Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовно-нравственное воспитание – в отличие от нравственного воспитания – это формирование у человека этически-ориентированного типа духовности

Сущность духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание личности

 

 

 

Социальная среда накладывает заметный отпечаток на всю систему воспитания, на все его направления, но особую роль она играет в воспитании нравственном. Это обусловлено как особенностью самой морали, так и спецификой нравственного воспитания. Своеобразие последнего заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ: оно осуществляется повсеместно и постоянно. Фактически нет такого положения, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружает. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на личность заметно сказывается на эффективности нравственного воздействия различных субъектов воспитания.

Под нравственным воспитанием в педагогике понимается целенаправленный процесс формирования у человека нравственных черт характера, норм поведения, соответствующих социально-одобряемому нравственному идеалу.

Рассмотрим эти понятия подробнее.

Духовно-практическая деятельность – это важнейший элемент организации системы социального воспитания в военизированном учебном заведении. В ходе ее развертывания воспитанники оперируют с идеальными объектами, относящимися к области культуры, к области духовного. Все эти объекты имеют знаковую природу.

Духовно-практическая деятельность – это форма деятельности, содержание которой составляет оперирование с идеальными объектами, относящимися к области нравственного, эстетического, интеллектуального и религиозного

Педагогическим результатом участия в духовно-практической деятельности является формирование соответствующего типа духовности. Собственно сообразуясь с этими типами можно рассматривать всю духовно-практическую деятельность.

Опираясь на работы В. Федотовой[8] и М.Б. Черновой[9], мы определяем духовность как сопричастность (открытость, способность эмоционально и интеллектуально взаимодействовать) человека с областями общественного сознания (культуры) далеко выходящими за рамки повседневного бытия человека (в некоторых работах можно встретить толкование духовности, как сопричастность с вне-человеческим, как духовную трансцендентность).

Выделяется четыре типа духовности:

1. Этически-ориентированная: сопричастность человека к высшим нравственным нормам.

2. Эстетически ориентированная: сопричастность человека с прекрасным.

3. Рационально – ориентированная: сопричастность к высшим формам рационального познания как самостоятельной ценности.

4. Религиозная: сопричастность к божественному (сразу отметим, что рассмотрение духовно-практического освоения религиозных ценностей выходит за пределы настоящего пособия).

Но духовные сущности вовлекаются лишь в высшие уровни духовно-практической деятельности. Восхождение к ним осуществляется, как правило, постепенно.

Уровню духовности предшествуют два уровня.

1 уровень. Духовно-практическая деятельность, в ходе которой ценности этического, эстетического, рационального характера актуализируются для субъекта (например, при посещении художественной галереи все курсанты видят живописные полотна, но в духовно-практическую деятельность вовлечены лишь те, у которых возникают эстетические переживания).

2 уровень. Духовно-практическая деятельность, в ходе которой ценности этического, эстетического, рационального характера становятся для субъекта устойчивыми и в существенной степени направляют его жизнедеятельность (вплоть до деятельности по выработке новых ценностей – подобно тому, как музыкант создает новое произведение, а математик доказывает новую теорему)

Организацию духовно-практической деятельности мы рассмотрим в соответствии с тем типом духовных ценностей, которые она формирует. Религиозные ценности мы не рассматриваем в данной лекции, так как считаем, что обсуждение духовной религиозной деятельности должно вестись в рамках богословия, а не светской науки. Рациональные ценности как содержание духовно-практической деятельности, возникающие в ходе образования, так же не вполне типичны для сотрудника милиции.

Формирование рационально-ориентированного типа духовности не следует смешивать с овладением знаниями, особенно c процессом обучения. Формирующийся в результате рациональный тип духовности связан с чувством сопричастности к сфере интеллектуального, рассудочного познания. Он формируется, как правило, у курсантов (кадетов), которые углубленно занимаются научной деятельностью и входят в круг близкого личностного общения преподавателей, занимающихся серьезной научной деятельностью.

Несомненно, основным типом духовно-практической деятельности как для вузов МВД, так и для практических подразделений выступает этически-ориентированный. Сотрудники милиции обеспечивают безопасность социума в наиболее важной области – области жизни и смерти людей. Тем самым принадлежность к правоохранительным органам может решать проблему экзистенциального самоопределения человека.

Но это возможно лишь в случае, когда сотрудники милиции вовлечены в духовно-практическую деятельность второго уровня и тем более, когда у них сформирован соответствующий тип духовности. Тяготы службы уравновешиваются адекватным решением проблемы жизненного самоопределения офицера. Открытость внутреннего мира человека в мир человеческой культуры, сопричастность с абсолютными ценностями позволяют переживать и проживать самые тяжелые жизненные и служебные обстоятельства, не подвергаясь личностной деформации.

Духовно-практическая деятельность должна быть ориентирована на предельные идеалы нравственного характера (верность Родине, Присяге). Образно говоря, она должна быть выстроена вокруг «экзистенциальной вертикали», т.е. вокруг группы моральных ценностей, связанных со служением интересам общества, которые воспринимаются членами воспитательной организации как личностные смыслы жизни. Обычно решение задач духовного воспитания достигается наряду с другими задачами организации жизнедеятельности, но ряд форм работы имеют преимущественную направленность именно на формирование этических норм.

Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществления, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей совокупности систему этого вида воспитания.

В системе правоохранительных органов используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на военнослужащих и сотрудников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих категорий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мундира»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на художественных образах или исторических личностях, но и на фактах из жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное значение имеют не только положительные примеры высоконравственного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципиальности, честности и скромности, но и анализ фактов безнравственных поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и целенаправленно распространять этические знания, доводить их до каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной практике и повседневном поведении.

Однако как бы ни было значимо этическое просвещение, оно не может быть самоцелью и никогда не в состоянии заменить нравственного воспитания.

Наиболее мощным средством организации этически-ориентированной духовно-практической деятельности является личное воздействие руководящего состава на сотрудников милиции. Эта работа не всегда осознается, ее невозможно формализовать, ею невозможно административно управлять, но именно она является самым действенным ресурсом управления. Один из основных принципов нравственного воспитания: воспитатель (начальник, командир, наставник) не должен позволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых.

Если сотрудника, военнослужащего окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям, бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И, напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых моральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко приходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобствами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «надо». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения. И здесь немалую роль играют морально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общественных организаций.

Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда сотрудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практика способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Некоторые из антиподов морали имеют место и среди отдельных сотрудников правоохранительных органов. Аморальные по своей сути служебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует прежде всего указать на незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтирательство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и злоупотребление служебным положением. Природа этих и иных проступков и преступлений различна, однако они всегда предопределяются низкой нравственной культурой сотрудников.

 

Почти всегда актуализация нравственных ценностей у сотрудников происходит в связи ситуацией нравственного выбора (или своего, или наблюдаемого). М.В.Черний описывает психологические характеристики ситуации морального выбора: наличие субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых есть следование нравственной или моральной норме, субъективные альтернативы разрешения ситуации обладают примерно равным "весом" для личности; личностная готовность (способность) человека к такой ситуации. Для того, чтобы человек осознал ситуацию как требующую от него морального выбора, необходимо (но не достаточно) наличие у человека следующих свойств: определенный уровень интеллекта (Колберг), определенный уровень морального развития, достаточная степень рефлексивности[10].

Если сотрудник милиции оказывается в ситуации морального выбора, то от него требуется наличие всех описанных качеств, и плюс к ним еще достаточная наблюдательность, позволяющая «разглядеть» в поведении другого человека нравственные причины.

Существует целый ряд форм и методов работы, нормативно определенных и специально предназначенных для управления духовно-практической деятельностью, но многие из них «заформализованны» и страдают неэффективностью. Среди таковых на первом месте - суды чести. Они действуют[11] как в вооруженных силах, так и в органах МВД. Деятельность этого органа нормативно определена. Например, в органах внутренних дел их статус закреплен в ст. 42 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По своим функциям суд чести является скорее профилактическим органом. На рассмотрение судов чести могут быть внесены или приняты по собственной инициативе материалы: о нарушении курсантом служебной дисциплины, или о совершенных правонарушениях. Причем суд не вправе рассматривать дела, по которым уже наложены дисциплинарные взыскания.

Как правило, суды чести избираются открытым голосованием в составе пяти или семи человек из числа наиболее опытных и пользующихся авторитетом курсантов и сержантов. Решение принимается открытым голосованием, большинством голосов членов суда.

Суд чести, установив виновность привлеченного к суду, может объявить общественное порицание или возбудить ходатайство перед соответствующим прямым начальником о применении одной из следующих мер воздействия:

- лишение нагрудного знака;

- понижение в должности;

-снижение в специальном звании на одну ступень;

-перемещение по службе;

-отчисление курсанта, слушателя из учебного заведения, учебного подразделения;

-увольнение со службы.

Суд чести, может не применять мер воздействия, а ограничиться одним обсуждением (если это признается достаточным).

Направление формирования эстетически-ориентированного типа духовности воспитанников решается многими способами, из которых многие имеют комплексный характер. Среди форм работы, прямо ориентированных на это направление организации духовно-практической деятельности в первую очередь выделяется подготовка и проведения смотров художественной самодеятельности и работа художественных кружков и студий

Как правило, духовно-практическая деятельность тесно переплетена с предметно-практической деятельностью: за бесконечными построениями, нарядами, спортивными соревнованиями, работой по самообслуживанию часто не замечается нравственный и эстетический компонент. Как самостоятельное направление организации социального воспитания в военизированном учебном заведении выступает координация в символическом плане духовно-практической и предметно-практической деятельности. Логика построения символического ряда достаточно проста. Чем более сложным для воспитанника являлось преодоление той или иной «ступени» в подготовке, тем более значимой должна быть символическая переработка этого события. Использование символического потенциала различных форм работы (в первую очередь массовых мероприятий) как самостоятельное направление организация духовно-практической деятельности будет рассмотрено в следующем разделе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Тема № 5. Нравственное формирование личности сотрудника ОВД | Проявление нравственной воспитанности сотрудника милиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.