КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Централизованное хозяйствование
Хозяйствование бывает не только индивидуальным и коллективным, но и централизованным. Его становление нуждается в специальном исследовании. Оно существует и внутри фирм, и в странах, и даже в мире в целом. Оно прогрессирует вместе с ростом значения пострыночных отношений. Экономическая роль государства имеет разное значение. Особенно велика его роль в настоящее время. Экономика ┌────────┼────────┐ мобилизационная командная демократическая ┌──────────┼───────────┐ регулирование программирование управление Для понимания проблемы хозрасчета важно учитывать специфику деятельности подрядных и арендных предприятий, систематику основных форм предприятий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, единоличные предприятия, когда работает и хозяйствует один человек. В таком случае он вступает в рыночные отношения с другими предприятиями, то есть ведёт предпринимательский расчет. Работник <=============> Работник Рыночные отношения СОВМЕСТНЫЕ, коллективные и т.п. предприятия. Они представляют единство труда и хозяйствования многих людей. Как и индивидуальные, эти предприятия вступают в рыночные отношения с другими предприятиями. Одновременно у них возникают и внутренние отношения по поводу распределения продуктов труда между сотрудниками предприятия. Работник «Работник <=============> Работник «Работник Рыночные отношения
Распределительные отношения ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ, в том числе и государственные, предприятия представляют наиболее развитую форму. Помимо рыночных и распределительных возникают управленческие отношения предприятия с вышестоящими органами: правлениями корпораций, органами власти. И эти управленческие отношения оказываются главными по сравнению с другими отношениями на предприятиях. ЦЕНТР Управленческие отношения ПРЕДПРИЯТИЯ «ПРЕДПРИЯТИЯ Распределительные отношения РАБОТНИКИ Рыночные отношения Распределительные отношения характеризуют взаимоотношения работников предприятия по поводу заработной платы и других доходов. Они детерминированы законами вещных прав. Рыночные отношения подвержены законам ценообразования рынка. Спецификой такого типа предприятия являются законы управления, то есть отношений предприятий и центра, в том числе и органов власти. Поэтому их следует осмыслить конкретнее. Функции центра многообразны и динамичны. Они вытекают из характера власти центра, его роли в экономике. Историческая тенденция централизации вела к росту центров в деятельности хозяйствующих субъектов. Это происходило на разных уровнях общественного прогресса. В древнем мире основой таких централизованных систем были натуральные, принудительные отношения. Так были организованы храмовые и дворцовые комплексы Древнего Египта, Вавилонии и другие. Они были основой рабовладения и феодализма. Становление рыночной экономики привело к разрушению ранее существовавших централизованных комплексов экономики. В последующем рыночная экономика порождала свои централизованные системы, которые сейчас доминируют на рынке - монополии (в широком смысле слова, то есть и дуополии, и олигополии), государственные сектора экономики. Естественно, что данный тип централизма не только отличается от предшествующих его форм, но и сохраняет с ними преемственность. Изменяются и возможности централизованного управления ввиду бурного развития средств коммуникации, информации, обработки сведений компьютерами и т.д. Утверждение централизма зависит от множества обстоятельств его существования. Поиск оптимальной централизации не исключает ошибочных решений и необходимости «откатов» назад - некоторой излишней децентрализации. В СССР была чрезмерная экономическая централизация и поэтому вполне закономерно понижение её уровня, что не оправдывает процессов разрушения централизма вообще.
Эмпирический, самый болезненный, поиск оптимума взаимного действия рыночных, распределительных и управленческих отношений предприятия позволяет выявить определенные законы существования централизованных систем в экономике. Изменение функций этих отношений в ХХ веке привело к осознанию проблемы внедрения рыночных отношений на предприятиях и на этой основе корректировке распределительных отношений. Вместо жестких административных распределительных отношений внутренние отношения теперь включают в большей или меньшей мере рыночные отношения. Функции наёмных работников предприятий расширяются, и возникает внутрифирменное предпринимательство. Организационно всё это и проявляется в возникновении хозяйственного в отличие от других форм расчета. Централизованное хозяйство предполагает становление системы управления соответствующего микромаркета. Содержание УПРАВЛЕНЧЕСКИХ отношений требует специального изучения. Они сложны и многообразны. В них входят отношения учета, предвидения, регулирования и т.п. В целом, все это объяснялось принципом демократического централизма, который конкретизировался совокупностью принципов: централизм, самостоятельность, прибыльность, заинтересованность, ответственность, контроль. Между этими принципами на практике часто возникали противоречия. Централизованные экономические комплексы существовали до превращения рынка в главный тип отношений людей. Они сохранялись в качестве важнейших элементов рынка и были образцами создания рыночных централизованных комплексов, например, государственных предприятий, скажем железнодорожных. Однако все это было, скорее, эмпирическим поиском вне «общего решения проблем», т. е. без создания теории. Возможно высказать гипотезу: микромаркет СССР был директивным (административным), а микромаркет Европейского Союза и США все более становится системным, т.е. достигают тех же целей системой косвенных и прямых методов воздействия. Все это надо изучать монографически. При внутреннем рынке монополия превращается в «естественную», то есть она служит целому, не противоречит интересам целого. Сегодня во многих развитых странах и их интеграционных комплексах типа США и Европейского Союза фактически действует внутренний рынок, который поддерживается разными методами, как политикой «свободной торговли» (в США), так и политикой протекционизма при относительной слабости внутреннего капитала. В связи с этим в странах фактически существует особый тип трансфертных цен, субсидированных цен как на сельскохозяйственную продукцию США, или повышенных цен на алкогольные напитки Финляндии (так что финнам выгоднее ездить покупать своё национальное пиво в Эстонию) и т.п. Последовательное развитие всех этих тенденций рынка в развитых рыночных странах ведет к созданию единого народнохозяйственного комплекса или «единой фабрики» [см.: 68, Т.33, с. 101].
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |