Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Динамическая модель конфликта

Понятие этапа конфликта.

Конфликтная ситуация.

Понятие инцидента.

Эскалация конфликта.

Завершение конфликта.

Послеконфликтная стадия.

 

Динамика конфликта представляет собой ход его развития во времени, изме­нение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних фак­торов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов.

Предконфликт (латентный период).

Возникновение объективной проблемной ситуации — состоит в появлении про­тиворечия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конф­ликт порождается объективной проблемной ситуацией. Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению восприни­маемой ситуации. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликт­ными способам — заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждение, разъяснение, просьбы и пр. В любом случае на данном эта­пе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции. Возникновение предконфликтной ситуации — воспринимается как наличие не­посредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или обще­ственно важным интересам.

Собственно конфликт (открытый период).

Инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов доста­точно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться.

Эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация — это та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Сбалансированное противодействие — использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согла­сия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Послеконфликтная ситуация (латентный период).

Частичная нормализация отношений — негативные эмоции не исчезли; проис­ходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важно­сти дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодо­ление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс ин­теграции.

Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обостре­ние противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оп­понентов друг против друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Для эскалации конфликта характерно:

• сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения;

• вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, который посте­пенно становится доминирующим. Образ врага как целостное представле­ние об оппоненте, интегрирующее искаженные данные, начинает формиро­ваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;

• рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;

• переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

• рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризациии;

• применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;

• потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерас­тает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;

• расширение границ конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения;

• увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфлик­та, расширению набора применяемых в нем средств.

Обострение конфликта сопровождается регрессией психики, которая основы­вается на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельно­сти, развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противополож­ную сторону.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации, рост психической напряженности. Принимаемые меры понимаются противополож­ной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап— собственно начало эскалации. Стороны надеются путем нажима изменить позиции оппонента при обоюдной неготовности уступить. Зре­лый взгляд на реальность уступает упрощенному подходу, который легче поддер­живать эмоционально.

На четвертом этапе психика регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего 6-8 годам. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с его мыслями, чувствами.

На пятом этапе эскалации признаки поступательной регрессии прояв­ляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие мораль­ные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, воспри­ятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага.

Завершение конфликта — процесс, который, хотя и обусловлен намерениями оппонентов, но не исчерпывается ими. Исход конфликта, без сомнений, связан и с целями участников, и с теми средствами, которые они используют. Его длитель­ность и интенсивность зависят от устремлений оппонентов, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, наконец, от времени и усилий, которые нужны для выра­ботки окончательного решения. В то же время, достижение согласия в том, что будет решением проблемы, удовлетворяющем всех, выдвигает на первый план та­кие факторы, которые объективно детерминируют действия сторон. Эти факторы влияют опосредованно и должны быть рассмотрены отдельно.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие сто­роны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

К ним относятся следующие:

• время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющего­ся в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятно­сти выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

• третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (инсти­тутов), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А. И. Шипилов) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

• своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше обиды и претензий — больше возможностей для того, что­ бы договориться;

• равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможно­стям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т. д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

• культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероят­ность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно
при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств;

• единство ценностей: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение. Дру­гими словами, «... конфликты более или менее регулируемы, когда у их уча­стников есть общая система ценностей» (В. Ядов), общие цели, интересы;

• опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у од­ного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

• отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способ­ствуют более полному разрешению противоречия. Например, в крепких се­мьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конф­ликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Разрешение конфликта представляет сложный и многоступенчатый процесс. Ком­петентный человек должен четко знать, что он включает в себя несколько этапов.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

• объект конфликта (материальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

• оппонент (данные о нем, его психологические особенности; отношения оп­понента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы; правовые и нравственные основы его требований; действия в кон­фликте, ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);

• собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; пра­вовая и нравственная основы требований, их аргументированность; ошибки; возможность их признания и др.);

• причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

• социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие зада­чи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, обще­ственности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);

• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент вос­принимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое пред­ставление о конфликте и т. д.).

Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руковод­ством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта и др.

Прогнозирование вариантов разрешения конфликта оппонентами и опреде­ление соответствующих своим интересам и ситуации способов его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благопри­ятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

Определение критериев разрешения конфликта, признаваемых обеими сто­ронами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авто­ритетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с вы­бранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана.

Контроль эффективности собственных действий — критические ответы на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию пла­на? справедливы ли мои действия? что нужно для по устранению помех разреше­ния конфликта? и др.

По завершении конфликта — анализ ошибок; обобщение полученных знаний и опыта; попытка нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять дис­комфорт в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные послед­ствия конфликта в собственных состоянии, деятельности и поведении.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2 Структурная модель конфликта | Тема 4 Типы конфликтов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.