КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации обучения детей математике
Докомпьютерная подготовка Предлагается использовать докомпьютерный (безмашинный, подготовительный) этап в старшем дошкольном возрасте, который включает в себя: § Игры с игрушками с пультами управления. § Организацию логико-математических игр. § Чтение и рассматривание специальных книг по ознакомлению с назначением и внешним видом компьютера, его частей, с некоторыми понятиями информатики. (Зарецкий, Труханов. «Энциклопедия профессора Фортрана»). § Дидактические игры по ознакомлению с внешним видом и назначением частей компьютера (например, «Угадай по описанию»). Литература: /2/, /3/, /4/, /6/, /8/, /9/, /10/, /11/, /17/, /19/, /23/, /26/, /27/, /29/, /30/, /35/, /36, с. 135-142/.
В 40-е годы 20 века Леушина А.М. впервые предложила занятия как форму обучения математике в детском саду. Метлина Л.С. в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. До 90-х годов считалось, что основной формой обучения математике дошкольников является занятие. Для обучения детей математике проводились занятия 1 раз в неделю. Однако надо учитывать, что те математические представления, которые формируются в дошкольном возрасте, носят для детей прикладной характер. Математика нужна детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому математика должна быть «растворена» в разнообразных видах деятельности. Под формой обучения математике детей дошкольного возраста будем понимать такую взаимную деятельность педагога и детей, которая способствует процессу познания и направлена на получение новых и использование имеющихся знаний, умений, навыков. В современных программах занятия не являются основной формой обучения, упор делается на различные формы обучения, используемые комплексно. В программе «Пралеска» к роме занятий, которые как правило, называются игровыми комплексами, для обучения математике предлагается использовать ситуации в повседневной жизни, в продуктивных видах деятельности. На занятиях предлагается активно использовать музыку, картины, художественные произведения. Формы обучения математике в Программе «Радуга»: · В процессе повседневной жизни; · Во время прогулок (игры с песком, водой, снегом, природным материалом); · По ходу занятий продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и др.); · В процессе дидактических игр; · На занятиях. В программе «Детство» занятия называют учебно-игровой деятельностью. Занятия не считают основным средством работы с дошкольниками. Их количество и продолжительность строго не регламентируется. Воспитатель сам определяет их необходимость, содержание, способ организации, место в режиме дня, исходя из общих дидактических требований. Занятия необходимы для: систематизации, углубления, обобщения личного опыта ребенка в усвоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют специальных условий и руководства со стороны взрослых. Обучение детей осуществляется в основном в повседневной жизни путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых является игра (общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная деятельность, изобразительная, художественная, театральная деятельность, труд). Занятия представляют собой комплекс игр-упражнений, объединенных общим героем или темой. В узком смысле слова «занятие» понимается как урок. «Занятие» в широком смысле - есть производное от слова «заниматься». Мы будем использовать термин «занятие» в широком смысле слова. Занятия проводятся в разных формах, ежедневно, во всех возрастных группах. Рассмотрим следующие формы обучения: · Традиционные занятия (занятия-уроки). Такие занятия проводятся редко, по мере необходимости, в основном в старшей группе (с целью преемственности). · Комплексные занятия (например, математика + изодеятельность). На таких занятиях на одном временном промежутке решаются задачи из разных программных разделов. Комплексно-тематическое занятие – это комплексное занятие, имеющее тему. (Например: «Снеговик»). · Самостоятельная познавательная деятельность: -игры с дидактическим материалом, -работа с книжкой (раскрашивание, вырезание, сравнение по величине): книжки типа раскрасок, книжки типа математических тетрадей – «Геометрия для малышей» (авторы Житомирский, Шеврин), «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика» (авторы Левина и Сапгир); -выполнение занимательных упражнений (головоломки, игры с палочками) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». · Дидактические игры. Существует много сборников с д/и по математике таких авторов, как Сай, Удальцова, Миронова, Старжинская, Новикова. · Сюжетно-дидактические игры (этот термин предложила А. Смоленцова, «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»,1985г.) · Развивающие игры. Предложены З.А. Михайловой, Б.П. Никитиным («Ступеньки творчества или развивающие игры»). · Учетно-контрольные занятия (1 раз в квартал). · Ситуации в повседневной жизни: А) планируемые Б) стихийно возникающие ситуации. Задача педагога состоит в том, чтобы увидеть ситуацию и использовать ее. · Занятия по тетради на печатной основе (по индивидуальным тетрадям). Авторы: Новикова, Павлова, Ерофеева, Непомнящая Р., Житко И.В., Житомирский (Занимательная математика), Шеврин (Геометрия для малышей, Математическая азбука), Левина, Сапгир (Приключения Кубарика и Томатика, или веселая математика), Моро и др. (Математика в картинках). Индивидуальные тетради используются не на всех, а лишь на некоторых занятиях. Для дошкольников впервые такие теради были разработаны в конце 60-х годов 20 века. Они предназначались в основном для родителей с целью подготовки детей к школе. В 90-х годах такие тетради были разработаны для массовых дошкольных учреждений. Все эти тетради предназначены на один год, их количество должно равняться количеству детей в группе. Все разработанные тетради отличаются друг от друга по яркости, красочности и художественности оформления. В одних тетрадях прямо на странице имеются 2-3 вопроса или задания, в других – предложено большее количество заданий для одной картинки, но записаны они в отдельной части тетради. Для того, чтобы провести занятие по индивидуальной тетради, необходимо составить конспект по одной страничке (картинке). Схема конспекта занятия по индивидуальным тетрадям: 1. Тема (лучше сюжетная). 2. Источник (например, «Математика в картинках»), номер страницы, 3. Возрастная группа. 4. Программные задачи (в том числе задачи на развитие логического мышления). 5. Этапы и методы решения программных задач. Вводная часть: сюрпризный момент. Основная часть: 1. Объяснение. 2. Вопросы и задания, предполагаемые ответы и действия детей. Все вопросы и задания должны быть сформулированы так, чтобы дети их выполняли в тетрадях, следует исключить хоровые ответы. Формы контроля: воспитатель может пройти по рядам; дети могут поднять цифру или фишку; может быть нашептывание ответа на ушко. Заключительная часть.
Преимущества занятий по индивидуальным тетрадям: -способствуют индивидуальному подходу в обучении, -обеспечивают индивидуальный контроль выполнения заданий, -дети могут реализовать желание рисовать в книгах и тетрадях, -сокращается время на подготовку к занятиям, -индивидуальные тетради - яркие, красочные - способствуют привитию интереса к процессу обучения. · Обучение с помощью компьютера. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях существуют компьютерно-игровые комплексы (1 помещение – компьютерный класс, второе - комната психической и физической разгрузки). Разработаны специальные программы (программа «Дошкольник»). Преимущество этой формы: -возможность индивидуального подхода в обучении. -компьютер представляет собой для ребенка интересную игрушку – у детей развивается внимание и интерес к учебе и т.д. Если нарушать правила пользования компьютером, то работа может принести отрицательный эффект. Ребенку 4-6 лет за компьютером можно находиться не более 10 мин., 1-2 раза в неделю (иначе у ребенка нарушается осанка, зрение, психика). Поэтому с помощью компьютера надо решать только те программные задачи, которые в других формах решаются менее эффективно. · Занятия в увлекательной форме: - сюжетные: занятия-сказки, занятия-путешествия, игры с элементами драматизаций, сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, праздники на определенную тему. Могут проходить в музыкальном зале, включается музыка, песни, танцы, подбираются костюмы. Путешествовать можно по нескольким сказкам, в экзотические страны, на Северный полюс, в Африку (в «Д.в.» Шамесова, Непомнящая). Целесообразно придерживаться сюжета сказки, меняя задания в сказках на задания математического характера. Сценарий праздника должен быть написан так, чтобы он не предусматривал репетиций для детей. - бессюжетные (КВНы, викторины, спортландии), авторы: Ерофеева, Михайлова. Две группы (или группа) детей разделена на подгруппы, задания состоит из нескольких эстафет, должны быть и математические задания. Придумывается система оценок. Существует 2 мнения об организации таких занятий: 1)следует заранее репетировать содержание и ход таких занятий (Непомнящая, Шамесова), 2)такие занятия должны быть для детей сюрпризом. Дети могут использовать песни, стихи, загадки, которые уже знают (Ерофеева, Будько Т.С.) · Игровые комплексы (появились в программе «Детство»; есть в «Пралеске»). Это несколько игр и упражнений в т.ч. логико-математических. Предполагается, что эти игры взаимосвязаны (например, героями). · Тематические комплексы (предложены Будько Т.С. в методическом пособии “Развіцце матэматычных уяўленняў у дашкольнікаў”, 1998). Тематический комплекс – это совокупность организованных, заранее продуманных разных видов деятельности, взаимосвязанных между собой и объединенных общей темой для совместного решения нескольких дидактических задач из разных разделов программы. Тематический комплекс может длиться как традиционное занятие 15-25 мин., но, как правило, это спаренные 3-4 комплексные занятия, объединенные общей темой. Иногда тематический комплекс может длиться целый день, включать в себя различные режимные моменты. Тематический комплекс разбивается на блоки, в каждом блоке решаются программные задачи из разных разделов, в том числе и по математике, блоки связаны между собой по смыслу. Между блоками необходимо делать перерывы для самостоятельной деятельности детей. Преимущества этой формы обучения: дети познают математические отношения в естественных условиях, процесс обучения идет незаметно для детей, все математические представления запоминаются легче и эффективнее, через определенный промежуток времени у детей легче вызвать воспоминания и ассоциации, т.к. эти представления связаны с определенной темой. Требования к составлению конспекта: следует чередовать физическую и умственную нагрузку, не должно решаться слишком много дидактических задач, целесообразно использовать художественное слово, музыкальные произведения, сюрпризные и игровые моменты, необходимо следить за постоянной сменой расположения детей. Схема конспекта тематического комплекса. 1. Тема. 2. Источник (может быть несколько или ни одного). 3. Возрастная группа. 4. Дидактические задачи: по математике, музыкальному и физическому воспитанию, изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с природой. 5. Материал (целесообразно использовать окружающие предметы). 6. Организация и размещение детей (сидя на ковре, на прогулке, в физкультурном зале). 7. Опора на имеющийся опыт. 8. Этапы и методы решения программных задач. Для всего тематического комплекса должны быть единые вводная и заключительная части. Все блоки должны быть связаны друг с другом по смыслу и объединены темой. В каждом блоке: должна быть своя вводная и заключительная части, должны решаться задачи по математике в комплексе с другими, должны быть четко сформулированы вопросы и задания детям (указаны предполагаемые ответы и действия детей), могут быть дидактические игры, занимательный материал.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |