.

¨ Вот первое. С одной стороны речь идет о том, что существует благо; благ сам демиург и его благость является побудительной причиной создания им прекрасного и гармоничного космоса. С другой стороны, материя изначально хаотична и космосу было сообщено столько совершенства, сколько возможно с учетом «сопротивления» материи. Но в целом надо помнить, что созданные демиургом боги, которым было в свою очередь поручено создание человека, пекутся о его добродетели.

¨ Вот второе. Демиург сотворил две души – добрую и злую.

 

Идея микрокосма и макрокосма получила у Платона новое выражение в его теории государства. Как небесному присущ порядок, а создатель космоса демиург был благ (впервые в античности у Платона мы встречаем идею благости создателя вселенной как способ объяснения его гармонии и целесообразности), так и земное устройство человеческого общества должно быть по своему небесному образцу – разумному и гармоничному. Выражение концепции микро – и макрокосма является тройственное членение и космоса, и человеческой души и общества. Как в большом космосе, во-первых, иерархию идей венчает Благо, во-вторых, существует мировая душа и, в-третьих, телесный космос, а душа имеет три начала, так и общество должно быть трехчастно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гносеология: учение о припоминании | Общественное устройство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.