КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патристика – Учение отцов церкви
Христианство. 1 век н.э. Филон Александрийский (20 до н.э. – 54 н.э.) самый крупныйиз философов, основывавшихся на священном писании. Сложный период христианства. Начинаются гонения на христиан и иудеев. Императорский культ – постановка статуй императора во всех храмах, но ведь «не сотвори себе кумира» и т.д.. Тот кто отказывался репрессировали. Аллегорическое толкование священного писания. Одно толкование – для всех, другое – только для элиты. Под мифологической формой в моисеевском пятикнижии скрыта вся истина, данная человеку Богом. (Пока ещё нет Нового Завета). Как относится к философии греческой (языческой)? Греческая философия - человеческое воспроизвеление Слова. В центре философии – Бог, как всемогущее существо, трансцендентное по отношению к этому миру (т.е. за пределами этого мира; если чему-то и подчиняется, то только не нашим законам, противоположность имманентности). Он открывается верующему только в момент экстаза (при потере контроля над собой). К пониманию того, что есть Бог, можно придти через отрицание того, чем орн не является. Бог – не человек, чувственно не воспринимаем и т.д. Такой Бог бестелесен, един, равен только самому себе, невыразим в наших чувствах и понятиях. Так как он трансцендентен ==> находится вне его, но является его творцом. Творение мира – результат свободного волеизявления бога, каприз. Творение мира осуществляется посредством логоса и идей. Идеи – сущности, Логос – закон вещей. Логос – слово бога, а слово бога – сам бог. Но бог выше логоса. Создавая мир, бог создаёт и бестелесные души. Из «хороших» - ангелы. Душа – носитель божественного, тянет вверх, к богу, а тело – всё плохое, тянет вниз. Бог один и он един. Идея творения богом мира. Бог - вне мира. Идея о сыне Божьем (-логосе). Прирождённая человеческая греховность. Идея о покоянии (через открытость богу). Осуждение богатства. Равенство всех людей перед богом.
2-8 века н.э. Совокупность христианских докртин, на которые опиралось Средневековье. Два периода – доникейская (до 325 года – Первый вселенский христианский собор, имп. Константин, где был принят никейский символ веры) и классическая. Доникейская - обращённость в прошлое, уверенность в том, что библия содержит полный свод истин, бог – абсолютное бытие. Монотеизм, обоснование креационизма (6-дневное творение мира), апофатическая теология через отрицание и какофатическая – через позитивные утверждения, всеобщая мировая гармония, принцип телеологии (всё целесообразно). Идеология гонимого христианства (в чём только не обвиняли), и гоняли до 4 века. 380 – Феодосий: христианство – офиц. Религия Римской империи. Болшинство отцов церкви умерло не своей смертью, их по большей части канонизировали. Юстин. Первый попытался осемелировать греческую философию и христианство. Философия д.б. достоянием не избранных. При сравнении говорит, что и греческая философия имеет право на жизнь, но она ниже библейский мудрости, так как первая доступна только избранным, она противоречива. Языческая мудрость – творения людей, а библейская – божественная. Библейская – много древней è более истинна. Учение о едином боге, вина за зла – на человеке, а не на боге, бессмертие души… Татеан. II век. Греки разорвали истину на части. Греческая философия и мифолоия безнравственна (диоген умер от обжорства…). Обвиняет греков в плагиате (науки, алфавита…). Бог есть дух не живущий в материи, но создатель всех предметов как видимых так и невидимых, мир творится для нас. Так нельзя поклоняться «слугам своим». Нет смысла в жертвоприношениях. Бог всеблагой, всемогущ, всезнающ, абсолютно ни во чтом не нуждается, поэтому обещать ему что-то (приносить жертвы) бессмысленно. Теофил. Плагиат греков по Татеану. Мудрость языческих философов ложна по определению, так как не опиралась на надёжные основы истинной веры. Всякое дело должно начанаться с веры. Как земного царя не все видят, но все о нём знают, так и царя небесного не видят, но знают по его делам. Афинагор. Спекулятивная христианская философия. Пытался внести принцип рационализма в обоснование веры. Два доказательства существования бога – индуктивное и дедуктивное. Посмотрите на этот мир, вы увидете как он красив, гармоничен, значит кто-то этот мир так красиво устроен. Дедуктивное: бог – существо беспредельное, всеохватывающее, значит он может быть только один, иначе его признаки бы ущемлялись. Тертуллиан (160-220). Крестился в 35 лет. Цивилизация извратила человека, приобщила к миру ложных ценностей. Один способ вернуться – принять христианство и аскетизм. Философские школы ничего общего с христианством не имеют, заняты они разговором, истину не знают, только ищут и ещё не нашли. Философия положила все ереси. Пусть прислушивается к голосу души, тгда он постигнет бога и всё остальное. Истина – от бога, а ереси – от дьявола. Мы не нуждаемся ни в каком любопытстве после Христа. В священном писании дана вся истина. «Верую, потому что абсурдно» - если разум восстаёт, то остаётся тлько верить. За буквальное прочтение библии. Идея о непогрешимости церковного авторитета. Бог – чистый дух, но он телесен, т.к. всё, что существует имеет тело.
Продолжеаем патристику и Тертуллиана. Бог есть чистый дух, но он телесен, так как всё существующее имеет тело. Материя равновечна с богом. Человек – единство души и тела. Душа так же телесна и бессмертна. Человек наделён свободой выбора. Добродетельным становятся. Принцип свободы совести (на свободу принятия христианства). Религия одного не мешает религии другого. Обвиняет языческих богов в безнравственности. Делил общество на 2 лагеря – светское языческое и духовное. Первое ориентировано на приходящие, материальные ценности. Второе – на вечные, подлинные ценности, небесные истины. Все надежды на потусторонний мир, смерть надо ждать. Античность нельзя рассматривать как важный этап в развитии мировой истории.
Классическая патристика (после 325 г.)
Объяснение догматов церкви, принятых в Никее. 380г – Второй вселенский собор (Никео-константинопольский символ веры). Два уровня восприятия библии (прочтение и восприятие каждым и проникновение в глубинный смысл библии). Основные деятели: «три светоча копадокийской церкви»: Григорий Богослов. Мристианская мудрость – прямая наследница языческой, но надо опираться на веру. Вера означает безоговорочное принятие священного писания. Григорий Минский. (!!!!????) При общении с богом – «ты мне – я тебе».Философия – средство толкования богословских истин. Рационально бог непостяжим. Развитие мира – реализация плана, но бог в нём не учавствует. Человек – посредник между богом и миром. Василий Великий. Проповедывал монашество, аскетизм, презрение ко всему мирскому. Отстаивал отделение церкви и государства. Если возможно, то надо использовать наследие античности. Плюс к ним примкнул Иоанн Златоуст. Монополия церкви на все сферы частной и общественной жизни. «Пост есть пища души». Западная патристика. Иероним (!!!!!!???)(4 век) перевёл библию на латинский (ветхий – на древнееврейском и арамейском, новый завет – на греческом) и Амвросий (!!!???) (идеология как на востоке). Самый значимый патрист - Августин Блаженный (354-430). В 18 лет уже имел сына, потом к женщинам охладел (мягко говоря). Систематизация христианское вероучения, опровергал язычество. Апостольская церковь стала епископской (после 380). «Церковь не только приглашает к добру, но и принуждает к добру». «Лучше рана принесённая другом, чем поцелуй врага». Цель оправдывает средства и цель – сделать из грешника христианина. Резко против языческой философии, так как она не дала целостной картины мира. Языческие боги выдуманны. Величие Рим добыта не поклонением богам, а политике. Всё истинное можно обнаружить в священном писании. Мир не может хранится в мире, значит он творится из ничего. Мир есть материя. Бог – личность, обладающая интеллектом, он всемогущ, всезнающ. Мир один, человек обладает душой, она бессметрна, обладает разумом, волей и памятью. Природа – божественное творение. Её созерцание, познавание можно только для восхищения творческого могущества бога. Природа – дело рук бога и человеческим рукам там делать нечего. Проблема времени. Мир творится вместе со временем, время присуще всем вещам.. Но соотношение настоящего, прошлого и будущего таково, что есть только настоящее. Но прошедшее и будущее есть в нас благодаря воспоминаниям и надежде, значит время – субъективно. На земле всё временно, а бог вечен. В вечном нет ни будущего, ни прошлого, там всегда вечность. Теодицея – учение об оправдании бога. Если бог такой хороший, то почему мир такой плохой и дряной и кто за всё это отвечает? В мире как в творении бога не может быть зла. Зло же есть недостаток добра. Мир временный и поэтому он не может быть абсолютно идеальным, но он лучший из миров, так как он творение бога. Всякие негативные моменты относительны. Всё в мире стремится к красоте, к гармонии. Человек свободен и он отвечает за свой выбор. Нарушив запрет бога пости все люди уже не могут творить добра. Только некоторые, выбранные богом. Христос искупил грехи не всех, а только избранных его Отцом. Выбор был капризом бога, то есть произвольным. Праведники могут не попасть в их число, а грешники – избранными. Гармония веры и знания. Нет разумного познания без веры и нет веры без познания. «Верб чтобы понимать». Церковь никогда не ошибающаяся толковательница не только Писания, истины. «Что я знаю, в то я верю, но не всё то чему я верю, я знаю. Что я знаю, то я и понимаю, но не всё я понимаю, чему я верю». Любое правильное исследование должно начинаться с веры. Научное знание – знание ориентированное на использование на практике. Мудрость – познание вечных божественных дел и истин. Знание не должно быть ради знания и не должно быть ради применения. «Я желаю познавать бога и душу». Этика. У человека есть два пути жизни– жить по человеку и жить по богу. Человек похож на дьявола не потому, что ориентируется на плоть, а так как живёт не по богу, а по человеку. Добродетель тем выше, чем более аскетичен. Поэтому против искусства. Град земной и град небесный. Земной – государственность, небесный – церковь. Эти два город создаются 2 видами людьми. Любовь к самому себе, доведённая до презрения к богу, и любовь к богу, доведённую до презрения с себе. Граждане первого – будут мучится, а второго – всегда поддерживаются к богу.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |