Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры в современной науке




Культурология как научная дисциплина

Конспект лекций по культурологии

 

Термин «культурология» восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1939 г.). Он предложил выделить культурологию как самостоятельную науку в комплексе социальных наук. Он использовал это понятие для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение. Различные материальные предметы как повседневного значения, так и предметы искусства существуют как ценности и символы, необходимые человеку. Особая способность человека – символизация – позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых культурологией. Как самостоятельная наука культурология сложилась к середине 20 в.

Культурология формировалась как интегративное знание о культуре в обществе и человеке как культурном существе. На протяжении 20 в. возрастал интерес к проблемам культуры, обусловленный следующими причинами:

· Разрастанием процессов социокультурного развития из региональных в глобальные.[1]

· Становлением информационного общества, основанного на развитии электронных средств коммуникации и стремительном развитии науки.

· Изменением характера взаимоотношений человеческой личности с обществом, поиском средств культурной адаптации[2] человека к достижениям техногенного мира[3] и информационной цивилизации.

· Всё возрастающей ролью личности, личных качеств в повседневной, профессиональной деятельности человека. Современный мир предъявляет новые требования к интеллектуальной, духовно-нравственной культуре личности.

Культурология раскрывает сущность культуры в качестве основного содержания социальной истории и духовности как основе развития человека и общества. Предметом изучения становятся закономерности мирового и национального культурного процессов; памятники и явления материальной, духовной культуры; факторы и предпосылки, управляющие формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохрании и передаче культурных ценностей.

Культурология выявляет культурные аспекты различных областей общественной жизни (культура труда, политическая культура, повседневная бытовая культура, культура проведения досуга, культура общения); анализирует тенденции и процессы, происходящие в современной социокультурной среде.

Культура относится к числу вечных слагаемых исторического бытия человечества, поэтому она не поддаётся точному и однозначному определению. Культура невыразима посредством одного короткого определения, точно так же как невыразима жизнь или сущность человека. Потому следует указывать на некоторые главные, структурные свойства культуры, влияющие на её роль и характер в истории человечества. Следует задуматься над тем, как эти общие и более или менее неизменные свойства преобразуются на каждом этапе исторического развития, принимают тот или иной облик в атмосфере данного общества.

 

Основные концепции культуры:

 

1. Культура как человеческая деятельность. Этот подход основан на разграничении сферы культуры и природы. Под природой понимается то, что существует объективно, независимо от человека. Культура – продукт человеческой деятельности, это создание человеком особой искусственной среды обитания. Данный подход восходит к античности: Демокрит определял культуру как вторую природу, которая творится человеком.

Деятельность является насущной потребностью человека, потребностью в преобразовании мира и себя самого. М. Каган выделил 3 основные сферы, в которые направлена человеческая деятельность:

· Преобразование природы начинается в момент, когда человек овладел огнём. Человек приспосабливал природу к своим потребностям, изготавливал орудия труда, развивал хозяйство от присваивающего к натуральному. В результате человеческой деятельности человек превратил биосферу в антропосферу – сферу жизни человека.

· Преобразование общественных отношений. Вся история человечества представляет собой развитие социальных связей. Первоначально существовало лишь человеческое стадо, затем племя, род, семья, в итоге формируются государства. Происходит развитие и в плане усложнения социальных структур общества: культура дробилась на множество субкультур, общество превращалось в сложный организм.

· Преобразование самого человека. История культуры – это история познания человека. И чем бы ни занимался человек, через призму своей деятельности он постигает себя. На протяжении истории культуры человек совершенствуется, возрастает человеческое в человеке.

 

- Культура – это способ бытия, присущий человеку и определяемый через деятельность по созданию искусственной среды жизни.

- Культура – это совокупная общественная и индивидуальная деятельность по реализации способностей и сил, заложенных в человеке.

2. Культура как творчество. Деятельность животных запрограммирована инстинктом, биологической программой. Только человеку присущ спонтанный, свободный вид творчества, преодолевающий биологическую закреплённость. В своей способности к творчеству человек проявляет себя не только как часть общества, но и как самостоятельную личность. Основание человеческой свободы коренится в разумном познании и преобразовании мира. Суть человеческой жизни в постоянном самосовершенствовании. Творчество – это особая деятельность, тиражирование или получение известного результата не является творчеством. Усиление творческого аспекта культуры определяет её прогресс.

 

Культура – способ реализации творческих возможностей человека.

 

3. Культура как традиция. Творчество – лишь одна сторона культуры. Культура может существовать при условии, что наряду с обновлением в ней существуют механизмы, уже давно достигнутые. Традиция наряду с творчеством составляют фундамент человеческого общества.

Культура вбирает в себя колоссальный опыт, накопленный множеством поколений и воплощённый в научно-технических открытиях. Чтобы совершать открытия, нужны годы, а чтобы понять его сущность – несколько часов. Культура позволяет человеку осваивать опыт наиболее эффективным образом. Она увеличивает ёмкость отпущенного нам времени, благодаря тому, что расширяет индивидуальный опыт опытом прошлого.

 

Культура – это способ передачи социального опыта, это совокупность материально-духовных достижений человечества.

Культура – это наследие прошлого, критически воспринимаемое и используемое в соответствии с задачами современности.

 

4. Культура - способ удовлетворения человеческих потребностей. Человек есть существо природное и общественное, телесное и духовное. У него есть потребности витальные – необходимые для жизни как таковой (в пище, одежде, отдыхе) и потребности духовные (познание мира, потребность в красоте, потребность в творчестве, признании, общении). Культура характеризуется с одной стороны, тем, каков уровень человеческих потребностей, с другой, - как, каким образом, он стремится их удовлетворить. Если человеческие потребности можно подразделить на природные и духовные, то способ их удовлетворения раскрывает человека как нечто целостное, неразрывность в нём природного и духовного.

 

Культура – это способ выработки и селекции определённых способов поведения и интеллектуальной деятельности по удовлетворению интересов и потребностей людей. Этот механизм закрепляет в сознании и привычках наиболее приемлемые технологии существования, сохраняющие общество в консолидирующем согласии.

 

4. Культура как ценность. Деятельность человека не всегда направлена на создание вещей, которые идут во благо человечеству. Ценностью в культуре является лишь то, что отвечает человеческим идеалам, что способствует гармонизации человеческих отношений.

 

Ценности – это выработанные в истории человечества и наиболее значимые для людей человеческие качества.

 

Материальные ценности облегчают жизнь человеку, духовные ценности обеспечивают нравственный рост человека, эстетические ценности связаны с идеалами красоты, гармонии.

В итоге ценности могут быть только духовными. Ценность – не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Однако носителем ценности может стать любой материальный предмет. Ценность содержится не в самом предмете, а в тех особых (приятных, дорогих, возвышенных) чувствах и переживаниях, которые он вызывает. Автомобиль имеет ценность не потому, что у него высокая цена, а потому что он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т. д.

Общечеловеческие ценности появляются в христианскую эпоху (вера, надежда, любовь), в атеистические времена – истина, добро, красота. Истина – есть главная сущность: сущность бытия, смысл жизни, сущность человека, его предназначение в этом мире. Истина не есть завершённое знание, истина есть вечный процесс. Так, каждая историческая эпоха что-то добавляла в понимание человека. Добро – это Истина, явленная в поступках, а Красота – Истина, явленная в чувственной форме.

 

Культура – совокупность накопленных человечеством ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.