Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фондовая лекция

Организационная культура органов и подразделений внутренних дел как условие духовно-нравственного воспитания

 

Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как личность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизмеряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осуждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и деятельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была официально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновременно и строгой, и доброжелательной.

Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как расхождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противоположная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Высоко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее применение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.

Особую роль в нравственном становлении личности играют руководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздействует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стараясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.

Содержание духовно-практической деятельности со временем фиксируется в опыте, традициях, памяти, привычных воспоминания, ритуалах и т.п., что и образует культуру учебного заведения.

Культура подразделения - «исторически передающиеся образцы значений, которые включают нормы, ценности, верования, церемонии, ритуалы, традиции, и воспринятые членами учебного сообщества (возможно в разной степени) мифы» (Stolp и Smith).

Организационная культура подразделения милиции, являясь отчасти стихийным феноменом, выступает с одной стороны и как условие организации духовно-практической деятельности и как ее результат.

Все стороны духовно-практической деятельности разворачиваются именно в поле организационной культуры. Культура подразделения милиции во многом основывается на таких символах как особая форма одежды, наличие особых знаков для конкретной организации и т.п.

Для органов и подразделений милиции характерен маскулинный тип субкультуры: в них ценятся сила (физическая, сила воли), мужественность, ответственность, решительность, смелость и т.п. Помимо этого преобладают консервативные и авторитарные ценности, ценности политического этноцентризма, склонность рассматривать другие государства через понятия «враждебных сил», «вероятного противника» и т.п. Общей характеристикой для организационной культуры вузов МВД и др. является авторитарный характер ее ценностного содержания. Так, символический ряд субкультуры вузов МВД, особенности типичных ритуалов, формы и методы духовно-практической деятельности свидетельствуют об авторитарном (нормативном) характере культуры. В исследованиях показано, что 60-70% установок и оценочных реакций курсантов и преподавателей относятся именно к этому типу[20]. Хотя, в то же время, степень этого авторитаризма является относительной Представление организаций этого типа в виде «царства» подавления личности неправомерно. При правильной организации воспитательной работы с сотрудниками могут быть достигнуты очень высокие значения степени комфортности личности[21]. Кроме того, как правило, что сфера духовного в вузах «силовых» ведомств не рассматривается как предмет педагогического манипулирования, субъективно она имеет и для педагогов и для учащихся статус «неприкосновенности». Более того, в ряде сфер деятельности учащимся предоставляется полная свобода творчества (например – участие в научной, творческой работе учителей и преподавателей). Во-вторых, как правило, даже репрессивные по своему содержанию виды санкций, не воспринимаются учащимися как насилие над их личностью.

Такого рода ценности невозможно сформировать, если сам педагогический корпус не является их носителем. Здоровая организационная культура, основанная на позитивных нравственных ценностях, является мощным средством стимулирования духовно-практической деятельности, причем воспитательный эффект в этом случае имеет системный характер и имеет место всегда, вне связи с конкретными проводимыми воспитательными мероприятиями. Собственно духовно-практическая деятельность в таких организациях как раз и направлена на формирование корпоративной и гражданской этики, входящей в субкультуру органов МВД.

В социологии организаций и педагогическом менеджменте описаны следующие основные направления формирования сильной организационной культуры[22]. Применительно к специфике военизированного учебного заведения, можно предложить следующие.

1) Поведение руководителя, его личный пример. Давно известно, что один из лучших способов добиться изменения поведения подчиненных – это самому демонстрировать требуемые качества. Если командир требует идеального состояния форменной одежды, а сам ходит в нечищеной обуви и мятых брюках – оценка его требований очевидна, как и их воспитательных эффект.

2) Заявления и призывы руководства. Хотя в отечественной культуре словесным заявлениям начальства традиционно склонны не доверять, тем не менее основные задачи и направления развития учебной организации должны быть четко сформулированы и неоднократно публично озвучены.

3) Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Поддержка своего сотрудника (воспитанника) в случаях необоснованных преследований со стороны другой организации, или прощение его в случае его ошибки имеет огромное воспитательное значение.

4) Системы поощрений и стимулирования должна закреплять именно требуемые образцы поведения. Ситуация, когда курсант вуза МВД задерживает преступника, а потом получает выговор за опоздание и ненадлежащий внешний вид полностью перечеркивает все воспитательные усилия.

5) Соблюдение установленных традиций и порядков (исключение случаев даже разового отступления от установленного порядка).

6) Широкое внедрение символики учебного заведения, ведомства и Российской Федерации.

В практике работы весьма эффективным способом укрепления организационной культуры является перевод курсантов старших курсов в позицию активного субъекта - носителя субкультуры военно-учебного заведения. Благотворно сказывается на укреплении навыков организации профессиональной деятельности участие старшекурсников в работе с курсантами младших курсов (оказание шефской помощи в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, помощи в адаптации к учебной и служебной деятельности вуза); участие в воспитании учащихся средних школ и подростков района, города.

Подводя итог рассмотрению проблем организации духовно-практической деятельности необходимо заметить, что, несмотря не многообразие форм и методов ее организации, основным правилом ее организации остается координация ее с основными этапами предметно-практической деятельности и активное использование многообразных ритуалов, которыми насыщена жизнедеятельность военизированных учебных заведений.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Кодекс Чести Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (1993 г.).

2. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Программа курса. М., 2001.

3. Мехед Т.Г., Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 1. М., 1998.

4. Щеглов А.В. профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 2. М., 1999.

5. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 3. М., 2001.

6. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно- методические материалы. М., 2002.

7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. /под ред. Наумкина Ю.В. М., 1999. (Главы 13-18 ).

8. Психология.. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. доп./ Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002. (Главы 11 – 16).

9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. и Дубова Г.В. (год издания – любой).

10. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

11. Пылёв С.С. Духовно- нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность). Монография. М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. М., 1991.

2. Кукушин В. М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных концепций. М., 1994.

3. Советы молодому милиционеру (О культуре поведения на службе и в

быту). М., 1996.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998.

5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

6. Зеленкова И. Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Минск, 1997.

7. Грядовой Д. И., Малахов В.П., Пылёв С.С. Вопросы формирования моральных потребностей сотрудников органов внутренних дел. М., 1996 г.

8. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции в Московском университете МВД России 6 декабря 2002 г. М., 2003.

 


[1] Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. – М, РАН, Ин-т начно Инфо по общ Наукам \ИНИОН, 1992. – 84 с.- С.17-18

[2] Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. – М, РАН, Ин-т начно Инфо по общ Наукам \ИНИОН, 1992. – 84 с.- С.18

[3] Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. – М, РАН, Ин-т начно Инфо по общ Наукам \ИНИОН, 1992. – 84 с.- С.51

[4] Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. – М, РАН, Ин-т начно Инфо по общ Наукам \ИНИОН, 1992. – 84 с.- С. 76

[5] Немиров Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел). Красноярск, 1999. – с.143

[6] Немиров Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел). Красноярск, 1999. – с. 145

[7] Завьялов А.Н., Бобков А.И., Удилов В.П. Проблем становления личности в вузах МВД в контексте экзистенциальной педагогики. Монография. – Иркутск, 2004, 90 с

[8] Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки// Вопросы философии. – 1987, № 3.

[9] Чернова М.Б. Духовная жизнь личности и коллектива в гуманистической воспитательной системе// Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы.- Минск, 2002 – С. 35-53.

[10] Черний М. В. Психологические критерии морального выбора//Тезисы доклада на конференции Lomonosov. - 1997 [Электронный ресурс].-http://ufa.muh.ru/Slovari/Psychology/www.psychology.ru/lomonosov/tesises/dd.htm

[11] На момент подготовки пособия к печати ожидалась реформа этих общественных объединений.

[12] Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Соч. В 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 410–411.

[13] Дзержинская С. В годы великих боев. М., 1965. С. 306.

[14] Фил словарь, М, 1983 с. 607

[15] Смирнов С. Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Кострома.- 2002. – 184 с.

[16] Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. - 253 с

[17] Комаровский Е.А. Воспитательные аспекты кадетских традиций в российских императорских кадетских корпусах в xix - начале xx веков// Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Пред­мет, задачи, перспективы развития. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 400 с. - С. 195-215....с. 107, 94-96

[18] Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. - 253 с....

[19] Дудин Н.М., Абрамов Ю.Б., Непомнящий И.А.Воспитательная работа с личным составом ОВД: учебное пособие для курсантов и слушателей дневного и заочного отделений образовательных учреждений МВД РФ и практических работников правоохранительных органов. - Воронеж: ВИ МВД РФ, 1999. - 90 с с. 48-49

[20] Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии Тамбов, Тамбовский областной институт повышения квалификации, 2002- 112 с …

[21] Е.Г. Вапилин, О.Д. Мулява Смогут ли офицеры запаса решить кадровую проблему в армии?//Военная мысль, 2001, №5.- с. 37-42, С.39

 

[22] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2000. – С. 419-469

По учебной дисциплине «Профессиональная этика»

 

Тема: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»

 

Обсуждена и одобрена на заседании

Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

протокол №7 от «22» марта 2007 г.

 

Москва - 2007

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование ритуалов и символов в организации духовно-нравственного воспитания | Введение. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.