Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы научения: поощрение и наказание

Поведение всегда приводит к определенным последствиям. Неко­торые последствия имеют небольшое значение, зато другие вызывают изменения. Они влияют на вероятность повторения поведения. По­следствия могут быть как позитивными (желаемыми), так и негатив­ными (нежелательными). Оплата и признание являются примерами позитивных последствий, а оскорбление и увольнение – негативных.

Последствиями поведения могут быть позитивное поощрение, не­гативное поощрение, наказание и отсутствие поощрения. На рис. 4.6 показана природа каждого типа последствий и их влияние на возмож­ность повторения поведения.

 

 

Рис. 4.6. Типы последствий поведения в зависимости от ситуации

Виды поощрений (подкрепление)

Позитивное поощрение имеет место, когда желаемые последствия свя­зываются с поведением. Если источник позитивного поощрения связан с поведением, это увеличивает вероятность того, что поведение повторит­ся. На рис. 4.7 приведен пример позитивного поощрения на работе. Предположим, что требуется повысить качество работы секретаря, снизив количество допускаемых при печатании ошибок. Когда секретарь пе­чатает с меньшим количеством ошибок, начальник может осуществить позитивное поощрение, сказав: «Великолепно сделано». При определен­ной продолжительности стимул работать хорошо в конце концов приве­дет к уменьшению количества опечаток. Позитивное поощрение может стать очень эффективным средством для повышения качества труда, од­нако необходимо следовать определенным правилам, если в качестве ис­точников позитивного поощрения используются награды.

 

 

Рис. 4.7. Примеры последствий поощрения на работе

 

Негативное поощрение имеет место в случае уклонения от нежела­тельных последствий. Оно также увеличивает шансы повторения пове­дения. Работник на шумном производстве обнаруживает, что исполь­зование берущей снижает уровень шума. Это должно привести его к появлению ассоциации между шумом (на заводе) и использованием берущей. Снижение уровня шума – источник негативного поощрения. Он укрепляет связь между стимулом (работа при сильном шуме) и реакцией (использование берушей). Это также называется обучение ук­лонению. Реакция направлена на то, чтобы избежать негативного эф­фекта. Точно так же как водитель не превышает скорость, чтобы избе­жать штрафа, он может стараться на работе, чтобы соответствовать принятым стандартам и уклоняться от нежелательных последствий. На рис. 4.7 показано, что секретарь может повысить качество своей рабо­ты, чтобы избежать критики начальника.

Негативное поощрение действует во многих случаях. Некоторые считают, что это хороший способ управлять людьми, т.е. люди, избрав­шие неверное поведение, должны ожидать ответных действий. Однако в применении данного подхода существуют трудности. Во-первых, он создает напряженную атмосферу – трудно работать день за днем, ко­гда основной мотивацией является желание предупредить неприятные результаты. Во-вторых, отношения часто портятся, когда другой чело­век, например начальник, представляет собой постоянную угрозу, ко­торую нужно избегать. Негативное поощрение особенно нежелатель­но, когда это единственный рычаг управления людьми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перенос знаний | Наказание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.